Методы, приемы и средства обучения пунктуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика пунктуации – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков.

Конечная цель обучения детей пунктуации в школе — сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего — адекватно с пишущим понимать написанное.

В работе по пунктуации различают две группы целей: познавательные и практические. Познавательные цели направлены на создание базы знаний по пунктуации, на основе которой формируются пунктуационные умения.

Практические цели, направленные на формирование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходимого знака на основе семантико-грамматического анализа коммуникативных единиц.

методика обучения пунктуации во многом определяется принципами русской пунктуации. Рассмотрим основные из них.

· Русская пунктуация построена на трех принципах: смысловом (или логическом), синтаксическом (или грамматическом) и интонационном:

· Смысловой принцип, выдвинутый Ф.И. Буслаевым, заключается в том, что во многих правилах пунктуации сведения о структуре предложения дополняются указаниями на смысловые отношения. Например, для того чтобы правильно расставить знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения, надо определить, какая смысловая связь имеется между простыми предложениями, входящими в его состав.

· Синтаксический принцип развил Я.К. Грот, писавший, что в основе большинства правил лежит структура предложения. Только знание синтаксиса помогает в этих случаях расставить знаки препинания.

· Интонационный принцип выдвинул Л.В. Щерба, отмечавший, что знаки препинания обозначают фразовую интонацию.

Пунктуационное умение – это интеллектуально-мыслительное действие, заключающее в постановке или непостановке знаков препинания в коммуникативных единицах – в предложении и тексте.

В процессе формирования у школьников пунктуационных умений применяются различные виды списывания и диктанта.

Списывание как вид пунктуационного упражнения, заключающееся в переписывании учащимися текста или отдельных предложений с одновременным выполнением пунктуационных заданий.

Для формирования пунктуационных умений используются следующие виды диктантов: полный, выборочный, предупредительный, творческий.

При написании любого из видов пунктуационных диктантов пишущие выполняют следующие пунктуационные задания: находят смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и выделяют их.

При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применяются специальные пунктуационные упражнения, направленные на составление отдельных предложений и текстов:

1) упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений:

· - составление предложений по схемам;

· - составление предложений по опорным словам;

· - составление предложений по данной теме и др.

2) упражнения по пунктуации в связи составлением текстов:

· - диктант с элементами изложения;

· - свободный диктант;

· - диктант с продолжением;

· - изложение.

Перечисленные пунктуационные упражнения целесообразно вводить комбинировано, при этом будут включены в работу все механизмы формирования пунктуационного навыка.

Пунктуационный разбор, начинающийся от знака препинания, выполняется учащимися в следующей последовательности:

· - называется знак препинания и определяется его функция;

· - указывается, двойной он или одинарный;

· - читается (называется) пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаком (знаками) препинания;

· - обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания.

Пунктуационный разбор, начинающийся с нахождения пунктуационно-смыслового отрезка, имеет иную последовательность:

· - читается пунктуационно-смысловой отрезок и определяется его значение;

· - называется знак препинания, которым он выделен, и определяется, двойной он или одинарный;

· - обозначаются графически условия выбора знака (знаков) препинания.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 401.