Педагогика – наука о воспитании и обучении.
Предметом педагогики как науки является изучение закономерностей становления личности, ее формирования в процессе воспитания в условиях общественной среды.
Учение (обучение)-> Воспитание
Педагогический процесс является объектом деятельности преподавателя, а, следовательно, объектом педагогики как науки.
Предметом педагогики как науки является изучение закономерностей становления личности, ее формирования в процессе воспитания в условиях общественной среды.
Из интернета (Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.
Задачи педагогики:
Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.)
Структура педагогической науки
Развитие любой науки можно выделить в три этапа.
На первом этапе происходит накопление знаний и опыта, их практическое применение. Второй этап связан с выявлением закономерностей, формулированием общих законов, принципов, с разработкой научной методологии. Третий этап характеризуется появлением внутри науки отраслей, слиянием их со смежными отраслями других наук или вычленением из неё самостоятельных наук.
Структура педагогической науки:

Объект педагогической науки
Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. По мнению ученых, педагогика как наука связана с реализацией общественной функции воспитания. Следовательно, все стороны объективной реальности, где происходит педагогическая деятельность, и есть объект педагогики. Из википедии(Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.)
Из интернета
(В качестве основной категории педагогики обучение рассматривается как:
• процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта посредством организации усвоения учащимися научных знаний и способов деятельности. Процесс обучения имеет две составляющие: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика);
• совместная целенаправленная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие учащегося, его образование и воспитание. По мере социального развития обучение становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта. В единстве деятельности «преподавание — учение» заключается основная функция обучения;
• педагогически обоснованные формы общения и взаимодействия преподавателя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Обучение зависит от конкретных исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации.
Существуют различные системы организации обучения: индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская, предметно-курсовая и др. Каждая из них использует свои организационные формы обучения, способствуя созданию специфических условий обучения, воспитания и развития.)
Виды компетентности
Универсальные (общие) компетенции характеризуют особенности деятельности любого специалиста и подразделяются на социально-личностные и общекультурные, общенаучные, инструментальные.
Профессиональные компетенции отражают профессиональные особенности деятельности специалиста, структурируются на подгруппы, соответствующие основным видам деятельности специалиста (проектно-конструкторские, испытательно-технологические, эксплуатационно-внедренческие и др.).
Универсальные компетенции, являющиеся ключевыми как в профессиональной, так и, более широко, в социальной деятельности каждого человека, включают следующие виды:
* социально-личностные и общекультурные (СЛК);
* общенаучные (ОНК);
* инструментальные (ИК).
Социально-личностные (способность к саморазвитию, социальному взаимодействию, самосовершенствованию) компетенции и общекультурные, общенаучные (способность к познавательной деятельности, интеграции, профессиональному развитию), инструментальные (обладание когнитивными и методологическими способностями, технологическими навыками).
Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции определяются с учетом основных видов профессиональной деятельности, выполняемых специалистами в рамках любой профессии.
Профессиональные компетенции формируют профессиональное «лицо» специалиста, являются базовыми и имеют высокую значимость для эффективного решения задач, возникающих в основных видах профессиональ-ной деятельности.
Таким образом, концепция профессиональной компетентности предполагает введение человека в общий культурный мир ценностей, и именно в этом пространстве человек далее реализует себя как специалист, профессионал: из узкой сферы деловой эффективности он выходит в широкое пространство культуры. Именно этот подход стал ведущим при разработке учебных программ дисциплин подготовки современных специалистов.
Обучение как процесс
Процесс обучения протекает под руководством педагога. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью. Педагог создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием студентов.
Управление процессом обучения предполагает прохождение уделенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.
Организация деятельности включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач:
- познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
- необходимо учитывать актуальный уровень развития студентов и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;
- задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;
- к осуществлению предметной деятельности студентов необходимо расположить, создать положительную мотивацию;
- нужно научить студентов решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с преподавателем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий.
Структура процесса обучения
Обучение рассматривается как общественное явление, как передача подрастающему поколению опыта общественных отношений и неразрывно связано с теорией познания человеком действительности.
Обучение как процесс - представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие обучающего и обучаемого.
При ведущей и направляющей роли педагога обеспечивается полноценное усвоение обучающимися знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Обучение сложный и многогранный процесс - отражающий в сознании личности реальную действительность на основе специально организованной обучающей деятельности, общения и отношения. В него целиком и полностью активно включаются личности педагога и обучающихся, одновременно подвергаются интенсивным воспитательным воздействиям.
Для определения понятия «процесс обучения» необходимо выделить его существенные признаки:
- обучение как познавательная деятельность;
- обучение как искусственно организованная познавательная деятельность;
- обучение как усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества;
- обучение как ускоренное познание в индивидуальном развитии.
Процесс обучения – сложный процесс взаимодействия педагога, обучаемого, учебного материала, обладающий внутренними импульсами самодвижения. Поэтому внешне учебный процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности и предусмотренными программой ЗУНами.
Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).
Преподавание слагается из нескольких сторон: знания педагога своего предмета, умения организовывать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубоко понимания умственного развития студента, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств обучающихся.
Учение – активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы студента, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.
Преподавание и учение – две стороны единого процесса: нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не ориентируясь на активность, развитие, возможности, знания и умения.
В процессе общения обучение основывается на вербально-деятельностном подходе, где слово выступает и как средство выражения и познания сущности изучаемого явления, и как орудие коммуникации и организации практической познавательной деятельности. Совместная практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение реальной действительности. Она актуализирует слово, наполняет его реальным содержанием.
66. Воспитательная компонента в профессиональном образовании
Воспитание, обучение и развитие являются равноценными составляющими образования. Последняя компонента, будучи пограничной между двумя предыдущими, сочетает в себе присущие им характеристики, поскольку в процессе развивающего обучения воспитываются новые личностные качества обучаемых. Это разделение условно, ибо на практике все сферы образования тесно связаны между собой. Но поскольку организация, формы, методы обучения и воспитания имеют свою специфику, для объяснения сущности воспитания следует рассмотреть отдельно эту педагогическую категорию, уяснить ее смыслы, цели и задачи в контексте современных социально-экономических преобразований в нашей стране.
В связи с реформированием образования и сменой образовательной парадигмы проблема воспитания на всех образовательных уровнях стоит особенно остро. Современные реалии вузовской жизни свидетельствуют о том, что в постсоветском образовательном пространстве воспитательная компонента как рудиментарный орган старой системы утратила свою значимость, новая же парадигма воспитания еще только складывается и обретает новые аксиологические смыслы. В этой пограничной ситуации воспитательные процессы ослаблены и в основном зависят от воли и мастерства педагогов, кураторов, инициативы администрации и традиций конкретного учебного заведения.
67. Объяснительно-иллюстративный метод.
Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
68.Репродуктивный метод.
К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкции, предписанию, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом, ситуации.
69.Метод проблемного изложения .
Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
70. Методы обучения в высшей школе
Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине. Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории.
Философия определяет метод в самом общем значении как способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
И.Ф. Харламов дает следующее определение сущности этого понятия: "под методами обучения следует понимать способы обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности студентов по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом".
Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".
Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности студентов ".
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов по достижению определенных учебно-воспитательных задач.
С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу преподавателя и организацию активной учебно-познавательной деятельности студентов.
Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности студентов по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Методы обучения
71. Движущие силы процесса обучения
Познание протекает через противоречия. Противоречия в обучении есть факт объективный. Противоречия могут возникнуть личным опытом студента и научными знаниями, между необходимостью и возможностью решать познавательные задачи составляют живой познавательный процесс. Поэтому противоречия выступают важнейшей движущей силой процесса обучения.
Движущие силы процесса обучения – это противоречия, возникающие в ходе учебного процесса, становление и развитие которых определяет динамику, диалектику обучения и учения, характер овладения знаниями и умениями обучающихся, а также темпы развития студента. Управление созданием противоречий осуществляется через отбор содержания учебного материала, выбор и использование методов, форм и способов обучения и учения. Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями обучающихся. Движущими силами учебного процесса считается саморазвитие и самосовершенствование.
72. Мотивы учебной деятельности
В процессе обучения формируются ценные мотивы деятельности и поведения личности. Мотив – мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие его к той или иной деятельности. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой их развития является высокий уровень обучения с его научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляюще познавательные процессы, воображение и поведение.
Мотивы учебной деятельности:
· Непосредственно-побуждающие – основаны на эмоциональных проявлениях личности, положительных или отрицательных эмоциях
· Перспективно-побуждающие –основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности
· интеллектуально-побуждающие – основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач.
73. Процесс обучения как двусторонний процесс.
Процесс обучения – сложный процесс взаимодействия педагога, обучаемого, учебного материала, обладающий внутренними импульсами самодвижения. Поэтому внешне учебный процесс предстает как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности и предусмотренными программой ЗУНами.
Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).
Преподавание слагается из нескольких сторон: знания педагога своего предмета, умения организовывать учебно-воспитательный процесс, знания современных методов обучения, глубоко понимания умственного развития студента, его познавательных возможностей, знания путей формирования личностных качеств обучающихся.
Учение – активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы студента, моральные и волевые черты характера, свойства личности и темперамента.
Преподавание и учение – две стороны единого процесса: нельзя осуществлять преподавательскую деятельность, не ориентируясь на активность, развитие, возможности, знания и умения.
74. Сущностная характеристика преподавания как деятельности
Процесс обучения протекает под руководством педагога. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью. Педагог создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием студентов.
Управление процессом обучения предполагает прохождение уделенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.
Организация деятельности включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения.
Деятельностный подход рассматривает структуру процесса обучения не как звенья усвоения учебного материала, а как звенья, отражающие взаимосвязь преподавания и учения в непосредственной или опосредованной форме. В связи с этим в структуре предлагается выделить:
- усвоение и конкретизация преподавателями общих целей и задач обучения на основе изучения особенностей системы, в которой протекает обучение;
- планирование педагогами средств обучения, выбор содержания, форм и методов обучения с учетом выявленных особенностей обучаемых;
- непосредственное дидактическое взаимодействие преподавателя и студентов, в ходе которого преподаватель организует деятельность по овладению ЗУНами, а учащиеся активно овладевают ими;
Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные педагогом ранее. Процесс учения может протекать и без преподавателя, где студенты самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без заданий и инструкций. Процесс же преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.
75. Законы и закономерности обучения в высшей школе
Научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности. Педагог, занимаясь вопросами проектирования учебно-воспитательного процесса, непременно ставит перед собой задачу познания процесса обучения. Результатом этого познания является установление законов и закономерностей процесса обучения.
Педагогический закон – внутренняя, существенная, устойчивая связь педагогических явлений, обусловливающая их необходимое, закономерное развитие.
Педагогические законы:
· Социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование УВП.
· Обучение и воспитание раскрывает соотношение овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности.
· Обусловленности обучения и воспитания характером деятельности студентов раскрывает соотношения между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
· Целостности и единства педагогического процесса раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов.
· Единства и взаимосвязи теории и практики в обучении в качестве одной из задач дидактики выдвигает установление закономерностей обучения, что делает процесс обучения более осознанным, управляемым, эффективным.
76. Современные педагогические концепции обучения
|
Классификация форм обучения
Виды лекции
Структура лекции Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи. Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие – отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ИТО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.
86. Вузовский семинар В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
87. Практическое занятие в вузе
Лабораторное занятие Лабораторные работы. «Лаборатория» происходит от латинского слова «labor» – труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения, навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. В лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной степени близости к реальной профессиональной деятельности. Особую роль здесь играет совместная групповая работа. Максимальная степень приближения к будущей профессиональной деятельности достигается при прохождении производственной практики на конкретных рабочих постах.
Офис регистратор Офис Регистратора (Office of Registrar) – служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений обучающегося. Офис Регистратора (далее по тексту – ОР) является структурным подразделением, созданным на базе приемной комиссии и которому передана часть функций деканатов. Одной из целей создания офиса Регистратора является разделение процесса обучения и процесса оценки знаний, а также проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Основными функциями ОР, направленными на содействие обучающемуся в достижении его основной цели – получении степени по выбранной специальности с высоким качеством знаний, умений, навыков и компетенций, являются: • составление и контроль над своевременным исполнением академического календаря; организация работы приемной комиссии; запись на учебные дисциплины (Enrollment); формирование академических групп; организация и контроль проведения входного среза знаний; организация и проведение итогового контроля/промежуточной аттестации; контроль над организацией и проведением итоговой государственной аттестации; доархивное хранение личных дел обучающихся; формирование и регулярное обновление базы данных (БД) "Регистратор"; ведение Транскрипта и внесение в него оценок обучающегося; организация и проведение инаугурации (оформление и торжественное вручение дипломов выпускникам); ведение статистики по контингенту обучающихся. ОР возглавляет Регистратор, который подчиняется непосредственно ректору вуза. Офис Регистратора тесно взаимодействует с факультетами, учебным отделом, другими структурными подразделениями университета. Прерективизиты (Pre-requisite) — любые предварительные условия или специфические курсы, которые должны быть изучены перед допуском к изучению другой дисциплины, предмета, а также к другой программе или ее части. Постреквезиты Учебные курсы, обязательные или рекомендуемые для освоения после изучения учебного курса, к которому эти постреквизиты относятся. 97. Индивидуальный план обучающегося и его структура В основе любого учебного процесса лежит индивидуальный учебный план (ИУП) обучающегося, который заблаговременно составляется обучающимся с помощью эдвайзера. Основой для составления ИУП является типовой учебный план (ТУП), входящий в соответствующий Госстандарт образования (ГОСО), и каталог элективных дисциплин (КЭД), предоставляемый вузом. От того, насколько продуманной и целостной будет образовательная траектория обучающихся, зависит уровень профессиональной подготовленности будущего специалиста. В этой связи вузы предусматривают в своей организационной структуре службу эдвайзеров, которыми традиционно являются преподаватели выпускающей кафедры, оказывающие консультативную помощь в формировании индивидуальных учебных планов обучающихся. В ходе планирования своего индивидуального учебного плана студент должен предусмотреть изучение дисциплин в общем объеме 12–18 кредитов в семестре, включая 100% дисциплин обязательного компонента, предусмотренных типовым учебным планом. Кроме того, обучающиеся имеют право выбрать преподавателей, претендующих на чтение учебных курсов. Обучающемуся должны быть представлены учебно-методические материалы, разработанные преподавателями, и сведения об их ученой степени и ученом звании. В компонент по выбору входят элективные дисциплины, предлагаемые высшим учебным заведением. Циклы учебных дисциплин в учебном плане
В типовых учебных планах приводится полный перечень дисциплин обязательного компонента с указанием количества кредитов по каждой из них. Кредиты, отводимые на изучение компонента по выбору, распределяются вузами самостоятельно. Академический календарь Составление учебных, планов специальностей высшего учебного заведения начинается с разработки академического календаря, в котором отражаются основные виды, учебных, контрольных мероприятий образовательного процесса, а также периоды практик, каникул и дни праздников. Кредитная технология обучения предполагает планирование учебной деятельности профессорско-преподавательского состава и индивидуальной образовательной траектории обучающихся на текущий учебный год. График учебного процесса Учебный процесс в высшей школе – это сложная система организации, управления и развития познавательной деятельности обучающегося и процесс многостороннего формирования специалиста высшей квалификации. Учебный процесс включает совокупность учебных и контрольных мероприятий, направленных на освоение обучающимся образовательной программы. Учебные мероприятия связаны с проведением всех видов академических занятий, организацией самостоятельной работы и профессиональной практики обучающихся. Контрольные мероприятия предполагают оценку учебных достижений обучающихся по дисциплинам учебного плана. Табл( соответст цветов) составляется академический календарь, отражающий основные виды учебных мероприятий и сроки их осуществления в течение учебного года формируется каталог элективных дисциплин в дополнение к дисциплинам типового учебного плана формируется обучающимся с помощью эдвайзера, под контролем офиса Регистратора и декана индивидуальный учебный план в соответствии с типовыми учебными планами и каталогом элективных дисциплин составляются рабочие учебные планы разрабатываются рабочие программы дисциплин в соответствии с рабочими учебными планами специальностей, планируется объем учебной нагрузки структурных подразделений и, соответственно, штатное расписание ППС с распределением педагогической нагрузки составляются расписания учебных занятий в разрезе академических потоков и групп Функции заведующего кафедры Руководство работой кафедр в зависимости от их подчиненности осуществляют управления и отделы вуза либо деканаты. Руководить – это значит направлять, наставлять должностных лиц структурных подразделений внутривуза, профессорско-преподавательский состав, как эффективнее решать вопросы учебно-воспитательного процесса, научной работы на основе предварительного анализа их деятельности. Управленческая деятельность – это всегда упорядочение, совокупность действий по преобразованию объекта деятельности, по обеспечению его движения к задуманной цели. Управление рассматривается как целенаправленное действие на определенный объект в интересах достижения конкретных результатов в соответствии с заранее намеченными целями и задачами. Это система действий по подготовке, принятию и реализации решений, направленных на достижение целей и задач с привлечением всех участников педагогического процесса. Важным направлением учебной деятельности является планирование объема учебной работы структурных подразделений высшего учебного заведения, как правило, кафедр. 102. Сущностная характеристика тотального менеджмента организации в вуз. TQM (Total quality management – Всеобщее управление качеством) – это новый подход в управлении, основанный на стремлении к качеству управления путем удовлетворения требований потребителя. По мнению Калановой Ш.М. и Бишимбаева В.К. тотальный менеджмент качества – подход к руководству организации, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества Управление качеством образования является предметной сферой общей теории управления качеством в силу специфики объекта. Этот управленческий подход позволяет решить ряд противоречий в период инновационного развития системы образования. Однако на практике управление качеством образования на институциональном уровне позволяет выделить ряд противоречий: • между современными требованиями рынка труда к качеству вузовского образования и ограниченностью возможностей их удовлетворения на основе традиционных подходов к управлению образовательным процессом; • между инновационными процессами в профессиональном образовании и отсутствием механизма обеспечения их согласованного и положительного воздействия на качество образовательных услуг; • между потребностями личности в интеллектуальном, культурном и профессиональном развитии, обеспечивающем ее конкурентную позицию на 10 рынке труда и социальную защищенность в обществе, и возможностью их удовлетворения в условиях вуза; • между необходимостью гарантированного качества предоставляемых вузом образовательных услуг и не достаточным развитием механизмов его достижения; • между уровнем развития теории и практики внедрения систем обеспечения качества в различных социальных системах и степенью освоения данного направления в образовательной практике в высшей школы. Педагогика – наука о воспитании и обучении. Предметом педагогики как науки является изучение закономерностей становления личности, ее формирования в процессе воспитания в условиях общественной среды. Учение (обучение)-> Воспитание Педагогический процесс является объектом деятельности преподавателя, а, следовательно, объектом педагогики как науки. Предметом педагогики как науки является изучение закономерностей становления личности, ее формирования в процессе воспитания в условиях общественной среды. Из интернета (Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования. Задачи педагогики:
Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 358. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||