Педагогика – наука о воспитании и обучении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогика – наука о воспитании и обучении.

Предметом педагогики как науки является изучение закономерностей становления личности, ее формирования в процессе воспитания в условиях общественной среды.

Учение (обучение)-> Воспитание

Педагогический процесс является объектом деятельности преподавателя, а, следовательно, объектом педагогики как науки.

Предметом педагогики как науки является изучение закономерностей становления личности, ее формирования в процессе воспитания в условиях общественной среды.

Из интернета (Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Задачи педагогики:

  1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
  2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
  3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология.
  4. Внедрение результатов исследования в практику.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.)

 

Структура педагогической науки

Развитие любой науки можно выделить в три этапа.

На первом этапе происходит накопление знаний и опыта, их практическое применение. Второй этап связан с выявлением закономерностей, формулированием общих законов, принципов, с разработкой научной методологии. Третий этап характеризуется появлением внутри науки отраслей, слиянием их со смежными отраслями других наук или вычленением из неё самостоятельных наук.

 

Структура педагогической науки:

 

Объект педагогической науки

Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. По мнению ученых, педагогика как наука связана с реализацией общественной функции воспитания. Следовательно, все стороны объективной реальности, где происходит педагогическая деятельность, и есть объект педагогики. Из википедии(Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.)

 

Из интернета

(В качестве основной категории педагогики обучение рассматривается как:
• процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта посредством организации усвоения учащимися научных знаний и способов деятельности. Процесс обучения имеет две составляющие: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика);
• совместная целенаправленная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие учащегося, его образование и воспитание. По мере социального развития обучение становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. В единстве деятельности «преподавание — учение» заключается основная функция обучения;
• педагогически обоснованные формы общения и взаимодействия преподавателя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Обучение зависит от конкретных исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации.




Существуют различные системы организации обучения: индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская, предметно-курсовая и др. Каждая из них использует свои организационные формы обучения, способствуя созданию специфических условий обучения, воспитания и развития.)

 

Виды компетентности

Универсальные (общие) компетенции характеризуют особенности деятельности любого специалиста и подразделяются на социально-личностные и общекультурные, общенаучные, инструментальные.

Профессиональные компетенции отражают профессиональные особенности деятельности специалиста, структурируются на подгруппы, соответствующие основным видам деятельности специалиста (проектно-конструкторские, испытательно-технологические, эксплуатационно-внедренческие и др.).

Универсальные компетенции, являющиеся ключевыми как в профессиональной, так и, более широко, в социальной деятельности каждого человека, включают следующие виды:

* социально-личностные и общекультурные (СЛК);

* общенаучные (ОНК);

* инструментальные (ИК).

Социально-личностные (способность к саморазвитию, социальному взаимодействию, самосовершенствованию) компетенции и общекультурные, общенаучные (способность к познавательной деятельности, интеграции, профессиональному развитию), инструментальные (обладание когнитивными и методологическими способностями, технологическими навыками).

Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции определяются с учетом основных видов профессиональной деятельности, выполняемых специалистами в рамках любой профессии.

Профессиональные компетенции формируют профессиональное «лицо» специалиста, являются базовыми и имеют высокую значимость для эффективного решения задач, возникающих в основных видах профессиональ-ной деятельности.

Таким образом, концепция профессиональной компетентности предполагает введение человека в общий культурный мир ценностей, и именно в этом пространстве человек далее реализует себя как специалист, профессионал: из узкой сферы деловой эффективности он выходит в широкое пространство культуры. Именно этот подход стал ведущим при разработке учебных программ дисциплин подготовки современных специалистов.

Обучение как процесс

Процесс обучения протекает под руководством педагога. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью. Педагог создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием студентов.

Управление процессом обучения предполагает прохождение уделенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Организация деятельности включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач:

- познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;

- необходимо учитывать актуальный уровень развития студентов и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;

- задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;

- к осуществлению предметной деятельности студентов необходимо расположить, создать положительную мотивацию;

- нужно научить студентов решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с преподавателем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий.

Структура процесса обучения

Обучение рассматривается как общественное явление, как передача подрастающему поколению опыта общественных отношений и неразрывно связано с теорией познания человеком действительности.

Обучение как процесс - представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие обучающего и обучаемого.

При ведущей и направляющей роли педагога обеспечивается полноценное усвоение обучающимися знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение сложный и многогранный процесс - отражающий в сознании личности реальную действительность на основе специально организованной обучающей деятельности, общения и отношения. В него целиком и полностью активно включаются личности педагога и обучающихся, одновременно подвергаются интенсивным воспитательным воздействиям.

Для определения понятия «процесс обучения» необходимо выделить его существенные признаки:

- обучение как познавательная деятельность;

- обучение как искусственно организованная познавательная деятельность;

- обучение как усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества;

- обучение как ускоренное познание в индивидуальном развитии.

Процесс обучения – сложный процесс взаимодействия педагога, обучаемого, учебного материала, обладающий внутренними импульсами самодвижения. Поэтому внешне учебный процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности и предусмотренными программой ЗУНами.

Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).

Преподавание слагается из нескольких сторон: знания педагога своего предмета, умения организовывать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубоко понимания умственного развития студента, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств обучающихся.

Учение – активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы студента, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.

Преподавание и учение – две стороны единого процесса: нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не ориентируясь на активность, развитие, возможности, знания и умения.

В процессе общения обучение основывается на вербально-деятельностном подходе, где слово выступает и как средство выражения и познания сущности изучаемого явления, и как орудие коммуникации и организации практической познавательной деятельности. Совместная практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение реальной действительности. Она актуализирует слово, наполняет его реальным содержанием.

 

66. Воспитательная компонента в профессиональном образовании

Воспитание, обучение и развитие являются равноценными составляющими образования. Последняя компонента, будучи пограничной между двумя предыдущими, сочетает в себе присущие им характеристики, поскольку в процессе развивающего обучения воспитываются новые личностные качества обучаемых. Это разделение условно, ибо на практике все сферы образования тесно связаны между собой. Но поскольку организация, формы, методы обучения и воспитания имеют свою специфику, для объяснения сущности воспитания следует рассмотреть отдельно эту педагогическую категорию, уяснить ее смыслы, цели и задачи в контексте современных социально-экономических преобразований в нашей стране.
В связи с реформированием образования и сменой образовательной парадигмы проблема воспитания на всех образовательных уровнях стоит особенно остро. Современные реалии вузовской жизни свидетельствуют о том, что в постсоветском образовательном пространстве воспитательная компонента как рудиментарный орган старой системы утратила свою значимость, новая же парадигма воспитания еще только складывается и обретает новые аксиологические смыслы. В этой пограничной ситуации воспитательные процессы ослаблены и в основном зависят от воли и мастерства педагогов, кураторов, инициативы администрации и традиций конкретного учебного заведения.

67. Объяснительно-иллюстративный метод.

Учащие­ся получают знания на лекции, из учебной или методи­ческой литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выво­ды, студенты остаются в рамках репродуктивного (вос­производящего) мышления. В вузе данный метод нахо­дит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

68.Репродуктивный метод.

К нему относят примене­ние изученного на основе образца или правила. Деятель­ность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. вы­полняется по инструкции, предписанию, правилам в ана­логичных, сходных с показанным образцом, ситуации.

69.Метод проблемного изложения .

Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует позна­вательную задачу, а затем, раскрывая систему доказа­тельств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Сту­денты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой под­ход широко используется.

70. Методы обучения в высшей школе

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине. Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории.

Философия определяет метод в самом общем значении как способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

И.Ф. Харламов дает следующее определение сущности этого понятия: "под методами обучения следует понимать способы обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности студентов по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом".

 Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".

Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности студентов ".

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов по достижению определенных учебно-воспитательных задач.

С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу преподавателя и организацию активной учебно-познавательной деятельности студентов.

Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности студентов по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.


Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод   Репродуктивный метод   Метод проблемного изложения   Частично-поисковый или эвристический метод   Исследовательский метод  

71. Движущие силы процесса обучения

Познание протекает через противоречия. Противоречия в обучении есть факт объективный. Противоречия могут возникнуть личным опытом студента и научными знаниями, между необходимостью и возможностью решать познавательные задачи составляют живой познавательный процесс. Поэтому противоречия выступают важнейшей движущей силой процесса обучения.

Движущие силы процесса обучения – это противоречия, воз­никающие в ходе учебного процесса, становление и развитие которых определяет динамику, диалектику обучения и учения, характер овла­дения знаниями и умениями обучающихся, а также темпы развития студента. Управление созданием противоречий осуществляется через отбор содержания учебного материала, выбор и использование мето­дов, форм и способов обучения и учения. Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями обучающихся. Движущими силами учебного процесса считается саморазвитие и самосовершенствование.

72. Мотивы учебной деятельности

В процессе обучения формируются ценные мотивы деятельности и поведения личности. Мотив – мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие его к той или иной деятельности. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой их развития является высокий уровень обуче­ния с его научным содержанием и педагогически целе­сообразной организацией активного и самостоятельного познания. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляюще познавательные процессы, воображение и поведение.

Мотивы учебной деятельности:

· Непосредственно-побуждающие – основаны на эмоциональных проявлениях личности, положительных или отрица­тельных эмоциях

· Перспективно-побуждающие –основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности

· интеллектуально-побуждающие – основаны на полу­чении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой куль­турный уровень, овладеть определенными умениями и навыка­ми, увлеченность самим процессом решения учебно-познаватель­ных задач.

73. Процесс обучения как двусторонний процесс.

Процесс обучения – сложный процесс взаимодействия педагога, обучаемого, учебного материала, обладающий внутренними импульсами самодвижения. Поэтому внешне учебный процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности и предусмотренными программой ЗУНами.

Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).

Преподавание слагается из нескольких сторон: знания педагога своего предмета, умения организовывать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубоко понимания умственного развития студента, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств обучающихся.

Учение – активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы студента, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.

Преподавание и учениедве стороны единого процесса: нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не ориентируясь на активность, развитие, возможности, знания и умения.

74. Сущностная характеристика преподавания как деятельности

Процесс обуче­ния протекает под руководством педагога. На­значение его деятельности состоит в управлении активной и со­знательной познавательной деятельностью. Педагог создает необходимые условия для успеш­ного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообраз­ные формы организации обучения; использует многообразие ме­тодов, при помощи которых содержание становится достоянием студентов.

Управление процессом обучения предполагает прохождение уделенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Организация деятельности включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения.

Деятельностный подход рассматривает структуру процесса обучения не как звенья усвоения учебного материала, а как звенья, отражающие взаимосвязь преподавания и учения в непосредственной или опосредованной форме. В связи с этим в структуре предлагается выделить:

- усвоение и конкретизация преподавателями общих целей и задач обучения на основе изучения особенностей системы, в которой протекает обучение;

- планирование педагогами средств обучения, выбор содержания, форм и методов обучения с учетом выявленных особенностей обучаемых;

- непосредственное дидактическое взаимодействие преподавателя и студентов, в ходе которого преподаватель организует деятельность по овладению ЗУНами, а учащиеся активно овладевают ими;

Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные педагогом ранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя, где студенты самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без заданий и инструкций. Процесс же преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.

75. Законы и закономерности обучения в высшей школе

Научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности. Педагог, занимаясь вопросами проектирования учебно-воспитательного процесса, непременно ставит пе­ред собой задачу познания процесса обучения. Результа­том этого познания является установление законов и за­кономерностей процесса обучения.

Педагогический закон – внутренняя, существенная, устойчивая связь педагогических явлений, обусловлива­ющая их необходимое, закономерное развитие.

Педагогические законы:

· Социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, со­циального строя на формирование УВП.

· Обучение и воспитание рас­крывает соотношение овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности.

· Обусловленности обучения и воспитания ха­рактером деятельности студентов раскрывает соотно­шения между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

· Целостности и единства педагогического про­цесса раскрывает соотношение части и целого в педаго­гическом процессе, необходимость един­ства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов.

· Единства и взаимосвязи теории и практики в обучении в качестве одной из задач дидактики выдви­гает установление закономерностей обучения, что делает процесс обучения более осознанным, управляемым, эффективным.

76. Современные педагогические концепции обучения

Классификация форм обучения

 

Классификация форм

Виды классификации

Традиционный Нетрадиционный
По способу получения образования Очное, заочное, вечернее, экстернат Открытое обучение
По основанию непосредственного и опосредованного общения  Непосредственное общение с педагогом Дистанционное обучение
По числу педагогов, проводящих учебное занятие (одновременно) Занятие ведет один преподаватель Бинарное – два и более преподавателя
По постоянству или эпизодичности работы педагога с контингентом обучающихся Обучение ведется одним педагогом и постоянно На разовые занятия привлекаются приглашенные преподаватели
По основанию монолог – диалог Монологическое обучение: педагог говорит и показывает, а студенты слушают Интерактивные формы: обмен информациями, идеями
По месту проведения учебных занятий Стационарные занятия: в одном и том же университете Выездные занятия: на производстве, в школе
По целевой направленности занятий Вводные занятия, контрольные работы коллоквиумы, защита рефератов  
По видам учебных занятий Лекция, семинар, лабораторная работа, практические занятия и др.  

 

Виды лекции

  Проблемные лекции Начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необхо­димо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет
  Лекция-визуализация Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения более значимых, существенных элементов содержания обучения
  Лекции-вдвоем В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждаются теоретические вопросы с разных позиций – теоретика и практика.
  Лекции пресс-конференции Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумаге и передать преподавателю, затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражение знаний и интересов слушателей.
  Лекция-беседа Участие в лекции-беседе можно обеспечить различными приемами, так например: озадачивание студентов вопросами в начале, вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории.
  Лекция дискуссия Преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

 

Структура лекции

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие – отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ИТО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

 

86. Вузовский семинар

В современной высшей школе семинар является одним из основ­ных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой сред­ство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дис­циплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студен­там возможность овладеть навыками и умениями исполь­зования теоретического знания применительно к особен­ностям изучаемой отрасли.

Виды семинара Характеристика
1. Просеминар Ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы.
2. Междисциплинарный отчет На занятие выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, техническом, юридическом, нравственном и психологическом.  На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов,  приучает к комплексной оценке проблем, учит видеть межпредметные связи.
3. Проблемный Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.
4. Тематический Углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.
5. Ориентационный Помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта и проблемы.
6. Системный Проводится для более глубокого знакомства с разными проблемами, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемой теме.
7. Спецсеминар Предполагает овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики

 

 87. Практическое занятие в вузе

 

 Лабораторное занятие

Лабораторные работы. «Лаборатория» происходит от латинского слова «la­bor» – труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических уси­лий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения, навыки сту­дентов в едином процессе деятельности учебно-исследова­тельского характера.

В лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими уме­ниями и навыками студентов в условиях той или иной сте­пени близости к реальной профессиональной деятельности. Особую роль здесь играет совместная групповая работа. Максимальная степень приближения к будущей професси­ональной деятельности достигается при прохождении про­изводственной практики на конкретных рабочих постах.

 

 

Офис регистратор

Офис Регистратора (Office of Registrar) – служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений обучающегося. Офис Регистратора (далее по тексту – ОР) является структурным подразделением, созданным на базе приемной комиссии и которому передана часть функций деканатов.

Одной из целей создания офиса Регистратора является разделение процесса обучения и процесса оценки знаний, а также проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Основными функциями ОР, направленными на содействие обучающемуся в достижении его основной цели – получении степени по выбранной специальности с высоким качеством знаний, умений, навыков и компетенций, являются:

• составление и контроль над своевременным исполнением академического календаря; организация работы приемной комиссии; запись на учебные дисциплины (Enrollment); формирование академических групп; организация и контроль проведения входного среза знаний; организация и проведение итогового контроля/промежуточной аттестации; контроль над организацией и проведением итоговой государственной аттестации; доархивное хранение личных дел обучающихся; формирование и регулярное обновление базы данных (БД) "Регистратор"; ведение Транскрипта и внесение в него оценок обучающегося; организация и проведение инаугурации (оформление и торжественное вручение дипломов выпускникам); ведение статистики по контингенту обучающихся.

ОР возглавляет Регистратор, который подчиняется непосредственно ректору вуза. Офис Регистратора тесно взаимодействует с факультетами, учебным отделом, другими структурными подразделениями университета.

Прерективизиты

(Pre-requisite) — любые предварительные условия или специфические курсы, которые должны быть изучены перед допуском к изучению другой дисциплины, предмета, а также к другой программе или ее части.

Постреквезиты

Учебные курсы, обязательные или рекомендуемые для освоения после изучения учебного курса, к которому эти постреквизиты относятся.

97. Индивидуальный план обучающегося и его структура

 В основе любого учебного процесса лежит индивидуальный учебный план (ИУП) обучающегося, который заблаговременно составляется обучающимся с помощью эдвайзера. Основой для составления ИУП является типовой учебный план (ТУП), входящий в соответствующий Госстандарт образования (ГОСО), и каталог элективных дисциплин (КЭД), предоставляемый вузом. От того, насколько продуманной и целостной будет образовательная траектория обучающихся, зависит уровень профессиональной подготовленности будущего специалиста. В этой связи вузы предусматривают в своей организационной структуре службу эдвайзеров, которыми традиционно являются преподаватели выпускающей кафедры, оказывающие консультативную помощь в формировании индивидуальных учебных планов обучающихся.

В ходе планирования своего индивидуального учебного плана студент должен предусмотреть изучение дисциплин в общем объеме 12–18 кредитов в семестре, включая 100% дисциплин обязательного компонента, предусмотренных типовым учебным планом.

Кроме того, обучающиеся имеют право выбрать преподавателей, претендующих на чтение учебных курсов. Обучающемуся должны быть представлены учебно-методические материалы, разработанные преподавателями, и сведения об их ученой степени и ученом звании.

В компонент по выбору входят элективные дисциплины, предлагаемые высшим учебным заведением. Циклы учебных дисциплин в учебном плане

 

 

 

В типовых учебных планах приводится полный перечень дисциплин обязательного компонента с указанием количества кредитов по каждой из них. Кредиты, отводимые на изучение компонента по выбору, распределяются вузами самостоятельно.

Академический календарь

Составление учебных, планов специальностей высшего учебного заведения начинается с разработки академического календаря, в котором отражаются основные виды, учебных, контрольных мероприятий образовательного процесса, а также периоды практик, каникул и дни праздников.

Кредитная технология обучения предполагает планирование учебной деятельности профессорско-преподавательского состава и индивидуальной образовательной траектории обучающихся на текущий учебный год.

График учебного процесса

Учебный процесс в высшей школе – это сложная система организации, управления и развития познавательной деятельности обучающегося и процесс многостороннего формирования специалиста высшей квалификации. Учебный процесс включает совокупность учебных и контрольных мероприятий, направленных на освоение обучающимся образовательной программы. Учебные мероприятия связаны с проведением всех видов академических занятий, организацией самостоятельной работы и профессиональной практики обучающихся. Контрольные мероприятия предполагают оценку учебных достижений обучающихся по дисциплинам учебного плана. Табл( соответст цветов)

составляется академический календарь, отражающий основные виды учебных мероприятий и сроки их осуществления в течение учебного года

формируется каталог элективных дисциплин в дополнение к дисциплинам типового учебного плана

формируется обучающимся с помощью эдвайзера, под контролем офиса Регистратора и декана индивидуальный учебный план в соответствии с типовыми учебными планами и каталогом элективных дисциплин

составляются рабочие учебные планы

разрабатываются рабочие программы дисциплин в соответствии с рабочими учебными планами специальностей, планируется объем учебной нагрузки структурных подразделений и, соответственно, штатное расписание ППС с распределением педагогической нагрузки

составляются расписания учебных занятий в разрезе академических потоков и групп

Функции заведующего кафедры

Руководство работой кафедр в зависимости от их подчиненности осуществляют управления и отделы вуза либо деканаты. Руководить – это значит направлять, наставлять должностных лиц структурных подразделений внутривуза, профессорско-преподавательский состав, как эффективнее решать вопросы учебно-воспитательного процесса, научной работы на основе предварительного анализа их деятельности. Управленческая деятельность – это всегда упорядочение, совокупность действий по преобразованию объекта деятельности, по обеспечению его движения к задуманной цели.

Управление рассматривается как целенаправленное действие на определенный объект в интересах достижения конкретных результатов в соответствии с заранее намеченными целями и задачами. Это система действий по подготовке, принятию и реализации решений, направленных на достижение целей и задач с привлечением всех участников педагогического процесса.

Важным направлением учебной деятельности является планирование объема учебной работы структурных подразделений высшего учебного заведения, как правило, кафедр.

 102. Сущностная характеристика тотального менеджмента организации в вуз.

TQM (Total quality management – Всеобщее управление качеством) – это новый подход в управлении, основанный на стремлении к качеству управления путем удовлетворения требований потребителя. По мнению Калановой Ш.М. и Бишимбаева В.К. тотальный менеджмент качества – подход к руководству организации, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества

 Управление качеством образования является предметной сферой общей теории управления качеством в силу специфики объекта. Этот управленческий подход позволяет решить ряд противоречий в период инновационного развития системы образования. Однако на практике управление качеством образования на институциональном уровне позволяет выделить ряд противоречий: • между современными требованиями рынка труда к качеству вузовского образования и ограниченностью возможностей их удовлетворения на основе традиционных подходов к управлению образовательным процессом; • между инновационными процессами в профессиональном образовании и отсутствием механизма обеспечения их согласованного и положительного воздействия на качество образовательных услуг; • между потребностями личности в интеллектуальном, культурном и профессиональном развитии, обеспечивающем ее конкурентную позицию на 10 рынке труда и социальную защищенность в обществе, и возможностью их удовлетворения в условиях вуза; • между необходимостью гарантированного качества предоставляемых вузом образовательных услуг и не достаточным развитием механизмов его достижения; • между уровнем развития теории и практики внедрения систем обеспечения качества в различных социальных системах и степенью освоения данного направления в образовательной практике в высшей школы.

Педагогика – наука о воспитании и обучении.

Предметом педагогики как науки является изучение закономерностей становления личности, ее формирования в процессе воспитания в условиях общественной среды.

Учение (обучение)-> Воспитание

Педагогический процесс является объектом деятельности преподавателя, а, следовательно, объектом педагогики как науки.

Предметом педагогики как науки является изучение закономерностей становления личности, ее формирования в процессе воспитания в условиях общественной среды.

Из интернета (Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Задачи педагогики:

  1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
  2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
  3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология.
  4. Внедрение результатов исследования в практику.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.)

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.