Работа над ошибками – одно из важнейших направлений обучения русского языка, неотъемлемая часть системы обучения; соответствующий раздел методики русского языка. Пронизывает собой все организационные формы обучения: урок, домашние задания и пр. Включает в себя:
· предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования знания типичных ошибок и трудностей;
· обнаружение и исправление ошибок самими учащимися в различных текстах и отдельных словах, в устной и письменной речи на основе самопроверки и редактирования;
· исправление, учет, классификация ошибок учителем, с последующим обобщением и использованием данных как для общей диагностики и прогнозирования работы в классе, так и для организации конкретной коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся над ошибками;
· организация и проведение специальных уроков работы над ошибками, фрагментов работы над ошибками, на разных обычных уроках.
Среди причин, порождающих ошибки учащихся, нужно назвать следующие:
· слабое развитие познавательных способностей;
· не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);
· орфограмму видит, но ошибочно её определяет;
· допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
· работает медленно, не успевает применить свои знания.
Профессор М.Р. Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1. Увидеть орфограмму в слове;
2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;
3. Определить способ решения задачи и зависимости от типа (вида) орфограммы;
4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6. Написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Это факторы:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Если учащийся один раз напишет слово неправильно, он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. оэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:
а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зеленый, красный), чтобы выделить трудную букву;
б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе можно записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем. Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:
Весной лес оживает. _е__ ___ о_и__е_.
Весной щебечут птицы. _е__о_ _е___у ____ы.
Из берлоги вылезает сонный медведь.
_з _е____и ___е__е_ __нн__ _е__д_.
После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;
в) есть и такой прием: надо учить ребенка писать диктант. Например: Наступила зима. Учитель говорит: «Наступила - приставка на, приставки но нет. Зима - безударная гласная и, проверяемая ударением — зимы». А затем дается аналогичное предложение: Наступила осень.
г) очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием;
. д) много споров вызывает и прием показа неправильного письма. Так, например, дается текст, «написанный Незнайкой». «В лису расла бальшая сасна. Под ней была зиленая трова и красивые цвиты». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Но этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать;
е) или еще прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы «Непроизносимые согласные» можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Значит, надо думать, прежде чем написать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме;
ж) можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т.е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;
з) перед диктантом, изложением, сочинением можно проводить такую работу: выписать трудные слова и включить их в работу на уроке. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложение. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях;
и) хорошую обратную связь для учителя дает и работа с сигнальными карточками. Перед записью слов на определенное правило, дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже, с одобрения учителя пишут безошибочно. Это так называемый устный словарный диктант.
2. Слуховой фактор. Учитель должен развивать фонематический слух у учащихся.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. Проговаривание так, как надо писать. Этот прием используют многие учителя. И он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса.
Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 358.