Особое место занимает деятельностный подход в педагогике и образовании. Он позволяет исследовать и объяснять многие педагогические явления (в том числе обучение, воспитание и развитие личности как деятельность, активность субъекта в обучении), а также использовать деятельностные механизмы в формировании личности. Следует отметить, что все образовательные системы и процессы функционируют и создаются как деятельность. В вузовской педагогике при отсутствии деятельностного подхода становится весьма проблематичной реализация оптимальных педагогических процессов, так как здесь функционируют разные виды деятельности соответствующего содержания, которые должны быть целесообразно интегрированы: деятельность учения; деятельность собственно педагогическая; научная и главная - будущая профессиональная деятельность, которую осваивают студенты. Этим обусловлено использование в вузовской педагогике деятельностного подхода как основополагающей методологической базы.
Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:
Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс представляет собой:1. взаимодействие, 2. решение коммуникативных (проблемных) задач.
Аспекты деятельности, как уже говорилось выше, включают в себя:
- готовность к целеполаганию,
- готовность к прогнозированию,
- готовность к действию,
- готовность к оценке и рефлексии,
41. Виды учреждений высшего образования.
В Казахстане законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
К обучающимся в высшем учебном заведении относятся студенты, магистранты, докторанты, слушатели и др.
Основные виды учреждений высшего образования в Казахстане:
· Институт – высшее учебное заведение реализующее :
- программы высшего профессионального образования;
- подготовку, переподготовку или повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
- фундаментальные и прикладные научные исследования.
· Университет – высшее учебное заведение реализующее:
- образовательные программы
высшего послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений специальностей;
- подготовку, переподготовку или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
- фундаментальные и прикладные научные исследования по направлениям наук;
- деятельность как методический центр.
· Академия – высшее учебное заведение реализующее:
- образовательные программы высшего послевузовского профессионального образования;
- подготовку,
переподготовку или повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
- фундаментальные и прикладные научные исследования;
- деятельность как методический центр.
Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации и включается в его наименование.
Наименование высшего учебного заведения устанавливается при его создании и изменяется в обязательном порядке при изменении статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и др), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.
42. Субъекты высшего образования и его функциональная деятельность
Основными субъектами высшего профессионального образования являются, прежде всего, преподаватели и студенты. Их права, обязанности, формы взаимодействия во многом и определяют характер образовательного процесса в вузе.
Своеобразным ориентиром в организации образовательного процесса служат не только общие представления, характеризующие выпускника любого высшего учебного заведения, но и конкретные, имеющие отношение к определенной квалификации специалиста. Все они в совокупности составляют модель выпускника вуза, в структуре которой обычно рассматриваются две составляющие: профессиональные знания и личностные качества.
При кредитной системе в зависимости от функционального предназначения преподаватель (педагог) может выступать в роли того или иного субъекта образовательного процесса:
• лектора;
• тьютора;
• эдвайзера;
• члена специальных комитетов (служб).
43. Учреждения высшего образования и их характеристика
· Институт – высшее учебное заведение реализующее :
- программы высшего профессионального образования;
- подготовку, переподготовку или повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
- фундаментальные и прикладные научные исследования.
· Университет – высшее учебное заведение реализующее:
- образовательные программы
высшего послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений специальностей;
- подготовку, переподготовку или повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
- фундаментальные и прикладные научные исследования по направлениям наук;
- деятельность как методический центр.
· Академия – высшее учебное заведение реализующее:
- образовательные программы высшего послевузовского профессионального образования;
- подготовку,
переподготовку или повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
- фундаментальные и прикладные научные исследования;
- деятельность как методический центр.
44. Субъекты высшего образования и его функциональная деятельность
Основными субъектами высшего профессионального образования являются, прежде всего, преподаватели и студенты. Их права, обязанности, формы взаимодействия во многом и определяют характер образовательного процесса в вузе.
Своеобразным ориентиром в организации образовательного процесса служат не только общие представления, характеризующие выпускника любого высшего учебного заведения, но и конкретные, имеющие отношение к определенной квалификации специалиста. Все они в совокупности составляют модель выпускника вуза, в структуре которой обычно рассматриваются две составляющие: профессиональные знания и личностные качества.
При кредитной системе в зависимости от функционального предназначения преподаватель (педагог) может выступать в роли того или иного субъекта образовательного процесса:
• лектора;
• тьютора;
• эдвайзера;
• члена специальных комитетов (служб).
45. Принципы формирования содержания образования в высшей школе.
Принципы формирования содержания образования – те основные положения, которыми руководствуются при разработке содержания образования и содержания обучения. Содержание образования определяется общеметодологическими принципами формирования содержания среднего образования, специальными принципами формирования содержания из области науки, из области искусства, из области труда и физического развития.
К общеметодологическим принципам ученый относит:
· общеобразовательный характер учебного материала, что предполагает обеспечение всестороннего развития личности ребенка, получения им общего представления о реальном мире, необходимого для социальной ориентировки;
· гражданская и гуманистическая направленность содержания, что предполагает отбор материала, убедительно раскрывающего единство мира, его развитие в бесконечном движении и противоречиях и в целом является условием формирования научного мировоззрения;
· связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;
· основообразующий и системообразующий характер учебного материала обусловлен тем, что учебный предмет представляет собой научно-педагогическую переработанную систему;
· интегративность изучаемых курсов состоит в органичном объединении наиболее крупных идей, факторов, обобщений смежных и родственных наук в едином учебном предмете;
· гуманитарно-этическая направленность требует усиления гуманитарно-эстетического аспекта;
· развивающий характер учебного материала;
· взаимосвязь и взаимообусловленность смежных предметов, что предполагает установление межпредметных связей;
· эстетические аспекты содержания образования обеспечивают формирование эстетического отношения к действительности и искусству.
В качестве специальных принципов формирования содержания образования Лихачев Б.Т. выделяет принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки, политехнизма, единства и противоположности логики науки и учебного предмета.
В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В.Краевским:
Принципы формирования содержания образования:
· Соответствие содержания образования и обучения целям и подготовки специалиста
· Деятельностный подход к определению содержания обучения
· Опережающий (прогностический ) характер формирования содержания образования
· Учет закономерностей профессионального становления и развития личности
ü соответстви е содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности требует включения как необходимых ЗУНов, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста;
ü единой содержательной и процессуальной стороны обучения предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, т.е. принципов и технологии передачи и усвоения содержания образования, уровни усвоения и связанные с ним действия;
ü структурного единства , предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося;
ü гуманитаризации связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения общечеловеческой культуры;
ü фундаментализации требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей.
Содержание образования и обучения в высшей школе руководствуются как с общедидактическими принципами: научности, развивающего характера обучения, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, также выделяют специфические принципы, связанные с профессиональным образованием.
46. Связь содержания образования с культурой.
Проблема содержания образования неразрывно связана с культурой. Культуру необходимо рассматривать как компонент содержания образования.
Культура – это совокупность результатов материальной и духовной деятельности, выработанной человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием.
47. Компоненты содержания образования в высшей школе.
Под компонентами содержания образования понимаются:
· система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование верной диалектико-материалистической картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
· система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, составляющих содержание опыта, обеспечивающего способность к сохранению социальной культуры народа;
· опыт творческой поисковой деятельности требует самостоятельного претворения ранее усвоенных ЗУНов в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Он обеспечивает развитие способностей к дальнейшему развитию культуры;
· опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, систему норм отношений к миру, друг другу, являющейся основой убеждения и идеалов.
Исходя из концепции И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.
48. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования в высшей школе.
В настоящий момент, когда происходят интеграционные процессы отечественного высшего образования с общеевропейским образовательным пространством, содержание отечественного высшего образования носит практико-ориентированный характер, что находит отражение в основных документах, регламентирующих содержание образования – учебных планах, программах, учебниках:
Документы, отражающие содержание профессиональной подготовки специалистов:
ü Государственный общеобязательный стандарт высшего профессионального образования
ü Учебные планы по конкретным специальностям
ü Учебные программы учебных дисциплин
ü Учебники, учебные пособия и УМК
49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» в целях обеспечения однозначного толкования всеми участниками образовательного процесса требований к содержанию образования, объему учебной нагрузки и к уровням подготовки разработаны Государственные общеобязательные стандарты образования.
Стандарт от лат. Standart – норма, образец. В широком смысле – образец, эталон, модель, принимаемые, как исходные, при сопоставлении с ними других подобных объектов.
Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.
Государственный общеобязательный стандарт, фиксируя основные содержательные характеристики образования, ориентируется на общественный идеал, заданный социальным заказом. Поэтому государственный общеобязательный стандарт можно определить как систему нормативов, характеризующих качество основного общего образования, отражающую социальный заказ и учитывающую возможности личности и системы образования по его достижению, устанавливается как государственная норма и фиксируется государственным законом.
Стандарты образования должны:
- обеспечивать сохранение единства образовательного пространства страны;
- содержать гарантии равных возможностей получения полноценного образования независимо от пола, религиозных убеждений, места жительства, материального обеспечения и выбранного образовательного учреждения;
- обеспечивать реализацию государственной политики в области образования;
- упорядочивать многообразие форм, типов и видов образования;
- выстраиваться в логике структуры образовательного содержания;
- определять процесс структурирования образования путем включения инвариантного и вариативного содержательных компонентов.
Государственный стандарт, выполняя функцию защиты от некачественных образовательных услуг, регламентирует в современных условиях все инновационные проекты, которые также базируются на основе объектов стандартизации.
Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений.
Наличие Государственного общеобязательного стандарта профессионального образования позволяет:
- установить базовый уровень квалификации, ниже которого не может быть аттестации, и установить базовый уровень подготовки специалиста на различных ступенях обучения;
- повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содержания образования, применяемых педагогических технологий, средств и методов обучения;
- обеспечить конвертируемость профессионального образования внутри государства и за его пределами;
- упорядочить права обучающихся и повысить ответственность учебных заведений различного типа в профессиональной подготовке и профессиональном образовании;
- установить место каждого уровня профессионального образования в системе непрерывного образования.
Государственный общеобязательный стандарт призван обеспечить сохранение единства образовательного пространства, возможность непрерывного образования, академическую мобильность, рациональные траты финансовых и материальных ресурсов. Стандарты должны соответствовать запросам личности, отечества и государства, возможностям их реализации и иметь инструментально-технологическую организацию, опирающуюся на достаточно строго определенные эталоны.
Стандарты – это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности. Государственные стандарты, ГОСТы, входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.
Государственный общеобязательный стандарт высшего профессионального образования характеризуется следующими основными чертами:
Ориентация на многоуровневую подготовку в системе высшего профессионального образования:
бакалавриат - 4 года;
магистратура - 2 года;
докторантура - 3 года
Основополагающими принципами разработки стандартов являются:
- модульная структура учебных планов;
- создание инновационных программ дисциплин и практик;
- привлечение к процессу обучения высококвалифицированных преподавателей и работодателей;
- использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
ГОСО устанавливают требования к образовательным программам и их перечню и объему, оценке полученного выпускниками уровня образования – знаний, умений, навыков и компетенций, а также правилам и процедурам государственного контроля образования. Стандарты предназначены для достижения высокого качества образования обучающихся, создания системы контроля над эффективностью работы высших учебных заведений, обеспечения международного признания академических степеней "бакалавр–магистр–доктор".
50. Учебные планы по конкретным специальностям
Нормативно-правовая основа государственных общеобязательных стандартов образования по конкретным специальностям:
ü Закон Республики Казахстан "Об образовании"
ü Постановление Правительства Республики Казахстан
ü "О порядке разработки, утверждения и сроках действия государственных общеобязательных стандартов образования"
ü Основные положения: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. Магистратура. Докторантура
Особенностью названных ГОСО является то, что они разработаны на основе компетентностной модели специалиста, обеспечивающей более высокую мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка груда. Такая модель специалиста должна соответствовать наборам компетенций выпускника вуза, выполнению конкретных профессиональных функций.
Структура дисциплин
в учебном плане :
ü цикл общеобразовательных дисциплин-социально-гуманитарные и естественнонаучные дисциплины.
ü цикл базовых дисциплин-дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору.
ü цикл профилирующих дисциплин-дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору.
Каждый цикл состоит из обязательного компонента – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов, установленных государственными общеобязательными стандартами образования и изучаемых студентами в обязательном порядке по программе обучения.
Компонент по выбору – перечень элективных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов или академических часов, предлагаемых высшими учебными заведениями, выбираемых студентами самостоятельно и изучаемых в любом академическом периоде.
Содержание общеобразовательных программ определяется совокупностью общеобразовательных дисциплин (ООД), объем которых составляет 25% от общего объема образовательной программы, или 30-32 кредита, из них не менее 40% цикла отводится на компоненты по выбору, или 12-13 кредитов.
Объем дисциплин цикла базовых дисциплин (БД) составляет 50% от общего объема образовательной программы, или 60-64 кредита, из них 50-70% отводится на дисциплины обязательного компонента и 30-50% – на дисциплины компонента по выбору.
Объем дисциплин цикла профилирующих дисциплин (ПД) составляет 25% от общего объема образовательной программы, или 30-32 кредита, из них 40-60% отводится на дисциплины обязательного компонента и 40-60% – на дисциплины компонента по выбору.
51. Учебные программы учебных дисциплин.
Учебные планы
Философия образования направлена на подготовку поликультурного и конкурентоспособного человека, ориентирующегося в быстроменяющемся мире, которая отражается в учебном плане.
Циклы дисциплин в учебных планах:
ü общеобразовательные -осуществляют подготовку интеллектуального, личностного и социально развитого специалиста
ü базовые дисциплины-определяют формирование фундаментальных знаний по соответствующей специальности.
ü Профилирующие-определяют перечень специальных знаний, умений, навыков и компетенций к конкретной сфере профессиональной деятельности
Дисциплины в учебных планах логически структурируются и придают связанность процессу обучения. Это достигается посредством деления дисциплин на пререквизиты и постреквизиты.
При многообразии типов образовательных учреждений, дифференциация обучения предполагает значительную вариативность учебных программ. Вариативные учебные программы должны включать объем базового образования независимо от типа учебного учреждения и его региональных особенностей.
Создание учебной программы требует большой подготовительной работы – анализа имеющихся программ и опыта их реализации, отбора и распределения учебного материала в соответствии с научными принципами, осуществления процедур минимизации учебного материала в связи с временными рамками курса, опытной проверки фрагментов учебной программы в практике образовательного учреждения.
Учебные программы строятся по принципу:
- концентричности;
- линейному.
При концентрическом способе построения учебной программы учебный материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходит на последующих ступенях обучения. Линейный способ построения учебных программ состоит в том, что учебный материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.
Конкретизация учебных программ и полная проверка их реализации находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Это основной источник знаний и организации самостоятельной работы обучающихся, важнейшее средство обучения.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 865.