Изучение грамматики в школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание шк. курса грамматики – совокупность основных сведений («основ науки») по морфологии и синтаксису, дающих достаточно полное представление о грамматическом строе РЯ в целом.

При изучении грамматики учащиеся:

1. знакомятся в описательной форме с гр. строем РЯ, морфологией и синтаксисом как равноправными частями грамматики;

2. теоретически и практически усваивают важнейшие гр. правила об изменении слов и сочетании их в предложении;

3. приводят в систему и осмысливают с гр. точки зрения уже известные учащимся разрозненные факты языка;

4. тренируются в применении на практике изученных ими гр. правил в устной и письменной речи.

Ведение занятий по грамматике. Специфические для методики грамматики принципы и условия.

При изучении морфологии и синтаксиса:

1. единство формы и содержания. Равносторонний подход к анализу языковых явлений;

2. постепенное формирование гр. понятий как элементов, представляющих собой систему, лежащую в основе гр. строя РЯ;

3. рассмотрение гр. явлений как явлений живого современного ЛЯ, хотя исторически и изменяющегося. Изучение устойчивых лит. норм с елью практического их использования учащимися в речевой практике в дальнейшем – в устной и письменной речи;

4. связь морфологии и синтаксиса. Морфологические явления (напр., части речи) должны рассматриваться на синтаксической основе с учетом их места в предложении. Синтаксические явления должны опираться на данные морфологии, т.к. они реализуются морфологическими средствами.

О связи между морфологией и синтаксисом при изучении грамматики.

Природа основных единиц языка (звука, слова, словосочетания и предложения) такова, что они структурно взаимосвязаны, поэтому морфология и синтаксис не могут рассматриваться изолировано друг от друга.

Без учета внутренних и внешних связей между единицами языка не может быть серьезного изучения языка.

Многие морфологические явления обладают и некторорыми синтаксическими признаками (части речи, их формы, падежи, род, число), поэтому должны рассматриваться и синтаксической т.з. Многие формы слов м.б. осознаны в должной мере только в словосоч. или предложении, напр., падежные формы существительных, прилагательных, порядковых числительных, нек. разрядов местоимений, причастий. Таковы категории рода, числа и т.д.

При изучении синтаксиса систематически должны привлекаться сведения и по морфологии. При мзучении синтаксиса и только при опоре на морфологию можно успешно усвоить ряд правил правописания (напр., правописание –ться и –тся в глаголах, слитное и раздельное написание некоторых наречий и предлогов, омонимичных с существит. (на верх и наверх), существ. с не (неправда и не правда) и т.д., чье значение определяется только в предложении).

Гр. понятия, правила, определения.

Осознание грам. понятий учащимися происходит путем расчленения и конкретизации их. Т.е. посредством выделения отдельных их сторон, признаков, из совокупности которых и складывается представление о том или ином гр. определении.

Учитель должен ясно представлять, из каких признаков состоит данное понятие, выделяя более существенные и менее существенные, трудные для понимания и менее трудные.

Знакомство с гр. понятиями должно происходить в определенном порядке.

Нередко осознание учащимися гр. явления (значения, формы) м.б. достигнуто лишь при опоре не на один признак (какой-либо), а на совокупность признаков. Например, при характеристике причастия в учебнике указывается: 1) причастие – это форма; 2) форма глагола; 3) форма, обозначающая признак предмета по действию.

К осознанию совокупности признаков учитель должен подвести учеников постепенно, с помощью значительного кол-ва упражнений, выполняемых в длительный промежуток времени.

В шк. практике часты случаи, когда ученики правильно называют ту или иную гр. форму, но не уяснили при этом существа данного гр. явления. Пример: смешение учащимися понятий «окончание» и «конец слова», в результате чего ученик пытается найти окончание в слове, даже если его там нет (стол – «окончание» -л).

В обобщенном виде гр. сведения выступают в виде правил и определений, подлежащих твердому заучиванию учащимися. Гр. правила и определения – результат обобщения огромного кол-ва яз. явлений и фактов.

Определения и правила в их совокупности вместе с основными гр. понятиями составляют основу курса по грамматике, его остов. Без твердых знаний правил и определений у школьника не м.б. прочных знаний по грамматике.

Главная цель – знание учащимися правил и навыки их сознательного применения.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.