Обучение как процесс - представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие обучающего и обучаемого.
При ведущей и направляющей роли педагога обеспечивается полноценное усвоение обучающимися знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Обучение сложный и многогранный процесс - отражающий в сознании личности реальную действительность на основе специально организованной обучающей деятельности, общения и отношения. В него целиком и полностью активно включаются личности педагога и обучающихся, одновременно подвергаются интенсивным воспитательным воздействиям.
Для определения понятия «процесс обучения» необходимо выделить его существенные признаки:
- обучение как познавательная деятельность;
- обучение как искусственно организованная познавательная деятельность;
- обучение как усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества;
- обучение как ускоренное познание в индивидуальном развитии.
Процесс обучения – сложный процесс взаимодействия педагога, обучаемого, учебного материала, обладающий внутренними импульсами самодвижения. Поэтому внешне учебный процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности и предусмотренными программой ЗУНами.
Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).
Преподавание слагается из нескольких сторон: знания педагога своего предмета, умения организовывать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубоко понимания умственного развития студента, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств обучающихся.
Учение – активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы студента, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.
Преподавание и учение – две стороны единого процесса: нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не ориентируясь на активность, развитие, возможности, знания и умения.
В процессе общения обучение основывается на вербально-деятельностном подходе, где слово выступает и как средство выражения и познания сущности изучаемого явления, и как орудие коммуникации и организации практической познавательной деятельности. Совместная практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение реальной действительности. Она актуализирует слово, наполняет его реальным содержанием.
Обучение как процесс
Процесс обучения протекает под руководством педагога. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью. Педагог создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием студентов.
Управление процессом обучения предполагает прохождение уделенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.
Организация деятельности включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач:
- познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
- необходимо учитывать актуальный уровень развития студентов и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;
- задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;
- к осуществлению предметной деятельности студентов необходимо расположить, создать положительную мотивацию;
- нужно научить студентов решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с преподавателем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.