Методы, приемы и средства обучения орфографии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика орфографии — это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.

Следует различать основную и частные цели обучения орфографии в школе. Основная цель обучения школьников – формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.

Существует два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная (умение пользоваться всем современными правилами орфографии и умение безошибочно писать слова с непроверяемыми орфограммами) и относительная грамотность пишущих (умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку).

В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность учащихся. Ее уровень определяется нормами оценки.

Необходимо реализовать следующие частные учебные цели:

· - познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;

· - сформировать у них орфографические умения (на основе этих понятий);

· - научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;

· - сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;

· - создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.

В содержание работы по орфографии в школе входят орфографические знания, орфографические правила, орфографические умения и навыки.

Орфографические знания складываются из понятий и фактов. Понятия отражают множество однородных фактов правописания. Например, понятие дефис — это графический знак в виде коротенькой горизонтальной черточки, используемой для передачи полуслитных написаний в словах между морфемами или между словами.

Орфографические понятия описывают систему пра­вописания. В школе они делятся на две группы: на понятия, усваиваемые школьниками, и на понятия, на которые учитель опирается, организуя учебный процесс. Орфографические понятия, которыми оперирует только учитель, не входят в содержание обучения детей орфографии; они не отражаются ни в программе, ни в школьном учебнике русского языка.

Орфографический факт — это отдельное языковое явление, правописание которого запоминается учеником «в лицо», а также языковое явление, с помощью которого обосновывается то или иное написание в слове. Орфографическими фактами являются и слова с непроверяемыми орфограммами.

Орфографическое правило — это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы. В зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание: «В приставках на з и с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими — с». В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний: «Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, где после проверяемой согласной стоит гласная».

Орфографические умения и навыки. Умения и навыки — это интеллектуально-моторные действия учащихся. В работе по орфографии они проявляются в выборе детьми орфограмм и в фиксации их в письменном слове.

В школе формируются следующие виды орфографических умений и навыков:

· -нахождение в словах орфограмм;

· -написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;

· -обоснование орфограмм;

· - нахождение и исправление орфографических ошибок.

Затруднения учащихся в применении правил.

· Фонетические – связаны с наличием в слове ассимилятивных явлений – озвончение (косьба)/оглушение (подбирать), мягких согласных (пирожок), безударности гласной (дружок, но овражек).

· Словообразовательные – сложность структуры слова, наличие чередований.

· Морфологические – омонимия частей речи, семантические критерии разграничения категорий.

· Синтаксические – обратный порядок слов и дистантное их расположение в предложении.

· Семантические – переносность значения слова, утрата семантических связей с однокоренными словами, абстрактность значения модели слова.

Работа над орфограммами. Упражнения. Ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом складывается из: восприятия слов с изучаемой орфограммой; ознакомления с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа; запоминания и воспроизведения учащимися нового орфографического правила; из обучения применению на практике нового правила.

Восприятие учащимися новой орфограммы происходит в заранее написанных на доске одном слове (безвариантная орфограмма), двух-трех слов (вариантная орфограмма). Учитель сообщает, что одно из условий выбора орфограммы является ее опознавательным признаком. Завершается работа формулированием нового орфографического правила, которое производится либо самим учителем, либо учащимися. Затем составленное правило сравнивается с формулировкой учебника с целью выяснить, все ли условия отражены.

Для формирования умения писать слова с изученными видами орфограмм используются специальные и неспециальныеорфографическиеупражнения.

К специальным орфографическим упражнениям относятся списывание и диктанты (кроме творческого и свободного). Списывание как специальное орфографическое упражнение опирается в первую очередь на зрительную и моторную виды орфографической памяти. Диктант как специальное орфографическое упражнение опирается прежде всего на слуховую и речедвигательную орфографическую память. Специально орфографическими являются диктанты без каких-либо изменений, диктант с изменением формы, выборочный диктант.

К неспециальным упражнениям относятся те, которые формируют учебно-языковые, пунктуационные и коммуникативные умения 0 творческие и свободные диктанты, изложения и сочинения.

Система упражнений: в уроке орфографии первыми должны быть упражнения, формирующие орфографическую зоркость; далее упражнения, которые связаны с применением правил; затем, связанные с умением проверять, редактировать.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 376.