Если иметь в виду особенности организации обучения на макроуровне, то выделяются следующие его формы.
Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток становится все менее оправданным). Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой. Преимущества такого обучения заключаются в максимальном объеме "обучающе-воспитывающих" взаимодействий всех участников образовательного процесса, в возможности использовать все виды педагогического контроля (см. п. 5.5.3), в широкой представленности групповых методов обучения и, наконец, в возможности дать максимальный объем содержательного материала.
Заочная форма обучения - прямая противоположность очной форме - объем непосредственных контактов учащихся и преподавателей резко снижен (доминируют самостоятельные формы работы), присутствует в основном рубежный и выпускной контроль, объем изучаемого материала неизбежно редуцирован. Специфика заочного обучения в том, что для некоторых видов образования (например, медицинского) она практически неприменима.
Очно-заочная (вечерняя) форма - по всем параметрам занимает промежуточное положение между очной и заочной формами.
Экстернат - полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля.
К этому перечню можно добавить "дистанционное обучение" (диалог между преподавателем и студентом осуществляется через электронную почту или Интернет) [Карпенко М.П. - 2001], а также документальное обучение (по переписке) [Фокин Ю.Г. - 2000].
К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят лекции, просеминары, семинары, спецсеминары, коллоквиумы, лабораторные работы, практикумы и спецпрактикумы, самостоятельную работу, научно-исследовательскую работу студентов, производственную, педагогическую и дипломную практики и др. Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам).
82. Формы обучения в вузе
Классификация форм обучения
Классификация форм | Виды классификации | |
Традиционный | Нетрадиционный | |
По способу получения образования | Очное, заочное, вечернее, экстернат | Открытое обучение |
По основанию непосредственного и опосредованного общения | Непосредственное общение с педагогом | Дистанционное обучение |
По числу педагогов, проводящих учебное занятие (одновременно) | Занятие ведет один преподаватель | Бинарное – два и более преподавателя |
По постоянству или эпизодичности работы педагога с контингентом обучающихся | Обучение ведется одним педагогом и постоянно | На разовые занятия привлекаются приглашенные преподаватели |
По основанию монолог – диалог | Монологическое обучение: педагог говорит и показывает, а студенты слушают | Интерактивные формы: обмен информациями, идеями |
По месту проведения учебных занятий | Стационарные занятия: в одном и том же университете | Выездные занятия: на производстве, в школе |
По целевой направленности занятий | Вводные занятия, контрольные работы коллоквиумы, защита рефератов | |
По видам учебных занятий | Лекция, семинар, лабораторная работа, практические занятия и др. |
Лекция – основная форма учебной работы
Виды лекции
Проблемные лекции | Начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет |
Лекция-визуализация | Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения более значимых, существенных элементов содержания обучения |
Лекции-вдвоем | В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждаются теоретические вопросы с разных позиций – теоретика и практика. |
Лекции пресс-конференции | Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумаге и передать преподавателю, затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражение знаний и интересов слушателей. |
Лекция-беседа | Участие в лекции-беседе можно обеспечить различными приемами, так например: озадачивание студентов вопросами в начале, вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. |
Лекция дискуссия | Преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. |
Структура лекции
Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.
Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие – отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.
Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ИТО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.
86. Вузовский семинар
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
№ | Виды семинара | Характеристика |
1. | Просеминар | Ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы. |
2. | Междисциплинарный отчет | На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, учит видеть межпредметные связи. |
3. | Проблемный | Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса. |
4. | Тематический | Углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы. |
5. | Ориентационный | Помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта и проблемы. |
6. | Системный | Проводится для более глубокого знакомства с разными проблемами, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемой теме. |
7. | Спецсеминар | Предполагает овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики |
87. Практическое занятие в вузе
Лабораторное занятие
Лабораторные работы. «Лаборатория» происходит от латинского слова «labor» – труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения, навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.
В лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности. Особую роль здесь играет совместная групповая работа. Максимальная степень приближения к будущей профессиональной деятельности достигается при прохождении производственной практики на конкретных рабочих постах.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 323.