Изучение лексики и фразеологии в школе имеет как познавательные (образовательные), так и практические цели. Владеть языком – значит не только усвоить известное кол-во звуков, слов, словосочетаний, но и уметь пользоваться ими практическими (коммуникативная цель).
Значение: воспитательное, образовательное, практическое.
Практические цели: расширение представления учащихся о языке в целом; установление ими связей лексики с грамматикой, орфографией, развивается интерес к предмету.
Гл. цель изучения лексики – дать учащимся представление о:
· о характере, количественном и качественном составе русской лексики в прошлом и настоящем;
· о путях и источниках пополнения русской лексики в прошлом и настоящем;
· о степени устойчивости существования в языке отдельных слов и некоторых их разрядов в целом;
· об основных семантических пластах русской лексики и их функционированиив живой речи (лекс. сочетаемости, лекс. стилистике).
В шк. разделе «Лексика» изучаются: 1) общее понятие о лексике; 2) сведения о лекс. значении слова; 3) многозначных и однозначных словах; 4) прямом и переносном значении слова; 5) синонимах, антонимах, омонимах (4 класс); 6) словах общеупотребительных, диалектизмах, профессионализмах; 7)словах заимствованных, устаревших и неологизмах; 8) фразеологизмах, как устойчивых словосочетаниях (5 класс).
В ходе занятий по лексике идет процесс обогащения активного словаря учащихся, уточнения понимания значений слов, совершенствования навыков пользования богатством РЯ, в том числе его изобразительно-выразительными средствами.
По значению и роли в предложении все слова РЯ делятся на три группы: знаменательные, служебные, междометия. Каждая из трех групп имеет свой специфический методический подход:
Знаменательные слова. Предполагает широкое использование упражнений связанных с раскрытием значений слов, сопоставление их в различных планах, применение их в речи в различных функциях.
Служебные слова. Используются в упражнениях, имеющих целью формирование у учащихся навыков конструирования речи с соблюдением правил связи слов в предложении (согласование, управление…).
Междометия. Используются как средство образной речи, придания речи эмоциональности и т.д.
Значение слова, как и его функция, в каждом конкретном случае проявляется только в контексте. Гл. особенность занятий по лексике – работа над контекстной речью. Хотя в ряде случаев допускается и работа над отдельными словами.
В современной школе сложились следующие этапы изучения лексики: начальный (I - III классы), специальный (IV - V классы), аспектный, или повторительный (VI - VIII классы):
· На начальном этапе происходит практическое знакомство со словом, которое противопоставляется реалии; со словами, близкими и противоположными по смыслу. Практическим путем учащиеся знакомятся с многозначными словами [Вартаньян, 1987, с. 15].
· На специальном этапе изучаются лексические понятия, характеризующие слово со стороны значения, употребления и происхождении, и формируются учебно-языковые лексикологические и фразеологические умения находить изучаемые явления, употреблять их в собственной речи, пользоваться разными толковыми словарями.
Действующая программа определяет ступенчатое изучение лексики: часть сведений о ней изучается в IV классе, часть - в V классе.
Лексические ошибки учащихся (ошибки в употреблении слов) делятся на две группы: на лексико-нормативные и лексико-стилистические. К лексико-нормативным ошибкам относятся следующие их виды: употребление слова в несвойственном ему значении; неправильная сочетаемость слова с другими словами; употребление нелитературного слова. К лексико-стилистическим ошибкам относятся следующие их виды: употребление в тексте слова не того стиля, лексическое однообразие (неоправданные повторы), лексическая напыщенность, многословие, употребление штампов.
Виды упражнений.
Упражнения по лексике могут в работе над отдельными словами и в работе над связным текстом (последнее особенно важно). Самые распространенные и эффективные упражнения:
1) выделение в читаемом тексте новых для учащихся слов с последующим раскрытием их значений путем справок в толковом словаре или при помощи учителя;
2) 2) постепенное накопление таких слов в спец.тетрадях учащихся с тематическим их распределением по семантическим или грамматическим разрядам (частям речи);
3) 3) запись многозначных слов с перечнем различных их значений (с примерами из художественных, публицистических или научных текстов;
4) подбор слов-синонимов, омонимов, антонимов, заимствованных и устаревших слов, слов-диалектизмов;
5) изложения и сочинения разных жанров с использованием в них рядов слов определенного типа (по предложению учителя) – синонимов, слов с переносным значением, фразеологизмов и т.п.
Лексический разбор. Это методический прием обобщающего типа, дающий возможность включать в поле зрения учителя и учащихся самые разнообразные лексемы, ряд слов различных тематических пластов, словообразовательных типов и стилей. Лексический разбор связывает уроки русского языка и литературы. Знакомясь с текстом, учащиеся выясняют значения непонятных слов; их стилистическое использование.
Лексический разбор необходимо сочетать с синтетической работой учащихся по словообразованию, когда корневой словарный фонд используется для образования новых слов, с новыми лексическими значениями. Здесь же, при словарном разборе, необходимо обращать внимание на орфограммы.
Пример лекс. разбора текста («В людях» М. Горький, глава «Страсть к чтению).
Во вступительном слове, перед чтением главы, учитель называет новые для учащихся слова, с которыми они встретятся при чтении или слушании текста: лавочник, мировой, мир (в знач. «местное население), колония (для малолетних преступников), гривенник, жалование.
Часть непонятных или требующих спец. объяснения слов и выражений объясняется в процессе чтения. В данном случае это м.б.: вспыхнувшая страсть, свечи умаляются, вершок и т.д.
После чтения даются разъяснения слов, представляющих особый интерес или с т.з. их стилистического употр., или с исторической т.з., или со стороны словообразования.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 371.