Работа с учебником на уроке. Метод скоростного изучения учебника на уроке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная (знания в учебнике), систематизирующая (знания представлены в виде системы), трансформационная (формирование соответствующих общеучебных и специальных умений) и воспитательная (все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни).

Организованная и систематически проводимая работа по учебнику и учебным пособиям – одно из решающих условий усвоения учащимися знаний и навыков по РЯ.

Учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т.п.).

Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Они делятся на основные (описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т.п.)и дополнительные (даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т.п.).

МЕТОД СКОРОСТНОГО ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНИКА (МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УСКОРЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ)

1. ЭТАП Ознакомление со структурой учебника.

1. Перелистать учебник 3-4 раза, обращая внимание на все интересное .

2. -//- -//-/ обращая внимание на заголовки и разделы, параграфы.

3. -//- -//-У читая надписи и пояснения к рисункам.

4. -//- -//-/ читая все, что выделено жирным шрифтом и курсивом.

5. -//- -//-/ выполняя п.п. 1-4.

ПРАВИЛА: листать внимательно, не пропуская страниц. Задерживаться на интересном, но не останавливаться надолго. Не пытаться запомнить увиденное и прочитанное, а попытаться сопоставить с тем, что знаешь. Сделать попытку понять смысл, если не получилось - не задерживаться, идти дальше (нельзя насиловать память). Читать надо вслух. Перед сном пролистать учебник один - раз, читая заголовки и все, что выделено. По окончании работы ответить на вопросы, закрыв учебник: .

1) сколько глав в учебнике? 2) сколько % отведено теории?

3) сколько % практического материала? 4) о чем эта наука, ее связь с окружающим миром? 5) какие ученые работали в этой области?

2. ЭТАП Овладение терминологией и символикой предмета.

1. Перелистать учебник 3-4 раза, выписывая в столбик все встречающиеся в текстах специальные слова (термины).

2. Перелистать уч-к 3-4 р., выписывая в столбик все специальные обозначения, принятые в данной науке.

ПРАВИЛА: 1. Термины и символы выписывать в столбик, давая нумерацию

2. Определение термина не писать, а только сам термин. Рядом с символом писать его название.  

3.     Провести анализ терминов и символов.

3. ЭТАП Знакомство с основными идеями, теориями и законами.

1. Бегло прочитать весь учебник от начала до конца 1 раз.

ПРАВИЛА: 1. Читать только основной текст, избегая анализа примеров и задач.

2. При чтении нигде не задерживаться. На непонятные места не обращать особого внимания.

3. Не пытаться запомнить, следить только за смыслом текста.

4. Не бегать по страницам глазами вверх и вниз, сопоставляя текст и пытаясь понять его глубже. Стараться двигаться только вперед.

5. Читать так, как будто все ясно и понятно, фиксируя про себя неясные места.

6. Медленно прочитать учебник от начала и до конца 1 раз (правила те же, что в п. 1 + перед чтением каждой новой главы по 1 р. Читать весь учебник).

7. Вдумчиво читать уч-к, отмечая на полях неясные места 3-х степеней сложности;

1-я ступень сложности - в этом материале можно разобраться, не выходя за пределы этой главы.

2-я ступень сложности - можно разобраться, пользуясь материалом любой части учебника.

3-я ступень сложности - нужна консультация или дополнительная литература.

4. ЭТАП Разбор непонятного материала (можно сдавать экзамены экстерном)

Прочитать 1 раз первую главу.

ПРАВИЛО: читать очень медленно и все подряд, разбирая вопросы 1-й категории сложности.

• Внимательно читать задачи, которые приведены в тексте для пояснении смысла. Читать условия тех задач, которые приведены в конце параграфов для самостоятельной работы, сделать попытку найти их правильное решение.

Прочитать 1-ю главу еще раз. По ходу чтения выписать асе формулы, стараясь разобраться в их выводе. Работу считать законченной после того, как не осталось неясных вопросов 1-й категории сложности (убрать с полей пометки с п. 1).

Аналогичным образом проработать каждую главу учебника.

Читать медленно каждую главу учебника, разбирая неясные вопросы 2- й категории сложности.

За разъяснением моментов 3-1 категории сложности обращаться к дополнительной литературе.

 

17. Урок изучения нового материала. Основные требования к структуре и содержанию. Структурные варианты этого типа урока.

Это важнейший этап в общей системе обучения РЯ. Уроки изучения нового материала предназначены для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения.

Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.

Структурные элементы урока.

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Время урока распределяется между структурными элементами в соответствии с их функциями и содержанием.

Организационный момент (оргмомент) предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Учитель должен стремиться к быстрому включению детей в работу. Затягивание оргмомента, как правило, приводит к появлению методических недочетов в организации урока.

Проверка домашнего задания включает в себя опрос учащихся и проверку письменного задания. Основной функцией этого структурного элемента урока является выяснение степени осознанного усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения. Дополнительные функции – контроль за выполнением (все или не все выполнили), воспитание, оценка знаний и умений учащихся. В практике учителей широко реализуется еще одна функция - функция закрепления умений и навыков (выполнении учащимися ряда общеклассных и индивидуальных упражнений, нередко не связанных ни с домашней работой, ни с новой темой).

Виды урока: 

1. - лекция,

2. - урок с элементами беседы,

3. - лекция с элементами презентации,

4. - урок конференция,

5. - урок экскурсия,

6. - урок исследовательская работа.

 

Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Варианты структуры урока изучения нового материала:

Вариант 1.

1. Актуализация опорных знаний.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

4. Восприятие и первичное осознание учащимися нового материала.

5. Осмысление объективных знаний и отношений в изучаемом материале. Раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений.

6. Обобщение и систематизация полученных знаний.

7. Подведение итогов урока.

8. Сообщение домашнего задания и его анализ.

Вариант 2.

1. Воспроизведение ранее изученного материала, связанного с новым.

2. Объяснение нового материала.

3. Применение полученных знаний на практике. Закрепление изученного.

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов урока.

Вариант 3.

1. Проверка д/з.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа с учебным материалом для наблюдения.

4. Выводы, формулирование правил.

5. Упражнения на закрепление знаний.

6. Задание на дом.

 

18. Урок закрепления знаний и навыков. Основные требования к нему. Структурные варианты к этому типу урока.

Основная работа направлена на усвоение образца рассуждения.

Виды урока:  

1. - практикум,

2. - экскурсия;

3. - лабораторная работа,

4. - деловая игра,

5. - урок дискуссия.

Основная дидактическая цель урока – формирование и вторичное закрепление определенных умений и навыков.

Первичное закрепление нового производится сразу после за объяснением нового, на том же уроке. Чтобы обеспечить прочные знания учащихся, необходимо проводить упражнения по тому же материалу не только в предела данного урока, но и включать их в последующие уроки.

Пункты урока закрепления. Система упражнений на закрепление пройденного материала – важнейший пункт урока закрепления знаний. Особенно важно использование разнообразных типов предложений (напишите, выпишите, придумайте, найдите и т.д.), но без быстрой смены одного вида работы другим.

Опрос учащихся. Ему тоже отводиться значительное место на уроках данного типа.

Проверка д/з и задавание нового к следующему уроку могут идти одно за другим и занимать место либо в начале урока, либо в конце.

Структура.

1. Сообщение цели и темы урока.

2. Воспроизведение изученного (раннее полученных знаний).

3. Выполнение упражнений.

4. Проверка самостоятельной работы учащихся.

5. Задание на дом.

6. Подведение итогов урока.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 330.