Система упражнений по орфографии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система упражнений: в уроке орфографии первыми должны быть упражнения, формирующие орфографическую зоркость; далее упражнения, которые связаны с применением правил; затем, связанные с умением проверять, редактировать.

Упражнения при изучении орфографии.

Упражнения в обучении орфографии играют важнейшую роль. «Понимание правила и запоминание учениками его словесной формулировки является лишь начальной фазой, отправным пунктом усвоения, - пишет Д. Н. Богоявленский, - дальнейшая же судьба этого процесса зависит от той деятельности, в которой регулирующую функцию выполняет правило. В качестве такой деятельности и выступают упражнения, следующие за объяснением правила».

Специальные орфографические упражнения.

· неосложненное списывание (списывание текста без пропуска орфограмм) — используется для обучения детей умению находить орфограммы, графическому обозначению условий выбора правильных написаний;

· осложненное списывание (списывание текста с пропуском орфограмм) — учит школьников выбору орфограммы из ряда возможных написаний.

Виды подготовки учащихся к осложненному списыванию:

· зрительная — воспроизведение на классной доске слов, правописание которых затрудняет учащихся;

· слуховая — обоснование выбора орфограмм на месте пропусков;

· зрительно-слуховая — диктант.

Списывание состоит в том, что ученики воспроизводят в тетрадях находящейся у них перед глазами текст (списывают с доски, с таблиц, с учебной книги). Списывание рассчитано на то, чтобы учащиеся запомнили правописание данных слов.

Вот несколько примеров орфографических задач: 1) списывание слов с пропущенными буквами (вместо букв в тексте стоят очки или вопросительные знаки); 2) изменение формы данного в тексте слова ( это слово дается в скобках); 3) замена слов или выражений синонимами, имеющими данную орфограмму.

Задачи на изменение формы слова, данного в скобках, также решают с помощью орфографического разбора.

Например, надо раскрыть скобки в словосочетании Сойдешь на (следущий) остановке, поставив в нужном падеже прилагательное следущий. Учащиеся в результате грамматического разбора устанавливают, что это слово должно стоять в предложном падеже, и, основываясь на правиле правописания окончаний прилагательных женского рода предложного падежа, находят искомое: на следующей остановке.

Большое место в обучении орфографии занимают такие виды упражнений, как диктанты.

Комментированное письмо – это обучающий диктант, при котором орфографический разбор диктуемого текста проводится в процессе записи. Работа идет так: учитель диктует текст, ученики пишут, но один из них разбирает вслух правописание каждого слова данного текста в то время, когда весь класс пишет именно это слово (разбирающий ученик тоже пишет его).

Предупредительный диктант ставит своей целью помочь ученикам вспомнить определенное правило перед написанием слова с данной орфограммой.

Ход работы здесь обычно бывает такой: 1) учитель предлагает припомнить определенное првило орфографии и проиллюстрировать его своими примерами; 2) читает очередное предложение из диктанта и просит найти в нем слово на данное правило; 3) диктует предложение, ученики записывают его в тетради и подчеркивают нужные орфограммы.

Одним из видов проверочного диктанта, имеющего обучающий характер, является короткая диктовка, или диктант с проговариванием.

Этот диктант состоит из 2-10 слов с непроверяемыми или трудно проверяемыми орфограммами в корне. Перед тем как записать эти слова, учащиеся произносят их шепотом по слогам, четко выговаривая буквы и стараясь запомнить их написание. Запись тут же проверяется учителем фронтально. Те слова, в которых учащиеся допустили ошибки, включаютсяв последующие короткие диктовки до тех пор, пока учащиеся не запомнят их написание. Это работа служит целям повторения и проводится обычно в начале урока («орфографическаая пятиминутка»).

Вторую группу диктантов составляют диктанты с изменением текста: выборочный и творческий.

Выборочный диктант состоит в том, что из продиктованного учителем предложения учащиеся выбирают и записывают только одно слово с заданной орфограммой (или сочетание слов, если орфограмма в окончании слова).

Творческий диктант наиболее распространенном варианте состоит в том, что учитель диктует трудные слова, а учащиеся составляют с ними предложения (так сказать, часть текста диктуют сами себе, самостоятельно подобрав дидактический материал).

Выборочный и творческие диктанты могут использоваться как обучающие и как контрольные.

Выбор орфографических упражнений для конкретного урока обусловлен:

1. особенностями изучаемой орфограммы;

2. этапом ее изучения;

3. подготовленностью учащихся.

Организация работы над орфографическими упражнениями:

1. постановка цели;

2. выяснение способа выполнения упражнения;

3. показ образца выполнения;

4. выполнение упражнения учащимися;

5. проверка выполнения (включая исправление ошибок).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 318.