Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы это – интегральная характеристика личности, основанная на единстве мотивационно-ценностных, когнитивных (знания), аффективных (способность к эмоционалъно-волевой регуляции и др.), конативных (умения, навыки, поведение) компонентов, а также профессионально важных качеств и способностей, выраженная в уровне освоения преподавателем соответствующих универсальных и профессиональных компетенций.
Исходя из данной формулировки, мы выделяем в структуре профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, следующие основные блоки --- таблица
Компетентностные блоки: (мотивационно - ценностный, система способностей преподавателя, система профессионально важных качеств преподавателя, когнитивный ( знания), конативный( умения, навыки, пед. техника, поведение), аффективный компонент (положительное эмоционально- оценочное отношение.
Данные структурные компоненты, интегрируясь, реализуются в виде сформированных универсальных и профессиональных компетенций преподавателя высшей школы.
Таблица:
Блоки профессиональной компетентности преподавателя высшей школы
Мотивационный блок: Ценностное отношение к преподавательской деятельности, духовная культура и гуманистическая направленность
Профессиональные значимые качества: Морально-этические качества: педагогический оптимизм, принципиальность, самокритичность, трудолюбие, справедливость
Способности: Академические, дидактические, коммуникативные, организаторские, перцептивные, интеллектуальные, креативные
Когнитивный блок: Методологические, психолого-педагогические, специальные знания, методические знания, знания в области информационных технологий.
Аффективный блок: Эмоционально-оценочное отношение к преподаваемому предмету и его важность в процессе профессиональной подготовки
Рассмотренные выше компоненты профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в процессе освоения педагогической деятельности проявляются в виде компетенций, т. е. способности реализовывать совокупность знаний, умений и навыков на практике.
104. Особенности организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа обучающихся (СРО) – это особый вид учебной деятельности обучающихся, направленный на самостоятельное выполнение дидактической задачи, формирование интереса к познавательной деятельности и пополнение знаний в определенной отрасли науки.
Самостоятельная работа обучающихся связана с реализацией практических задач, обеспечивающих развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала.
Организация СРО осуществляется в соответствии с основными нормативными документами вуза, в том числе рабочими программами, материалами для самостоятельного изучения разделов дисциплины.
Материалы СРО разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедры и включают в себя следующие документы:
• графики СРО, рассчитанные на весь период изучения дисциплины;
систему заданий, соответствующую основным разделам типовой и рабочей учебных программ; тематику рефератов, докладов и творческих работ; тематику семестровых, курсовых и дипломных работ; списки основной и дополнительной литературы; виды консультативной помощи; виды и формы контроля; критерии оценки, рекомендуемый объем работы, ориентировочные сроки ее предоставления и др.
Общее описание СРОП с указанием тем, заданий, форм проведения, объема часов содержится в силлабусе по дисциплине.
Самостоятельная работа обучающихся организуется по каждой дисциплине учебного плана с учетом основных разделов рабочей программы (Syllabus).
В зависимости от уровня обучения, самостоятельная работа обучающегося и соответственно самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя подразделяется на СРС (СРСП) – для студента, СРМ (СРМП) – для магистранта, СРД (СРДП) – для докторанта.
105. Особенности организации научно – исследовательской работы
Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 346.