Преподавание и учение – две стороны единого процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преподавание и учение – две стороны единого процесса: нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не ориентируясь на активность, развитие, возможности, знания и умения.

В процессе общения обучение основывается на вербально-деятельностном подходе, где слово выступает и как средство выражения и познания сущности изучаемого явления, и как орудие коммуникации и организации практической познавательной деятельности. Совместная практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение реальной действительности. Она актуализирует слово, наполняет его реальным содержанием.

Учение – активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы студента, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.

Преподавание слагается из нескольких сторон: знания педагога своего предмета, умения организовывать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубоко понимания умственного развития студента, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств обучающихся.

 

Управление процессом обучения в высшей школе

Процесс обучения протекает под руководством педагога. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью. Педагог создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием студентов.

Управление процессом обучения предполагает прохождение уделенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Структура процесса обучения

Обучение рассматривается как общественное явление, как передача подрастающему поколению опыта общественных отношений и неразрывно связано с теорией познания человеком действительности.

Обучение как процесс - представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие обучающего и обучаемого.

При ведущей и направляющей роли педагога обеспечивается полноценное усвоение обучающимися знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение сложный и многогранный процесс - отражающий в сознании личности реальную действительность на основе специально организованной обучающей деятельности, общения и отношения. В него целиком и полностью активно включаются личности педагога и обучающихся, одновременно подвергаются интенсивным воспитательным воздействиям.

Для определения понятия «процесс обучения» необходимо выделить его существенные признаки:

- обучение как познавательная деятельность;

- обучение как искусственно организованная познавательная деятельность;

- обучение как усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества;

- обучение как ускоренное познание в индивидуальном развитии.

Процесс обучения – сложный процесс взаимодействия педагога, обучаемого, учебного материала, обладающий внутренними импульсами самодвижения. Поэтому внешне учебный процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности и предусмотренными программой ЗУНами.

Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).

Преподавание слагается из нескольких сторон: знания педагога своего предмета, умения организовывать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубоко понимания умственного развития студента, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств обучающихся.

Учение – активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы студента, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.

Преподавание и учение – две стороны единого процесса: нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не ориентируясь на активность, развитие, возможности, знания и умения.

В процессе общения обучение основывается на вербально-деятельностном подходе, где слово выступает и как средство выражения и познания сущности изучаемого явления, и как орудие коммуникации и организации практической познавательной деятельности. Совместная практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение реальной действительности. Она актуализирует слово, наполняет его реальным содержанием.

 

66. Воспитательная компонента в профессиональном образовании

Воспитание, обучение и развитие являются равноценными составляющими образования. Последняя компонента, будучи пограничной между двумя предыдущими, сочетает в себе присущие им характеристики, поскольку в процессе развивающего обучения воспитываются новые личностные качества обучаемых. Это разделение условно, ибо на практике все сферы образования тесно связаны между собой. Но поскольку организация, формы, методы обучения и воспитания имеют свою специфику, для объяснения сущности воспитания следует рассмотреть отдельно эту педагогическую категорию, уяснить ее смыслы, цели и задачи в контексте современных социально-экономических преобразований в нашей стране.
В связи с реформированием образования и сменой образовательной парадигмы проблема воспитания на всех образовательных уровнях стоит особенно остро. Современные реалии вузовской жизни свидетельствуют о том, что в постсоветском образовательном пространстве воспитательная компонента как рудиментарный орган старой системы утратила свою значимость, новая же парадигма воспитания еще только складывается и обретает новые аксиологические смыслы. В этой пограничной ситуации воспитательные процессы ослаблены и в основном зависят от воли и мастерства педагогов, кураторов, инициативы администрации и традиций конкретного учебного заведения.

67. Объяснительно-иллюстративный метод.

Учащие­ся получают знания на лекции, из учебной или методи­ческой литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выво­ды, студенты остаются в рамках репродуктивного (вос­производящего) мышления. В вузе данный метод нахо­дит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

68.Репродуктивный метод.

К нему относят примене­ние изученного на основе образца или правила. Деятель­ность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. вы­полняется по инструкции, предписанию, правилам в ана­логичных, сходных с показанным образцом, ситуации.

69.Метод проблемного изложения .

Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует позна­вательную задачу, а затем, раскрывая систему доказа­тельств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Сту­денты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой под­ход широко используется.

70. Методы обучения в высшей школе

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине. Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории.

Философия определяет метод в самом общем значении как способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

И.Ф. Харламов дает следующее определение сущности этого понятия: "под методами обучения следует понимать способы обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности студентов по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом".

 Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".

Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности студентов ".

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов по достижению определенных учебно-воспитательных задач.

С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу преподавателя и организацию активной учебно-познавательной деятельности студентов.

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности студентов по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.


Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод   Репродуктивный метод   Метод проблемного изложения   Частично-поисковый или эвристический метод   Исследовательский метод  

71. Движущие силы процесса обучения

Познание протекает через противоречия. Противоречия в обучении есть факт объективный. Противоречия могут возникнуть личным опытом студента и научными знаниями, между необходимостью и возможностью решать познавательные задачи составляют живой познавательный процесс. Поэтому противоречия выступают важнейшей движущей силой процесса обучения.

Движущие силы процесса обучения – это противоречия, воз­никающие в ходе учебного процесса, становление и развитие которых определяет динамику, диалектику обучения и учения, характер овла­дения знаниями и умениями обучающихся, а также темпы развития студента. Управление созданием противоречий осуществляется через отбор содержания учебного материала, выбор и использование мето­дов, форм и способов обучения и учения. Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями обучающихся. Движущими силами учебного процесса считается саморазвитие и самосовершенствование.

72. Мотивы учебной деятельности

В процессе обучения формируются ценные мотивы деятельности и поведения личности. Мотив – мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие его к той или иной деятельности. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой их развития является высокий уровень обуче­ния с его научным содержанием и педагогически целе­сообразной организацией активного и самостоятельного познания. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляюще познавательные процессы, воображение и поведение.

Мотивы учебной деятельности:

· Непосредственно-побуждающие – основаны на эмоциональных проявлениях личности, положительных или отрица­тельных эмоциях

· Перспективно-побуждающие –основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности

· интеллектуально-побуждающие – основаны на полу­чении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой куль­турный уровень, овладеть определенными умениями и навыка­ми, увлеченность самим процессом решения учебно-познаватель­ных задач.

73. Процесс обучения как двусторонний процесс.

Процесс обучения – сложный процесс взаимодействия педагога, обучаемого, учебного материала, обладающий внутренними импульсами самодвижения. Поэтому внешне учебный процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности и предусмотренными программой ЗУНами.

Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).

Преподавание слагается из нескольких сторон: знания педагога своего предмета, умения организовывать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубоко понимания умственного развития студента, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств обучающихся.

Учение – активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы студента, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.

Преподавание и учениедве стороны единого процесса: нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не ориентируясь на активность, развитие, возможности, знания и умения.

74. Сущностная характеристика преподавания как деятельности

Процесс обуче­ния протекает под руководством педагога. На­значение его деятельности состоит в управлении активной и со­знательной познавательной деятельностью. Педагог создает необходимые условия для успеш­ного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообраз­ные формы организации обучения; использует многообразие ме­тодов, при помощи которых содержание становится достоянием студентов.

Управление процессом обучения предполагает прохождение уделенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Организация деятельности включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения.

Деятельностный подход рассматривает структуру процесса обучения не как звенья усвоения учебного материала, а как звенья, отражающие взаимосвязь преподавания и учения в непосредственной или опосредованной форме. В связи с этим в структуре предлагается выделить:

- усвоение и конкретизация преподавателями общих целей и задач обучения на основе изучения особенностей системы, в которой протекает обучение;

- планирование педагогами средств обучения, выбор содержания, форм и методов обучения с учетом выявленных особенностей обучаемых;

- непосредственное дидактическое взаимодействие преподавателя и студентов, в ходе которого преподаватель организует деятельность по овладению ЗУНами, а учащиеся активно овладевают ими;

Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные педагогом ранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя, где студенты самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без заданий и инструкций. Процесс же преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.

75. Законы и закономерности обучения в высшей школе

Научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности. Педагог, занимаясь вопросами проектирования учебно-воспитательного процесса, непременно ставит пе­ред собой задачу познания процесса обучения. Результа­том этого познания является установление законов и за­кономерностей процесса обучения.

Педагогический закон – внутренняя, существенная, устойчивая связь педагогических явлений, обусловлива­ющая их необходимое, закономерное развитие.

Педагогические законы:

· Социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, со­циального строя на формирование УВП.

· Обучение и воспитание рас­крывает соотношение овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности.

· Обусловленности обучения и воспитания ха­рактером деятельности студентов раскрывает соотно­шения между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

· Целостности и единства педагогического про­цесса раскрывает соотношение части и целого в педаго­гическом процессе, необходимость един­ства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов.

· Единства и взаимосвязи теории и практики в обучении в качестве одной из задач дидактики выдви­гает установление закономерностей обучения, что делает процесс обучения более осознанным, управляемым, эффективным.

76. Современные педагогические концепции обучения

Дата: 2019-02-02, просмотров: 309.