Пунктуация – система правил постановки особых знаков (знаки препинания), служащих для обозначения членения связной речи на составляющие ее смысловые части.
Принципы русской пунктуации и их отношение к методике обучения пунктуации.
Три точки зрения на подходы к системе пунктуации: 1) грамматическая (С. Булич – представитель, пунктуация основывается гл. образом на грамматике и является показателем гр. структуры предложения); 2) логическая или смысловая (С. А. Абракумов, пунктуация построена на смысловом принципе и является средством передачи на письме определенного смыслового содержания); 3) интонационная (А. М. Пешковский, пунктуация основывается на интонации, однако этот метод обучения пунктуации не оправдал себя на практике).
Знаки препинания при всех обстоятельствах несут определенную смысловую нагрузку, выражая тот или иной оттенок мысли (при обособлении или выделении вводных слов) или указывая на отношения между частями предложения (как при постановке их в сложносоч.пр., при однородных членах и т.д.).
Смысловую и гр. стороны нельзя отрывать друг от друга, поэтому мы можем говорить о логико-грамматической основе пунктуации. Необходимо учитывать смысловую и интонационные стороны при изучении того или иного правила.
Методы работы по пунктуации делятся в зависимости от этапа урока. При работе над пунктуационным правилом нужно ознакомить школьников с условиями постановки/непостановки знаков препинания. Такое ознакомление происходит с использованием всех четырёх познавательных методов обучения: сообщения учителя, самостоятельного анализа учащимися пунктуационного правила, беседы, самостоятельного анализа учащимися материала для наблюдений. Выбор одного из методов или их комбинации зависит оттого, насколько подготовлены школьники, насколько они знакомы с пунктуационной нормой, а также от общего уровня развития детей.
Для лучшего восприятия детьми нового материала нужно сделать запись предложения на доске и в тетрадях, графически выделить интонационно-смысловой отрезок.
Независимо от метода, работа над правилом должна включить: 1)называние пунктуационно-смысловой единицы; 2)перечисление условий постановки или непостановки знака препинания; 3)графическое обозначение в схеме предложения выбора знака препинания. Во время перечисления условий постановки или непостановки знака препинания нужно указать на опознавательные признаки знака препинания.
Затем дети должны сформулировать правило. В слабом классе это можно делать по учебнику, в сильном – ученики могут сделать это сами.
После того, как правило осознано нужно научить детей применять его на практике. Сначала это делается на примере какого-то образца из учебника или предложенного учителем.
После этого на этапе формирования умений и навыков используется система упражнений по выработке пунктуационной зоркости. Чтобы уметь грамотно ставить знаки препинания, нужно овладеть опорными умениями:
1) мгновенно находить главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
2) распознавать второстепенные члены предложения;
3) устанавливать связь между словами, уметь правильно задавать вопросы;
4) различать распространённые и нераспространённые синтаксические единицы;
5) разграничивать сочинительную и подчинительную связи между компонентами предложения;
6) различать части речи;
7) слышать интонацию.
Чтобы выработать названные умения применяют, как и в орфографии, различные виды диктантов и списывание.
Списывание может быть неосложнённое, при котором даются следующие пунктуационные задания:
-найти (указать, назвать, прочитать, подчеркнуть) смысловой отрезок и определить, какое смысловое значение он выражает;
-перечислить условия выбора места для знака (знаков) препинания и самого знака препинания;
-объяснить постановку или непостановку знаков препинания.
Осложнённое списывание – переписывание материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения. Это могут быть: пропуски знаков препинания (всех или части); переконструирование (вставка каких-либо смысловых отрезков или изменение структуры предложения).
Задания при осложнённом списывании следующие:
-вставить знаки препинания, пропущенные при… (называется смысловой отрезок, например, однородные члены);
-вставить пропущенные знаки препинания;
-переставить смысловой отрезок (например, придаточное предложение) на другое место и поставить необходимые знаки препинания);
-включить в предложение такой-то смысловой отрезок (например, обращение) и поставить необходимые знаки препинания.
Для выработки пунктуационных умений используются следующие виды диктантов: полный, выборочный, творческий.
Полный диктант – диктант без каких-либо изменений.
Выборочный – запись только тех предложений, которые содержат смысловые отрезки, указанные учителем.
Творческий – частичное изменение диктуемого предложения за счёт включения какого-либо смыслового отрезка (например, причастного оборота).
Можно использовать также графический диктант, когда диктуемое передаётся через схему предложения.
В целях предупреждения пунктуационных ошибок используется зрительный, предупредительный и комментированный диктант.
В качестве приёмов очень эффективны алгоритмизация и составление таблиц.
Типы пунктуационных ошибок. Их типы:
1. пропуск знаков препинания, когда он необходимы для выделения отдельных членов или частей предложения, для более точной передачи на письме определенных оттенков мысли;
2. постановка лишних знаков там, где они, согласно правилам пунктуации, не нужны;
3. ошибки, связанные с неумением учащихся выбрать тот знак, который нужен в данном случае (выражается обычно в смешении значений знаков препинания и правил их употребления);
4. постановка знака не на том месте, где он требуется, однако знак поставленный не на месте может рассматриваться как лишний (2 группа). Лишние знаки – один из самых распространенных видов пунктуационных ошибок в школе.
Варианты пунктуационных ошибок: лишние знаки и пропуск их в различных конструкциях с союзом «и» ( при однородных членах и в сложносоч.пр.), в конструкциях с «что» (в сложнопод.пр., в придаточных, когда союз стоит не на первом месте), при бессоюзном соединении предложений, при обособлениях и прямой речи.
Упражнения по пунктуации. Приемы работы и упражнения по пунктуации должны представлять собой определенную систему.
Наиболее активные приемы и упражнения данной системы:
1) Объяснение постановки знаков препинания в данном тексте. Этот прием широко применяется во всех классах, м.б. использован при изучении всех без исключения правил пунктуации, при объяснении нового правила, при проверке знаний учащихся по пунктуации путем опроса, при проверке д/з, при общем или текущем повторении. Может вестись устно или письменно.
Объяснение знака может состоять в указании на то:
почему в данном месте нужен знак;
почему нужен именно такой, а не иной знак;
почему он поставлен именно в данном месте, а не в другом;
на основании какого правила он поставлен.
Цель данного упражнения – тренировка учащихся в умении анализировать предложения с грамматической и смысловой стороны. А также объяснять постановку в данной ситуации того или иного знака.
Такой вид работы иногда называют пунктуационным разбором. Такой вид работы называют иногда пунктуационным разбором. Пунктуационный разбор – очень эффективный приём в преподавании пунктуации. Он может сопровождать синтаксический разбор. Виды пунктуационного разбора:
1)разбор, посвящённый одной теме (разделу);
2)разбор, посвящённый ряду тем – разделов (итоговый):
а)вариант, предусматривающий объяснение всех знаков препинания, встречающихся в данном тексте;
б)вариант, предусматривающий объяснение всех разнообразных случаев постановки одного или сочетаний нескольких знаков (запятой, тире и т.д.), встречающихся в разбираемом тексте.
2) Расстановка знаков препинания в текстах, напечатанных без них. Тексты для таких упражнений могут быть напечатаны совсем без знаков препинания или без знаков на одно какое-либо правило. Ученики на таком упражнении тренируются в смысловом и грамматическом членении текста, выделении в нём определённых элементов речи и постановке определённого знака препинания, может проводиться устно и письменно, в классе и дома в качестве домашнего задания.
Такое упражнение является одним из самых сложных упражнений по пунктуации. Это связано с тем, что текст в данном случае не опирается на произношение, поэтому нужно разобраться в содержании текста, правильно уловить его смысл, а это нередко ведёт к ошибкам. Варианты подобного упражнения:
а) связный отрывок, напечатанный без знаков препинания и предлагаемы в качестве материала для упражнения под руководством учителя, разбирается по такому плану: после самостоятельного чтения про себя всего отрывка учащиеся (уже вслух) пересказывают его, отмечая при этом какие логические части можно выделить в нём, сколько в каждой из частей законченных предложений, каков состав каждого из этих предложений, какие знаки препинания нужно поставить между предложениями и внутри предложений и почему;
б)проводится та же работа, но с последующим списыванием учеником отрывка, во время которого им самостоятельно восстанавливаются необходимые знаки;
в)та же работа, но с последующим диктантом того же текста;
г) такой же разбор, но проводимый без помощи учителя, с последующим списыванием его или как диктант.
3) Придумывание учащимися собственных примеров (с тем или иным знаком или группой знаков) по аналогии с примерами, данными учителем или аналогичными ранее разобранным. Это довольно сложное упражнение, требующее от школьников не только творческой фантазии. Активной самостоятельной работы, но и хороших знаний.
4) Отыскивание примеров на разбираемый случай постановки знаков препинания в текстах художественных произведений. Похоже на предыдущее. Несколько облегчается, так как при просмотре текста им нужно останавливать внимание только на предложениях со знаками препинания, которым посвящено данное упражнение. Трудность, конечно, состоит в том, что школьники должны суметь правильно выбрать, выделить нужное предложение среди конструкций разного типа.
Такое же упражнение, но осложнённое заданием заменить одну конструкцию другой (например, предложения с причастными оборотами предложениями с определительным придаточным предложением) с последующей записью их в тетради.
5) Упражнения, состоящие в перестановке частей предложения, с которой связано изменение условий постановки знаков препинания (например, при перенесении обращения из конца в начало предложения и т.д.), изменение в содержании, стилистических оттенках предложения и в характере интонации. Такими упражнениями могут быть:
1)употребление одного и того же причастного оборота, обособленного определения, вводного слова, обращения в начале, середине и в конце предложения; 2) изменение места слов автора в конструкции с прямой речью; 3) изменение порядка частей сложного предложения при косвенном вопросе и т.п.
6) Упражнения ан употребление одного и того же знака препинания в разных случаях (например, тире – в простом предложении, в бессоюзном сложном и при прямой речи; запятая – во всех случаях в простом предложении; двоеточие – во всех случаях и т.п.). Эта работа носит характер обобщения ранее пройденного, подытоживания, повторения с целью закрепления ранее полученных знаний и навыков.
7) Стилистические упражнения, связанные с работой по пунктуации; это могут быть, например, упражнения в замене одних синтаксических конструкций другими (парные конструкции) и т.п.
8) Письмо заученного наизусть. Пунктограммы в записываемом тексте должны быть хорошо разобраны и объяснены. Нельзя брать тексты с авторскими знаками препинания.
9) Различные виды диктантов тренировочного характера на знаки препинания.
10) Контрольный диктант на пунктуационные правила. Текст диктанта не должен быть очень простым в отношении пунктуации для каждого школьного возраста, но на первых порах в нём должны быть даны только такие пунктограммы, которые являются бесспорными с точки зрения существующих правил.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 706.