Предмет педагогики высшей школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Предмет педагогики высшей школы- процессы воспи­тания и профессиональной подготовки специалистов в усло­виях вуза, выявление закономерностей этого процесса.

 

14.Объект педагогики высшей школы: педагогические системы, функционирующие в высших учебных заведениях, а также системы управления вузами.
К таким системам можно отнести академическую группу, курс, факультет, вуз, общественные организации и формирования студентов, преподавателей, отделы и управления Министерства образования и науки и др.

15. Особенность педагогического процесса в высшей школе
Педагогический процесс в высшей школе соответствует определенным закономерностям:
1. единства исторического и логического, требующая единства генетических и структурных связей в развитии теории науки; единство истории и теории науки и практики; единство исторической и теоретической форм на аукового познания;
2. применение методов познания эмпирического и теоретического характера в процессе изучения объектов исследования.
Центром педагогического процесса в высших учебных заведениях является интеллектуальная и эмоциональная взаимодействие между преподавателями и студентами, которая отличается от характера взаимодействия учителя и учеников в школе.
Педагогический процесс в высшей школе находится в постоянном движении, совершенствуясь и приобретая развития. Главное направление развития такого процесса - постоянное повышение активности, самостоятельности студентов, увеличение в их работе доли самовоспитания, самообразования, элементов научного исследования.
Особенностями педагогического процесса высшей школы являются:
- целевая установка на профессиональную направленность;
- педагогический процесс ВШ связан с научными исследованиями преподавателя и студента;
- увеличивается доля самостоятельной работы студента (СРС);
- в соответствие с особенностями студенческого возраста задачи воспитания можно решать в процессе обучения;
- студенты проходят профессиональную практику

16.Профессиональная направленность обучения в высшей школе
Проблема профессиональной направленности обучения достаточно широко представлена в педагогических исследованиях. Различные стороны этой проблемы отражены в работах Ю.К. Бабанского, В.М. Манахова, Р. А. Низамова, Э.Д. Новожилова, М.Ф. Фатхуллина, М.И. Шабунина, в диссертационных исследованиях Р. У. Ахмеровой, А.Г. Головенко, Н.Д. Коваленко.

Эффективным средством, необходимым для формирования профессиональных навыков специалиста, является решение задач прикладного характера.
Впервые, принцип профессиональной направленности обучения в высшей школе был введен Р.А. Низамовым и А.В. Барабанщиковым в середине 70-х годов .Профессиональная направленность является принципом обучения, в соответствии со всеми требованиями И.Я. Лернера [5], которые предъявляются к педагогическому условию, претендующему на роль дидактического принципа:
- инструментальность (пригодность в планировании направлений и характера обучения);
- универсальность (отнесенность ко всему обучению или такому его элементу, без которого целостности обучения не может быть);
- самостоятельность (неподменяемость и непоглощаемость другими принципами)
- необходимость (привнесение принципом того, что другими принципами не предусмотрено и без чего процесс обучения невозможен или неполноценен).

В настоящее время принцип профессиональной направленности обучения в высшей школе имеет особое значение, не смотря на то, что на сегодня существует ряд различающихся между собой трактовок этого принципа.

17.Методологическая основа педагогической науки

Методологические идеи педагогики высшей школы исходят из общей педагогики и в то же время имеют свою специфику.
Методологическая основа педагогики высшей школы – это система основополагающих философски осмысленных подходов, которые составляют стержень ее идей как науки и влияют на ход ее развития.
В структуре методологического знания можно выделить четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.

18. Основные задачи и функции педагогики высшей школы
Задачи:
1. Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методик проведения исследований в профессиональной педагогике.
2. Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.
3. Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.
4. Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.
5. Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.
6. Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.
7. Разработка новых принципов, методов, систем и технологий профессионального образования.
8. Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.

Функции:

1.Теоретические функции. педагогики реализуется на трех уровнях:
1.описательном или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта;
2.диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
3.прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.Технологические функции педагогики предлагает также три уровня реализации:
1.проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций).
2.преобразовательный,направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
3.рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

19.Сущностная характеристика понятия "содержание образования"
Содержание образования
- это четко очерченный круг знаний, умений, навыков и компетенций, которыми человек овладевает путем обучения в учебном заведении или самостоятельно.
Содержание образования в целом должно способствовать решению генерального задачи - формированию гармоничной, всесторонне развитой личности.
В литературе по этому вопросу выявляются две точки зрения:
1. это - система знаний, умений и навыков, овладение которыми будет способствовать всестороннему развитию личности студента, а также приобретению им профессиональной квалификации в соответствии с потребностями общества;
2. это - система знаний, умений и навыков, а также интеллектуальных и нравственных ценностей, усвоение которых обеспечивает всестороннее развитие личности и профессиональное становление специалиста.

В то же время вся система содержания предстает в виде ещё одной структуры:
- уровня обобщенного представления, на котором содержание выступает в форме социального опыта в его педагогической интерпретации;
- уровня совокупности блоков научных знаний и умений, когда содержание предстает в определенной своей части, выполняющей специфические функции в профессиональном образовании;
- уровня модулей дисциплин, где содержание представлено системой знаний и способов деятельности, входящих в курс обучения по родственным дисциплинам;
- уровня учебной дисциплины, когда подлежащее усвоению содержание предстает в развернутом виде и выполняет частнодидактические функции;
- уровня педагогической действительности, когда проектируемое содержание становится предметом совместной деятельности преподавателя и студента, то есть процесса обучения;
- уровня, где проектируемое содержание присваивается каждым студентом, то есть становится частью структуры его личности.

20.Особенности содержания образования в высшей школе
Содержание образования - это четко очерченный круг знаний, умений, навыков и компетенций, которыми человек овладевает путем обучения в учебном заведении или самостоятельно.
Требования к формированию содержания:
1. на всех ступнях оно должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне развитой личности;
2.оно должно строиться на строго научной основе; включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения. Учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции личности обучающегося;
3.по каждому учебному предмету оно должно соответствовать логике или системе той или другой науки, а также строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами (межпредметные связи);
4.в содержании образования теория должна соединяться с практикой, обучение – с производительными трудом;
5. оно должно соответствовать возрастным возможностям и индивидуально-типологическим особенностям обучающихся.
Основными направлениями содержания и воспитания и образования являются: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание.
Содержание образования закрепляется государственными документами и учебно-методическими комплексами. Это учебные планы, учебные программы, учебники, пособия.

21.Культурологический характер к образованию в высшей школе
В настоящее время в числе приоритетных находятся проблемы культурного развития личности, формирования ее духовности, так как присвоение каждой личностью совокупности культурных ценностей определяет меру ее развития, социализации, гуманизации, уровень интеллигентности. Поэтому сегодня весьма актуальным становится принцип культуросообразно-сти в образовании, который определяет отношения между воспитанием и культурой как средой растящей и питающей личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры.

Осознание взаимосвязи образования и культуры, необходимости культурного императива в учебновоспитательном процессе вуза дает основание говорить о культурологическом подходе, когда культура пронизывает все содержание процесса и предполагает анализ хода педагогических событий через призму культурных норм жизни и открытых культурой наивысших ценностей, учет прогрессивных тенденций мировой культуры и взращивание молодого человека как гражданина мира, способного жить в контексте мировой культуры .
В 80-х годах прошлого века Д. С. Лихачев создал культурологическую концепцию, в русле которой понятие культуры трактовал не только как сумму нравственных ориентиров, знаний и профессиональных навыков, но и как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего.
Основные функции культуросообразного обучения и воспитания состоят в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие личности студента и приобретение им опыта культуросообразной деятельности, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей. Следовательно, культурное ядро содержания обучения и воспитания должны составлять общечеловеческие и общенациональные ценности, т.е. необходимо формировать отношение студента к объектам окружающей действительности с позиций Истины, Добра и Красоты, а личность студента воспринимать как свободную, способную по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.






























































Дата: 2019-02-02, просмотров: 241.