ВВЕДЕНИЕ
Любое государство требует наличия управления, следовательно, осуществления контроля. Контроль на уровне государства реализуется в форме государственного контроля, отраслями которого являются административный и финансовый контроль. Финансовый контроль занимает особое место в экономической системе государства, являясь ее важным составляющим звеном, представляя своеобразный инструмент управления финансами. Формами контроля является проверка, ревизия и аудит.Значение ревизии определяется тем, что в современной российской структуре государственного управления практически все бюджетные средства распределяются и расходуются органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, соответственно ревизия в основном нацелена на проверку расходования бюджетных средств государства. Поэтому без участия органов контроля задача осуществления полного, систематического и результативного контроля использования бюджетных и иных государственных средств становится практически неразрешимой.
Финансирование деятельности организаций осуществляется в рамках государственной бюджетной политики. Все организации принимают непосредственное участие в подготовке предложений по формированию государственной политики в области эффективного использования средств федерального бюджета, основой которых является результаты финансового контроля, с проявлением его различных форм.
Самым наиболее приемлемым инструментом финансового контроля является ревизия финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет невозможен без организации ревизии, поскольку ревизия предполагает наличие действенной системы за контролем поступивших в распоряжения организаций денежных средств.
Качественное проведение и организация ревизии свою очередь, служит основой формирования целенаправленной финансово-хозяйственной деятельности организации.
Курс лекций охватывает круг тем, определенных примерной программой соответствующей учебной дисциплины, включая общие положения финансового контроля и ревизии, классификацию форм и видов контроля, нормативное регулирование контролирующей деятельности в Российской Федерации, организацию и методику проведения ревизии, документирования и результативность ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации.
Тема 1. История развития контроля. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой
Тема 2. Классификация форм и видов контроля. Взаимосвязь и отличия между видами контроля по разным основаниям
По источнику финансирования контрольных действий:
– Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль.
– Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.
– Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.
Взаимосвязь и отличия внутреннего от внешнего контроля.
Формы финансового контроля
Внутренним контроль является тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну и ту же систему. Внутренний контроль может быть предусмотрен уставом организации или заложен в должностных инструкциях сотрудников. Объектом внутреннего контроля является производственная, финансово-хозяйственная деятельность, а именно технологические процессы, нормативное хозяйство, качество продукции и её соответствие потребностям рынка, а так же весь спектр финансовых показателей. Помимо общих контрольных задач перед внутренним контролем стоит задача соизмерения затрат и результатов хозяйствования.
Важную роль в организации внутреннего контроля играет уровень автоматизации технологического процесса и степень точности отражения его стадий в документации, т.е. организация документооборота.
Роль внутреннего контроля возросла с развитием рыночных отношений и частной собственности. Формы организации внутреннего контроля могут быть различными:
– служба внутреннего аудита;
– служба бухгалтерии;
– независимый ревизионный отдел и др.
Связь внешнего и внутреннего контроля выражается прежде всего в том, что они определены общей целью – это проверка соблюдения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.
Отличия внутреннего и внешнего контроля представлено в таблице № 2.2
Таблица № 2.2
№ | Отличие | внешний | внутренний |
1 | Обязательность осуществления | обязателен | обязателен по внутренним нормативным документам |
2 | Пользователи информации | внешние | внутренние |
3 | Объем проверяемой информации | ограничен в зависимости от вида проверки | полная возможность доступа к любой информации |
4 | Зависимость содержания от поставленных задач | определяется контрольным органом | зависит от задач управления |
5 | Зависимость от руководства проверяемой организации | независимый | зависимый |
6 | Перманентность (постоянство) | осуществляется только в период проверки | наличие возможности последующего контроля. |
Формы финансового контроля
В настоящий момент существуют три формы финансового контроля:
– проверка;
– аудит;
– ревизия.
Проверка – действия контрольных органов в целях обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, профилактики бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и имущества, формирования достоверной и полной информации по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Федеральное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.
Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности»
Аудиторская проверка представляет собой сбор, оценку и анализ аудиторских доказательств, касающихся финансового положения предприятия.
Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленными законодательством РФ, инициативный аудит — по решению экономического субъекта.
Ревизия – проверка контрольными органами за определенный период, в целях обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, недостач и хищений денежных средств и имущества, формирования достоверной и полной информации о всех результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.
Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером.
Отличие ревизии от проверки по охвату финансово-хозяйственной деятельности. Ревизия – это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности организации. При проверке проверяется отдельный вопрос финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка денежного довольствия сотрудников, проверка расходования горюче-смазочных материалов, проверка использования денежных средств при заключении гос. контрактов). Аудит входит в определение ревизии. В коммерческих организациях проводится только аудит или проверка.
Методы фактической проверки
Методы фактической проверки – специально организуемые контрольные действия, с результатами которых сопоставляются содержание проверенных документов.
В методы фактической проверки входят:
– Инвентаризация
- Контрольная закупка
- Контрольный обмер
- Контрольный запуск сырья в производство
- Получение объяснений
- Получение справки от других организаций
1. Инвентаризация – В соответствии со ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учёте» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Проведение инвентаризации является обязательным и проводится в следующих случаях:
Различные виды инвентаризаций классифицируются по нескольким признакам:
1. по объёму различают полные и частичные инвентаризации;
2. по методу проведения – выборочные и сплошные;
3. по назначению – плановые, внезапные, повторные, контрольные.
Полная инвентаризация – это инвентаризация, которая охватывает все материальные ценности, денежные средства и расчеты с другими организациями и лицами. Она проводится перед составлением годового отчета, при аудиторской проверке или ревизии. При полной инвентаризации проверяются все виды средств, которые даже не принадлежат организации, но ей используются в работе. Это, например, арендованные основные средства, товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение, материалы, принятые в переработку.
Частичная инвентаризация – это инвентаризация, которая охватывает часть средств организации. Это, например, инвентаризация кассы, инвентаризация материалов, связанная со сменой материально-ответственных лиц.
Выборочная инвентаризация – это инвентаризация у конкретного материально-ответственного лица, когда проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится на выбор с большой номенклатурой ценностей.
Сплошная инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятия.
Плановая инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится по графику в указанные сроки, утвержденные руководителем предприятия.
Внеплановая инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств. Это, например, при передаче дел от одного материально-ответственного лица другому, после стихийного бедствия, кражи.
Повторная инвентаризация – это инвентаризация, которая проводится, если возникли сомнения в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.
Контрольная инвентаризация– это инвентаризация которая проводится повторно с целью проверки правильности проведения инвентаризации. Данные инвентаризации проводятся также с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, секции, где проводилась инвентаризация первый раз.
Этапы проведения инвентаризации:
Планирование проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности
Планирование ревизии происходит на основание годового плана. Годовой план формируется в конце отчетного года следующим за текущим.
Годовой план составляются на предстоящий календарный год и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций. Годовой план характеризуются большой детализацией. Годовой план составляется ежеквартально. Присоставлении годового плана должен учитывается график отпусков, список работников, направляемых на курсы повышения квалификации, планы проведения совещаний, семинаров.
При планировании контрольно-ревизионной работы следует предусмотреть равномерную загрузку работников ревизионного аппарата. В среднем на одного ревизора планируется около 8 ревизий (примерно две трети рабочего времени), остальное время отводится на подготовку к ревизиям, учебу, участие в семинарах и др.
Годовые планы составляются в общепринятом порядке и утверждаются руководителем, в непосредственном подчинении которого находится штатное ревизионное подразделение.
Составлению годовых планов ревизий должно предшествовать типовое решение относительно периодичности выполнения ревизий. Например, согласно ведомственному стандарту периодичность ревизии в подразделениях МВД России составляет один раз в два года.
Практика показывает, что указанную периодичность можно варьировать. Например, для подразделений, зарекомендовавших себя в течение многих лет с положительной стороны, целесообразно продлить периодичность ревизий до трех лет. Это позволит высвободить рабочее время для проведения ревизий проблемным процессам, что, в свою очередь, обеспечит повышение результативности ревизионной деятельности. Кроме того, целесообразно дополнить годовой план внезапными ревизиями, что также будет способствовать повышению качества ревизий. Качественный уровень планирования ревизионной деятельности можно заметно повысить, если привлечь к этой работе специалистов службы собственной безопасности, поскольку упомянутая служба может располагать оперативной специальной информацией о предполагаемых хищениях и финансовых нарушений в использовании бюджетных средств. В таблице 2 приведен пример годового плана ревизий финансово-хозяйственной деятельности.
«Утверждаю»
Начальник организации
«____» ____________ 2016 года
Годовой план
проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности
на 2017 год
№ п/п | Наименование организаций, подлежащих проверке | Подлежащей проверке объем финансирования | Дата последней ревизии | Кем проводилась последняя ревизия | Контрольно-ревизионное подразделение, производящее ревизию | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 квартал | ||||||
1 | Волгоградская бюджетная организация | 01.06.14 01.10.15 | КРО | |||
2 | Средневолжская бюджетная организация | 01.01.15 | КРО | |||
2 квартал | ||||||
3 | Казанская бюджетная организация | 01.08.15 | КРО | |||
4 | Чувашская бюджетная организация | 01.04.15 | КРО | |||
5 | Ижевская бюджетная организация | 01.09.15 | КРО |
Продолжение таблицы
3 квартал | ||||||
6 | Нижегородская бюджетная организация | 01.12.14 01.07.15 | КРО | |||
7 | Приволжская бюджетная организация | 01.02.16 | КРО | |||
8 | Астраханская бюджетная организация | 01.08.15 | КРО | |||
9 | Сызранская бюджетная организация | 01.12.15 | КРО | |||
4 квартал | ||||||
10 | Уфимская бюджетная организация | 01.07.16 | КРО | |||
11 | Владимирская бюджетная организация | 01.04.15 | КРО | |||
12 | Пензенская бюджетная организация | 01.12.15 | КРО |
Начальник КРО
«___» декабря 2016 года
Подготовка к проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности
Подготовка к проведению ревизии включает два этапа:
– предварительная подготовка к проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности;
– подготовка к проведению ревизии.
В процессе предварительной подготовкик проведению сначала решаются методические вопросы, затем организационные, после чего происходит ознакомление с объектом ревизии.
Методические вопросы.
Необходимо изучить практический опыт ревизующего органа по аналогичным актам ревизии. Как правило, в контрольных подразделениях накапливаются материалы всех ревизий. Нужно внимательно просмотреть материалы предыдущих ревизий данной организации. Материалы ревизий должны храниться в проверяемой организации. По этим материалам необходимо определить основные вопросы, поднятые ревизией, а также характер и формы вскрытых нарушений, что поможет ревизорам обнаружить аналогичные нарушения при проведении данной ревизии. Ценную информацию можно получить донесений проверяемой организации.
Для участников ревизии подбираются систематизированный перечень
действующих законодательных нормативных актов и имеющиеся методические рекомендации
Организационные вопросы.
Составляется список необходимой оргтехники, пломбиров, печатей, штампов и др. Разрабатываются макеты объяснений, запросов.
Подбираются участники ревизии. Комплексная ревизия предусматривает участие в ней специалистов по технологии производства, планированию, снабжению, сбыту, финансам, учету и т.д. Руководитель ревизионной группы обеспечивает правильную расстановку сил на месте, следит за полнотой и качеством проверки отдельных участков объекта, оказывает участникам ревизиипрактическую помощь в работе, руководит оформлением материалов ревизии,представительствует в соответствующих службах и организациях.
Следующий шаг в процессе организации ревизии — это непосредственное знакомство с объектом ревизии. Для успеха ревизии немаловажное значение имеет ознакомление со структурой управления организации, данные о которой могут содержаться в приказах по основной деятельности или в документах совета директоров. Изучая структуру управления, необходимо понять общую систему субординации в организации, взаимодействие ее учетного и финансового органов, органов управления. В ходе предварительного знакомства следует уяснить, себе систему документооборота. Следует ксерокопировать приказы о создании инвентаризационных. Ревизионных комиссий, приказы с образцами подписей материально ответственных лиц, распорядителей денежных ресурсов.
Подготовка к проведению ревизии включает в себя подготовку следующих документов:
– предписание на проведении ревизии;
– задания на проведении ревизии;
– план на проведении ревизии.
Предписание на проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности подписывается руководителем организации в подчинение которого находится контрольно-ревизионный отдел и содержит следующие разделы:
•название бюджетной организации проверяемого подразделения;
•вопросы финансово-хозяйственной деятельности, подлежащие проверке;
• сроки исполнения;
• состав участников ревизии.
Срок ревизии не может превышать 40 суток, при выявлении хищениях в организациях может быть продлен.
Задания на проведении ревизии утверждается руководителем, назначившим ревизию и подписывается руководителем ревизионной группы. В задание перечисляются вопросы подлежащие проверки финансово-хозяйственной деятельности, исполнители, отметка о выполнении задания. В практике ревизионной деятельности каждый исполнитель, как правило, включается в задание после окончания ревизии без сроков и конкретного вопроса финансово-хозяйственной деятельности. Такое положение недопустимо, поскольку снижается ответственность конкретных исполнителей за качественное выполнение своего задания. Правомерно выдавать персональное задание каждому члену ревизионной бригады под роспись.
Ревизии по обращению следственных органов необходимо выполнять по отдельным заданиям с соответствующим уточнением вопросов ревизионных процедур.
Задание на проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности приведён в таблице 5.3
Таблица 5.3 – Примерное задание на проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности
№ | Вопросы финансово-хозяйственной деятельности, входящие в ревизионную процедуру | ФИО Исполнителя дата, роспись | Срок исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Целевое использование выделенных бюджетных ассигнований. Соответствие фактических расходов денежных средств их назначениям и бюджетной классификации. | Ревизор 1 21.11.2016г. | 01.12.2016г. 04.12.2016г. |
2 | Наличие дебиторской и кредиторской задолженности и применяемые меры по их сокращению | Ревизор 2 21.11.2016г. | 01.12.2016г. 02.12.2016г. |
3 | Соблюдение штатной дисциплины и принимаемые меры по рациональному использованию средств, выделяемых на содержание штатной численности | Ревизор 3 21.11.2016г. | 01.12.2016г. 05.12.2016г. |
4 | Правильность начисления, заработной платы, социальные выплаты. | Ревизор 3 Ревизор 1 21.11.2016г | 05.12.2016г. 10.12.2016г. |
5 | Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» | Ревизор 2 21.11.2016г. | 03.12.2016г. 04.12.2016г. |
6 | Обоснованность затрат на оплату услуг связи и коммунальных услуг. Соответствие норм, тарифов и цен, по которым производилась оплата коммунальных услуг, категориям потребителей (бюджетные, хозрасчетные организации, жилой фонд). | Ревизор 2 21.11.2016г. | 04.12.2016г. 05.12.2016г. |
7 | Использование средств, выделенных на ремонтно-строительные работы. | Ревизор 2 21.11.2016г. | 06.12.2016г. 14.12.2016г. |
8 | Обоснованность приобретения и списания автотранспортных средств. Порядок ведения путевых листов, учёт и обоснованность списания ГСМ, списания агрегатов, узлов, двигателей, аккумуляторов, автошин, запасных частей и расходных материалов. | Ревизор 3 21.11.2016г. | 13.12.2016г. 18.12.2016г. |
9 | Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49. Обеспечение сохранности материальных ценностей, своевременность и качество внезапных проверок в местах хранения денежных средств и материальных ценностей. | Ревизор 1 21.11.2016г. | 11.12.2016г. 12.12.2016г. |
10 | Состояние бухгалтерского учета и отчетности, их достоверность. | Ревизор 2 21.11.2016г. | 15.12.2016г. 18.12.2016г. |
11 | Исполнение подразделениями полномочий администраторов доходов бюджетов и расходов бюджетной системы Российской Федерации. | Ревизор 1 21.11.2016г. | 14.12.2016г. 16.12.2016г. |
Задания на выполнение ревизии закрепляет персональную ответственность работников ревизионного аппарата за качество работы, исключает всякую возможность сокрытия выявленных финансовых нарушений, в том числе исключения информации о выявленных нарушениях при оформлении акта ревизии, самовольного изменения или изменения под давлением заинтересованных лиц, выявленных ревизией финансовых и других нарушений.
На основе задания составляется план ревизии, который привязан к специфике конкретной организации, структуре се управления. План подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа. Структура плана и вопросы подлежащие проверки финансово-хозяйственной деятельности дублируются исходя из задания на проведение ревизии, но более конкретизируется.
План ревизии должен обладать определенными характеристиками.
Действенность. В плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сроки ревизионных мероприятий. Такой план позволяет контролировать эффективность работы ревизоров.
Конкретность. Вопросы задания, подлежащие проверке, в плане
конкретизируются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей. Например, заданием предусмотрено
проверить состояние хранения готовой продукции;
Вопрос задания в плане может быть отражен следующим образом.
1. Проверить обеспеченность организации складскими помещениями и их состояние.
2. Выявить нарушения в движении первичных документов и заполнении регистров бухгалтерского учета.
3. Проверить соблюдение установленного порядка складирования готовой продукции.
4. Выявить факты порчи готовой продукции на складах.
5. Выявить факты хранения готовой продукции вне складов.
6. Выявить факты хранения неучтенной продукции.
Реальность. План выверяется с точки зрения реальных возможностей
выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов. В нем предусматривается возможность привлечения к ревизии дополнительных ресурсов. Например, нельзя провести проверку материальных ценностей без привлечения рабочих, по мере пересчета переносящих ценности в помещении.
Подготовка заключения и предложений по результатам решений, вынесенных по результатам ревизии.
По результатам рассмотрения акта проверки руководитель контрольно-ревизионной службы представляет руководителю, назначившему ревизию, документы и материалы, подтверждающие наличие финансовых нарушений, а также отражающие информацию о принятии мер по их устранению и предложения по их устранению. Руководитель рассматривает представленные материалы ревизии в течение 10 днейи утверждает заключения по акту ревизии и направляет руководителю проверенной организации. В заключении указываются как правило только те финансовые нарушения, которые не были устранены в период ревизии. Контрольно-ревизионный отдел с заключением направляет в проверенную организацию предложения по устранению выявленных финансовых нарушений (таблица 3). В предложении устанавливается срок исправления финансовых нарушений и как правило не превышает 30 дней.
5. Процедура проверки исполнения решений, вынесенных по результатам ревизии. Руководитель проверенного организации по получению заключения и предложения по результатам ревизии готовит донесения в контрольно-ревизионный отдел по исправлению финансовых нарушений, выявленных в период ревизии. Донесение должно поступить в установленный срок. Донесение подписывает руководитель проверенной организации и главный бухгалтер. Контрольно-ревизионный отдел в свою очередь осуществляет контроль за своевременные исполнения донесения и проводить по данному вопросу проверку. На практике данная проверка проводиться в следующую ревизию. Ревизия начинается с проверки устранения финансовых нарушений, выявленных за прошлый период. Также ревизор должен удостоверится, что все что указано в донесение соответствует действительности.
6. Оценка информации о результатах ревизии. Все контрольно-ревизионные службы ведут учет проведенных ревизий. Результаты проведенных ревизий финансово-хозяйственной деятельности представляют в вышестоящее по подчиненности Управление в виде ежеквартальной отчетности. Более подробно результаты ревизии будут рассмотрены в седьмой теме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курс лекций посвящен концепции организации финансового контроля, которая направлена на решение проблем в проведении контроля и ревизии финансово-хозяйственной деятельности.
До настоящего времени не сформирована официальная концепция государственного финансового контроля, которая восполнит правовые пробелы в определении понятий и требований к порядку проведения ревизии, проверки и оформления результатов в России. Существуют нормативно-правовые акты отдельных ведомств в Российской Федерации, но определение понятия ревизии должно быть единым и им обязаны руководствоваться все контролирующие органы.
Результаты ревизий и проверок, итоги контрольно-ревизионной работы позволяют сказать, что в целом проведенные мероприятия способствуют повышению качества и эффективности финансового контроля. Из года в год возрастают суммы выявленного и взыскиваемого ущерба. Проявляется большая принципиальность и требовательность ревизоров в вопросах выявления нарушений финансовой дисциплины, привлечения виновных к ответственности и возмещения причиненного ущерба.
Принимая во внимание, что в современных условиях сокращения бюджетного финансирования вопросы обеспечения строгого контроля за рациональным, экономным использованием финансовых и материальных ресурсов приобретают особую остроту и актуальность, а также необходимость совершенствования работы контрольно-ревизионных подразделений, определения задач финансового контроля. Прежде всего необходимо повысить качество проведения контроля и, как следствие, его результативность.
Необходимо обеспечить действенную реализацию материалов
ревизий и проверок.
Для достижения этих целей необходимо обеспечить действенный контроль за выполнением предложений по результатам ревизий и проверок, своевременными максимальным возмещением ущерба.Необходимо обязательно планировать и проводить проверки выполнения предложений по актам проведенных ревизий и добиваться устранения недостатков. В случае необходимости решать вопросы возмещения ущерба в судебном порядке.
Повысить уровень профилактической работы. По наиболее актуальным исистемным нарушениям финансово-хозяйственной деятельности готовить и направлять на места указания с целью предупреждения и своевременного устранения таких недостатков. Анализировать и обобщать выявленные нарушения и информировать о них руководителей подведомственных подразделений.
ВВЕДЕНИЕ
Любое государство требует наличия управления, следовательно, осуществления контроля. Контроль на уровне государства реализуется в форме государственного контроля, отраслями которого являются административный и финансовый контроль. Финансовый контроль занимает особое место в экономической системе государства, являясь ее важным составляющим звеном, представляя своеобразный инструмент управления финансами. Формами контроля является проверка, ревизия и аудит.Значение ревизии определяется тем, что в современной российской структуре государственного управления практически все бюджетные средства распределяются и расходуются органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, соответственно ревизия в основном нацелена на проверку расходования бюджетных средств государства. Поэтому без участия органов контроля задача осуществления полного, систематического и результативного контроля использования бюджетных и иных государственных средств становится практически неразрешимой.
Финансирование деятельности организаций осуществляется в рамках государственной бюджетной политики. Все организации принимают непосредственное участие в подготовке предложений по формированию государственной политики в области эффективного использования средств федерального бюджета, основой которых является результаты финансового контроля, с проявлением его различных форм.
Самым наиболее приемлемым инструментом финансового контроля является ревизия финансово-хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет невозможен без организации ревизии, поскольку ревизия предполагает наличие действенной системы за контролем поступивших в распоряжения организаций денежных средств.
Качественное проведение и организация ревизии свою очередь, служит основой формирования целенаправленной финансово-хозяйственной деятельности организации.
Курс лекций охватывает круг тем, определенных примерной программой соответствующей учебной дисциплины, включая общие положения финансового контроля и ревизии, классификацию форм и видов контроля, нормативное регулирование контролирующей деятельности в Российской Федерации, организацию и методику проведения ревизии, документирования и результативность ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации.
Тема 1. История развития контроля. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой
Дата: 2019-02-02, просмотров: 394.