Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по развитию связной речи используются:
· - анализ текстов (устных и письменных положительного и негативного характера);
· - составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;
· - редактирование текстов;
· - установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания);
· - обсуждение первых вариантов устных и письменных высказываний и др.
Задания, которые используются при этом, можно условно разделить на пять групп.
1. Задания аналитического характера по готовому тексту. Например: определить основную мысль высказывания, сформулированную автором; часть, в которой содержится пример-доказательство..., в которой дается описание того-то; найти (определить) в тексте лишнее; часть, которую следовало бы расширить; неудачно введенные в текст цитаты; озаглавить отрывок словами текста; проследить зависимость употребления таких-то языковых средств от задачи (замысла) высказывания; сопоставить исходный текст и конспект - что в них общего, чем отличаются и т.д.
2. Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Эти задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов текста (но не текста в целом). Например: сформулировать основную мысль автора; озаглавить текст; подобрать эпиграф; составить композиционную схему текста и т.д.
3. Задания на переработку готового текста в плане его совершенствования. Например: устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.
4. Задания, требующие создания нового текста на основе данного (готового). Например: изложить подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст; подготовить устное сообщение на такую-то тему на основе данного текста; дополнить текст своими рассуждениями по существу обсуждаемого в нем вопроса; записать услышанный рассказ и т.д.
5. Задания, требующие создания своего (в полном смысле этого слова) текста (высказывания). Например: составить тезисы выступления; написать заметку; описать в научном стиле проведенный опыт; написать отзыв о сочинении товарища; подготовить доклад на такую-то тему.
Изложения и сочинения, как и другие виды работ, различаются: по цели - обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные); по месту оформления работы - классные и домашние; по форме словесного выражения мысли – устные и письменные.
Развитие речи в системе уроков РЯ. Содержание этой работы. (объединить с 46)
(По Баранову) Учитель должен следить за речью учащихся, объяснять значения новых слов, оценивать последовательность и выразительность ответа и т.п.
На уроках русского языка и литературы задача развития речи решается целенаправленно, в определенной системе, с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.
Для определения уровня развития связной речи школьников используются такие показатели, как:
1. объем высказывания (он характеризуется, как правило, путем подсчета лексем и предложений);
2. количество подтем (микротем), их соответствие теме и замыслу высказывания, степень развернутости (устанавливается путем выделения смысловых компонентов высказывания и определения их объема);
3. наличие определенных языковых средств (например, выражающих причинно-следственные отношения, сравнения и т.д.);
4. разнообразие словаря, синтаксических конструкций и т.д.;
5. среднее число слов в предложении; количество смысловых, лексических, синтаксических и других ошибок и недочетов;
6. темп высказывания; количество случаев прерывистости устной речи, их характер и некоторые другие.
Ученики овладевают умением вести беседы (диалог) по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с обучением в школе. Специальное, хотя и недостаточное, внимание уделяется обучению монологической речи и в значительно меньшей степени - культуре бытового общения, словесной вежливости в процессе устной диалогической речи.
Для устной монологической речи в процессе овладения ею учащимися характерны: а) прерывистость, которая проявляется в остановках, в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в "срывах" начатого слова или предложения; б) интонационная нерасчлененность речи, т.е. произношение отдельных словесных групп без необходимого интонационного отграничения их друг от друга; в) отсутствие интонации целого текста, которое обычно связано с отсутствием определенного замысла высказывания; г) интонационный монотон.
В развитии письменной речи учащихся наблюдаются следующие тенденции: рост объема и структурное усложнение синтаксических конструкций; расширение сферы использования слов, имеющих сложный морфологический состав; рост разнообразия используемых языковых средств. Вместе с тем в развитии речи наблюдается и тенденция унификации, проявляющаяся в преимущественном использовании учениками IX-XI классов отдельных языковых средств (из ряда соотносительных): абстрактных имен существительных, сложноподчиненных предложений со словами что, который и т.д. Унификация отражает не только определенную бедность речи, но и особенности книжного стиля, которым пользуются старшеклассники в своих устных ответах и письменных сочинениях.
Большую роль играет школа в становлении и совершенствовании стилистических разновидностей речи учащихся. К моменту поступления в школу дети в основном овладевают разговорным стилем (устной формой литературного языка). Именно в школе ученики овладевают книжными стилями речи. Постигая в школе основы наук, дети пользуются учебно-научной разновидностью книжной речи, когда на уроках кратко или развернуто отвечают на вопросы учителя, выступают с сообщениями и докладами (на темы изучаемых предметов). В школе также начинает складываться публицистический стиль речи.
Формирование и совершенствование речи учащихся требуют целенаправленной работы. Такие темы программы родного языка, как "Стили", "Текст", "Тема", "Основная мысль высказывания" и др., – собственно речеведческая часть курса русского языка.
Указанные в программе требования отражают содержание понятийной части общей программы: этап введения определенных речеведческих знаний (в том числе и о способах речевой деятельности) и начальный этап формирования соответствующих умений.
К общим коммуникативным (иногда их называют коммуникативно-речевым) умениям относятся:
· - умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста;
· - умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);
· - умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д.;
· - умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;
· - умение править, совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи).
Специфические умения устной речи учащихся:
· умение пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т.д.), различными приемами подготовки (составление плана, набросков плана, рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.) в зависимости от ситуации общения,
· умение строить различные в композиционном отношении устные высказывания (устное повествование, устный рассказ, информация, сообщение, доклад, критические, дискуссионные, агитационные выступления и т.д.),
· а также овладение навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении.
Развитие речи в школьном курсе РЯ. Содержание этой работы.
(По Текучеву) целенаправленная пед. деятельность по формированию речи учащихся — вооружение школьников навыками практич. владения родным лит. языком как средством общения.
Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения.
Содержание этой работы. Основные компоненты нашей речи – звук, слово, словосочетание, предложение и сочетание предложений (связная речь). Методика РЯ охватывает все стороны языка.
Со звуком методика развития речи имеет дело в его устном варианте. Устная речь подчиняется определенным нормам (литературное произношение). Совокупность этих норм составляет отрасль линг. науки – орфоэпии.
Слово, словосочетание, предложение – компоненты языка, находящиеся между собой в сложных, но строго нормированных отношениях. Служат основой для связной речи.
Так, слово – составная часть словосочетания, словосочетания в совокупности составляют предложения, совокупность предложений составляет связную речь.
Связная речь охватывает все стороны языка. В ней существует внутренняя логическая связь между ее частями. При этом имеется в виду связь между предложениями, не только рядом стоящими, но и значительно удаленными друг от друга. Здесь логическая связь устанавливается путем многоступенчатых переходов от одного логического «шага» к другому.
Связная речь должна основываться на богатом словаре и фразеологии учащихся, на навыках пользования разными синтаксическими конструкциями, на умении различать стилистические особенности словосочетаний и предложений и т.д.
Развитие речи осуществляется в трех направлениях:
1. обогащение словарного запаса учащихся, которое обеспечивается словарной работой в связи с различ. упражнениями, изложениями, сочинениями;
2. овладение нормами РЛЯ;
3. формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устном и письменном виде.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 600.