Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:
· - различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли; часы и часики); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить);
· - смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк; миновать и линовать; лимон и лиман); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт; школа и день);
· - деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;
· - постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями;
· - группировка слов с определенными звуками: спишите, распределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой - с безударным; в один столбик запишите слова с твердыми согласными на конце слова, а в другой - с мягкими и т.д.;
· - определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова.
Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:
· - обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;
· - определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем);
· - расположите слова по алфавиту;
· - подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.
Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:
· - укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);
· - подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;
· - найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;
· - определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово;
· - составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам);
· - составьте предложения с указанным значением данного слова;
· - найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении.
В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими знаниями.
Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:
· - найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);
· - обозначьте условными знаками части слова;
· - подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);
· - выполните графический диктант (запись не слóва, а его схемы, например: вместо домик);
· - сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);
· - заполните таблицу, используя данные примеры;
· - разберите слова по составу;
· - определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется.
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:
· - определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
· - составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);
· - определите способ образования слова;
· - подберите однокоренные слова к данному слову.
Эти упражнения имеют громадное значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков.
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
· - опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
· - подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
· - постановка слова в указанной форме;
· - составление парадигмы слова;
· - разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
· - группировка слов по частям речи, их разрядам;
· - составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;
· - полный или частичный морфологический разбор слова.
Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:
· - отграничение одних синтаксических структур от других;
· - определение структуры данной синтаксической единицы;
· - нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
· - составление схем предложений;
· - составление предложений по схемам;
· - составление предложений указанной структуры;
· - полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.
Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом коммуникативных умений.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 308.