Деятельностный подход в педагогике высшей школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особое место занимает деятельностный подход в педагогике и образовании. Он позволяет исследовать и объяснять многие педагогические явления (в том числе обучение, воспитание и развитие личности как деятельность, активность субъекта в обучении), а также использовать деятельностные механизмы в формировании личности. Следует отметить, что все образовательные системы и процессы функционируют и создаются как деятельность. В вузовской педагогике при отсутствии деятельностного подхода становится весьма проблематичной реализация оптимальных педагогических процессов, так как здесь функционируют разные виды деятельности соответствующего содержания, которые должны быть целесообразно интегрированы: деятельность учения; деятельность собственно педагогическая; научная и главная - будущая профессиональная деятельность, которую осваивают студенты. Этим обусловлено использование в вузовской педагогике деятельностного подхода как основополагающей методологической базы.

Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:

  • учет интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание - следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество.[4]

Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс представляет собой:1. взаимодействие, 2. решение коммуникативных (проблемных) задач.

Аспекты деятельности, как уже говорилось выше, включают в себя:

- готовность к целеполаганию,

- готовность к прогнозированию,

- готовность к действию,

- готовность к оценке и рефлексии,

 

41. Виды учреждений высшего образования.

В Казахстане законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливаются следу­ющие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

К обучающимся в высшем учебном заведении отно­сятся студенты, магистранты, докторанты, слушатели и др.

Основные виды учреждений высшего образования в Казахстане:

· Институт высшее учебное заведение реализующее :

- программы высшего профессионального образования;

- подготовку, переподготовку или повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

- фундаментальные и прикладные научные исследования.

· Университет – высшее учебное заведение реализующее:

- образовательные программы

высшего послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений специальностей;

- подготовку, переподготовку или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

- фундаментальные и прикладные научные исследования по направлениям наук;

- деятельность как методический центр.

· Академия  высшее учебное заведение реализующее:

- образовательные программы высшего послевузовского профессионального образования;

- подготовку,

переподготовку или повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

- фундаментальные и прикладные научные исследования;

- деятельность как методический центр.

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой фор­мы, наличия или отсутствия государственной аккредита­ции и включается в его наименование.

Наименование высшего учебного заведения устанав­ливается при его создании и изменяется в обязательном порядке при изменении статуса. В случае, если в наи­меновании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и др), наряду с ним указывается вид выс­шего учебного заведения.

42. Субъекты высшего образования и его функциональная деятельность

Основными субъектами высшего профессионального образования являются, прежде всего, преподаватели и студенты. Их права, обязанности, формы взаимодействия во многом и определяют характер образовательного процес­са в вузе.

Своеобразным ориентиром в организации образователь­ного процесса служат не только общие представления, характеризующие выпускника любого высшего учебного заведения, но и конкретные, имеющие отношение к оп­ределенной квалификации специалиста. Все они в сово­купности составляют модель выпускника вуза, в струк­туре которой обычно рассматриваются две составляющие: профессиональные знания и личностные качества.

При кредитной системе в зависимости от функционального предназначения преподаватель (педагог) может выступать в роли того или иного субъекта образовательного процесса:

• лектора;

• тьютора;

• эдвайзера;

• члена специальных комитетов (служб).

43. Учреждения высшего образования и их характеристика

· Институт высшее учебное заведение реализующее :

- программы высшего профессионального образования;

- подготовку, переподготовку или повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

- фундаментальные и прикладные научные исследования.

· Университет – высшее учебное заведение реализующее:

- образовательные программы

высшего послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений специальностей;

- подготовку, переподготовку или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

- фундаментальные и прикладные научные исследования по направлениям наук;

- деятельность как методический центр.

· Академия  высшее учебное заведение реализующее:

- образовательные программы высшего послевузовского профессионального образования;

- подготовку,

переподготовку или повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

- фундаментальные и прикладные научные исследования;

- деятельность как методический центр.

 

44. Субъекты высшего образования и его функциональная деятельность

Основными субъектами высшего профессионального образования являются, прежде всего, преподаватели и студенты. Их права, обязанности, формы взаимодействия во многом и определяют характер образовательного процес­са в вузе.

Своеобразным ориентиром в организации образователь­ного процесса служат не только общие представления, характеризующие выпускника любого высшего учебного заведения, но и конкретные, имеющие отношение к оп­ределенной квалификации специалиста. Все они в сово­купности составляют модель выпускника вуза, в струк­туре которой обычно рассматриваются две составляющие: профессиональные знания и личностные качества.

При кредитной системе в зависимости от функционального предназначения преподаватель (педагог) может выступать в роли того или иного субъекта образовательного процесса:

• лектора;

• тьютора;

• эдвайзера;

• члена специальных комитетов (служб).

 

45. Принципы формирования содержания образования в высшей школе.

Принципы формирования содержания образования – те основные положения, которыми руководству­ются при разработке содержания образования и содер­жания обучения. Содержание образования определяется общеметодологическими принципами формирования содержания среднего образования, специальными принципами формирования содержания из области науки, из области искусства, из области труда и физического развития.

К общеметодологическим принципам ученый относит:

· общеобразовательный характер учебного материала, что предполагает обеспечение всестороннего развития личности ребенка, получения им общего представления о реальном мире, необходимого для социальной ориентировки;

· гражданская и гуманистическая направленность содержания, что предполагает отбор материала, убедительно раскрывающего единство мира, его развитие в бесконечном движении и противоречиях и в целом является условием формирования научного мировоззрения;

· связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;

· основообразующий и системообразующий характер учебного материала обусловлен тем, что учебный предмет представляет собой научно-педагогическую переработанную систему;

· интегративность изучаемых курсов состоит в органичном объединении наиболее крупных идей, факторов, обобщений смежных и родственных наук в едином учебном предмете;

· гуманитарно-этическая направленность требует усиления гуманитарно-эстетического аспекта;

· развивающий характер учебного материала;

· взаимосвязь и взаимообусловленность смежных предметов, что предполагает установление межпредметных связей;

· эстетические аспекты содержания образования обеспечивают формирование эстетического отношения к действительности и искусству.

В качестве специальных принципов формирования содержания образования Лихачев Б.Т. выделяет принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки, политехнизма, единства и противоположности логики науки и учебного предмета.

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В.Краевским:

Принципы формирования содержания образования:

· Соответствие содержания образования и обучения целям и подготовки специалиста

· Деятельностный подход к определению содержания обучения

· Опережающий (прогностический ) характер формирования содержания образования

· Учет закономерностей профессионального становления и развития личности

ü соответстви е содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности требует включения как необходимых ЗУНов, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста;

ü  единой содержательной и процессуальной стороны обучения предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, т.е. принципов и технологии передачи и усвоения содержания образования, уровни усвоения и связанные с ним действия;

ü структурного единства , предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося;

ü гуманитаризации связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения общечеловеческой культуры;

ü фундаментализации требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей. 

Содержание образования и обучения в высшей школе руководствуются как с общедидактическими прин­ципами: научности, развивающего характера обучения, связи теории с практикой, систематичности и последователь­ности, доступности, также выделяют специфические принципы, связанные с профессиональным образованием.

46. Связь содержания образования с культурой.

Проблема содержания образования неразрывно связана с культурой. Культуру необходимо рассматривать как компонент содержания образования.

Культура – это совокупность результатов материальной и духовной деятельности, выработанной человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием.

 

47. Компоненты содержания образования в высшей школе.

Под компонентами содержания образования понимаются:

· система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование верной диалектико-материалистической картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

· система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, составляющих содержание опыта, обеспечивающего способность к сохранению социальной культуры народа;

· опыт творческой поисковой деятельности требует самостоятельного претворения ранее усвоенных ЗУНов в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Он обеспечивает развитие способностей к дальнейшему развитию культуры;

·  опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, систему норм отношений к миру, друг другу, являющейся основой убеждения и идеалов.

Исходя из концепции И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

 

48. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования в высшей школе.

В настоящий момент, когда происхо­дят интеграционные процессы отечественного высшего об­разования с общеевропейским образовательным простран­ством, содержание отечественного высшего образования носит практико-ориентированный характер, что находит отражение в основных документах, регламентирующих содержание образования –  учебных планах, программах, учебниках:

Документы, отражающие содержание профессиональной подготовки специалистов:

ü Государственный общеобязательный стандарт высшего профессионального образования

ü Учебные планы по конкретным специальностям

ü Учебные программы учебных дисциплин

ü Учебники, учебные пособия и УМК

49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» в целях обеспечения однозначного толкования всеми участниками образовательного процесса требований к содержанию образования, объему учебной нагрузки и к уровням подготовки разработаны Государственные общеобязательные стандарты образования.

Стандарт от лат. Standart  норма, образец. В ши­роком смысле – образец, эталон, модель, принимаемые, как исходные, при сопоставлении с ними других подобных объек­тов.

Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Государственный общеобязательный стандарт, фиксируя основные содержательные характеристики образования, ориентируется на общественный идеал, заданный социальным заказом. Поэтому государственный общеобязательный стандарт можно определить как систему нормативов, характеризующих качество основного общего образования, отражающую социальный заказ и учитывающую возможности личности и системы образова­ния по его достижению, устанавливается как государственная норма и фиксируется государственным законом.

Стандарты образования должны:

- обеспечивать сохранение единства образовательного простран­ства страны;

- содержать гарантии равных возможностей получения полно­ценного образования независимо от пола, религиозных убежде­ний, места жительства, материального обеспечения и выбранно­го образовательного учреждения;

- обеспечивать реализацию государственной политики в области образования;

- упорядочивать многообразие форм, типов и видов образова­ния;

- выстраиваться в логике структуры образовательного содержа­ния;

- определять процесс структурирования образования путем вклю­чения инвариантного и вариативного содержательных компонен­тов.

Государственный стандарт, выполняя функ­цию защиты от некачественных образовательных услуг, регламен­тирует в современных условиях все инновационные проекты, ко­торые также базируются на основе объектов стандартизации.

Необходимость в стандартах профессионального обра­зования связана с потребностью упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений.

Наличие Государственного общеобязательного стандарта профессионального образования позволяет:

- установить базовый уровень квалификации, ниже которого не может быть аттестации, и установить базовый уровень подготовки специалиста на различ­ных ступенях обучения;

- повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содер­жания образования, применяемых педагогических технологий, средств и методов обучения;

- обеспечить конвертируемость профессионального образования внутри государства и за его пределами;

- упорядочить права обучающихся и повысить ответ­ственность учебных заведений различного типа в профессиональной подготовке и профессиональном образовании;

- установить место каждого уровня профессионально­го образования в системе непрерывного образования.

Государственный общеобязательный стандарт призван обеспечить сохранение единства образовательного про­странства, возможность непрерывного образования, ака­демическую мобильность, рациональные траты финансо­вых и материальных ресурсов. Стандарты должны соответствовать запросам личности, отечества и государства, возможностям их реализации и иметь инструментально-технологическую организацию, опирающуюся на доста­точно строго определенные эталоны.

Стандарты это инструмент защиты прав потребите­ля, пользователя средствами жизнедеятельности. Госу­дарственные стандарты, ГОСТы, входят в систему управ­ления обществом и закрепляются законодательно.

Государственный общеобязательный стан­дарт высшего профессионального образования характеризуется следующими ос­новными чертами:

Ориентация на многоуровневую подготовку в систе­ме высшего профессионального образования:

бакалавриат - 4 года;

магистратура - 2 года;

докторантура - 3 года

Основополагающими принципами разработки стандар­тов являются:

- модульная структура учебных планов;

- создание инновационных программ дисциплин и практик;

- привлечение к процессу обучения высококвалифи­цированных преподавателей и работодателей;

- использование в учебном процессе активных и ин­терактивных форм проведения занятий.

ГОСО устанавливают требования к образовательным программам и их перечню и объему, оценке полученного выпускниками уровня образования – знаний, умений, навыков и компетенций, а также правилам и процедурам государственного контроля образования. Стандарты предназначены для достижения высокого качества образования обучающихся, создания системы контроля над эффективностью работы высших учебных заведений, обеспечения международного признания академических степеней "бакалавр–магистр–доктор".

 

50. Учебные планы по конкретным специальностям

Нормативно-правовая основа государственных общеобязательных стандартов образования по конкретным специальностям:

ü Закон Республики Казахстан "Об образовании"

ü Постановление Правительства Республики Казахстан

ü  "О порядке разработки, утверждения и сроках действия государственных общеобязательных стандартов образования"

ü Основные положения: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. Магистратура. Докторантура

 

Особенностью названных ГОСО является то, что они разработаны на основе компетентностной модели специалиста, обеспечивающей более высокую мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка груда. Такая модель специалиста должна соответствовать наборам компетенций выпускника вуза, выполнению конкретных профессиональных функций.

Структура дисциплин

 в учебном плане :

ü цикл общеобразовательных дисциплин-социально-гуманитарные и естественнонаучные дисциплины.

ü цикл базовых дисциплин-дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору.

ü цикл профилирующих дисциплин-дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору.

Каждый цикл состоит из обязательного компонента – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов, установленных государственными общеобязательными стандартами образования и изучаемых студентами в обязательном порядке по программе обучения.

Компонент по выбору – перечень элективных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов или академических часов, предлагаемых высшими учебными заведениями, выбираемых студентами самостоятельно и изучаемых в любом академическом периоде.

Содержание общеобразовательных программ определяется совокупностью общеобразовательных дисциплин (ООД), объем которых составляет 25% от общего объема образовательной программы, или 30-32 кредита, из них не менее 40% цикла отводится на компоненты по выбору, или 12-13 кредитов.

Объем дисциплин цикла базовых дисциплин (БД) составляет 50% от общего объема образовательной программы, или 60-64 кредита, из них 50-70% отводится на дисциплины обязательного компонента и 30-50% – на дисциплины компонента по выбору.

Объем дисциплин цикла профилирующих дисциплин (ПД) составляет 25% от общего объема образовательной программы, или 30-32 кредита, из них 40-60% отводится на дисциплины обязательного компонента и 40-60% – на дисциплины компонента по выбору.

51. Учебные программы учебных дисциплин.

Учебные планы

Философия образования направлена на подготовку поликультурного и конкурентоспособного человека, ориентирующегося в быстроменяющемся мире, которая отражается в учебном плане.

Циклы дисциплин в учебных планах:

ü общеобразовательные -осуществляют подготовку интеллектуального, личностного и социально развитого специалиста

ü базовые дисциплины-определяют формирование фундаментальных знаний по соответствующей специальности.

ü Профилирующие-определяют перечень специальных знаний, умений, навыков и компетенций к конкретной сфере профессиональной деятельности

 

Дисциплины в учебных планах логически структурируются и придают связанность процессу обучения. Это достигается посредством деления дисциплин на пререквизиты и постреквизиты.

При многообразии типов образовательных учреждений, дифференциация обучения предполагает значительную вариативность учебных программ. Вариативные учеб­ные программы должны включать объем базового образования независимо от типа учебного учреждения и его региональных особенностей.

Создание учебной программы требует большой подго­товительной работы анализа имеющихся программ и опыта их реализации, отбора и распределения учебного материала в соответствии с научными принципами, осу­ществления процедур минимизации учебного материала в связи с временными рамками курса, опытной проверки фрагментов учебной программы в практике образователь­ного учреждения.

Учебные программы строятся по принципу:

- концентричности;

- линейному.

При концентрическом спо­собе построения учебной программы учебный материал дан­ной ступени обучения в более усложненном виде проходит на последующих ступенях обучения. Линейный способ построения учебных программ состоит в том, что учебный материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.

Конкретизация учебных программ и полная провер­ка их реализации находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Это основной источник знаний и орга­низации самостоятельной работы обучающихся, важней­шее средство обучения.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 865.