Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная (знания в учебнике), систематизирующая (знания представлены в виде системы), трансформационная (формирование соответствующих общеучебных и специальных умений) и воспитательная (все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни).
Организованная и систематически проводимая работа по учебнику и учебным пособиям – одно из решающих условий усвоения учащимися знаний и навыков по РЯ.
Учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т.п.).
Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Они делятся на основные (описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т.п.)и дополнительные (даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т.п.).
МЕТОД СКОРОСТНОГО ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНИКА (МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УСКОРЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ)
1. ЭТАП Ознакомление со структурой учебника.
1. Перелистать учебник 3-4 раза, обращая внимание на все интересное .
2. -//- -//-/ обращая внимание на заголовки и разделы, параграфы.
3. -//- -//-У читая надписи и пояснения к рисункам.
4. -//- -//-/ читая все, что выделено жирным шрифтом и курсивом.
5. -//- -//-/ выполняя п.п. 1-4.
ПРАВИЛА: листать внимательно, не пропуская страниц. Задерживаться на интересном, но не останавливаться надолго. Не пытаться запомнить увиденное и прочитанное, а попытаться сопоставить с тем, что знаешь. Сделать попытку понять смысл, если не получилось - не задерживаться, идти дальше (нельзя насиловать память). Читать надо вслух. Перед сном пролистать учебник один - раз, читая заголовки и все, что выделено. По окончании работы ответить на вопросы, закрыв учебник: .
1) сколько глав в учебнике? 2) сколько % отведено теории?
3) сколько % практического материала? 4) о чем эта наука, ее связь с окружающим миром? 5) какие ученые работали в этой области?
2. ЭТАП Овладение терминологией и символикой предмета.
1. Перелистать учебник 3-4 раза, выписывая в столбик все встречающиеся в текстах специальные слова (термины).
2. Перелистать уч-к 3-4 р., выписывая в столбик все специальные обозначения, принятые в данной науке.
ПРАВИЛА: 1. Термины и символы выписывать в столбик, давая нумерацию
2. Определение термина не писать, а только сам термин. Рядом с символом писать его название.
3. Провести анализ терминов и символов.
3. ЭТАП Знакомство с основными идеями, теориями и законами.
1. Бегло прочитать весь учебник от начала до конца 1 раз.
ПРАВИЛА: 1. Читать только основной текст, избегая анализа примеров и задач.
2. При чтении нигде не задерживаться. На непонятные места не обращать особого внимания.
3. Не пытаться запомнить, следить только за смыслом текста.
4. Не бегать по страницам глазами вверх и вниз, сопоставляя текст и пытаясь понять его глубже. Стараться двигаться только вперед.
5. Читать так, как будто все ясно и понятно, фиксируя про себя неясные места.
6. Медленно прочитать учебник от начала и до конца 1 раз (правила те же, что в п. 1 + перед чтением каждой новой главы по 1 р. Читать весь учебник).
7. Вдумчиво читать уч-к, отмечая на полях неясные места 3-х степеней сложности;
1-я ступень сложности - в этом материале можно разобраться, не выходя за пределы этой главы.
2-я ступень сложности - можно разобраться, пользуясь материалом любой части учебника.
3-я ступень сложности - нужна консультация или дополнительная литература.
4. ЭТАП Разбор непонятного материала (можно сдавать экзамены экстерном)
Прочитать 1 раз первую главу.
ПРАВИЛО: читать очень медленно и все подряд, разбирая вопросы 1-й категории сложности.
• Внимательно читать задачи, которые приведены в тексте для пояснении смысла. Читать условия тех задач, которые приведены в конце параграфов для самостоятельной работы, сделать попытку найти их правильное решение.
Прочитать 1-ю главу еще раз. По ходу чтения выписать асе формулы, стараясь разобраться в их выводе. Работу считать законченной после того, как не осталось неясных вопросов 1-й категории сложности (убрать с полей пометки с п. 1).
Аналогичным образом проработать каждую главу учебника.
Читать медленно каждую главу учебника, разбирая неясные вопросы 2- й категории сложности.
За разъяснением моментов 3-1 категории сложности обращаться к дополнительной литературе.
17. Урок изучения нового материала. Основные требования к структуре и содержанию. Структурные варианты этого типа урока.
Это важнейший этап в общей системе обучения РЯ. Уроки изучения нового материала предназначены для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения.
Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Структурные элементы урока.
I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Время урока распределяется между структурными элементами в соответствии с их функциями и содержанием.
Организационный момент (оргмомент) предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Учитель должен стремиться к быстрому включению детей в работу. Затягивание оргмомента, как правило, приводит к появлению методических недочетов в организации урока.
Проверка домашнего задания включает в себя опрос учащихся и проверку письменного задания. Основной функцией этого структурного элемента урока является выяснение степени осознанного усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения. Дополнительные функции – контроль за выполнением (все или не все выполнили), воспитание, оценка знаний и умений учащихся. В практике учителей широко реализуется еще одна функция - функция закрепления умений и навыков (выполнении учащимися ряда общеклассных и индивидуальных упражнений, нередко не связанных ни с домашней работой, ни с новой темой).
Виды урока:
1. - лекция,
2. - урок с элементами беседы,
3. - лекция с элементами презентации,
4. - урок конференция,
5. - урок экскурсия,
6. - урок исследовательская работа.
Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.
Варианты структуры урока изучения нового материала:
Вариант 1.
1. Актуализация опорных знаний.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
4. Восприятие и первичное осознание учащимися нового материала.
5. Осмысление объективных знаний и отношений в изучаемом материале. Раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений.
6. Обобщение и систематизация полученных знаний.
7. Подведение итогов урока.
8. Сообщение домашнего задания и его анализ.
Вариант 2.
1. Воспроизведение ранее изученного материала, связанного с новым.
2. Объяснение нового материала.
3. Применение полученных знаний на практике. Закрепление изученного.
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
Вариант 3.
1. Проверка д/з.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Работа с учебным материалом для наблюдения.
4. Выводы, формулирование правил.
5. Упражнения на закрепление знаний.
6. Задание на дом.
18. Урок закрепления знаний и навыков. Основные требования к нему. Структурные варианты к этому типу урока.
Основная работа направлена на усвоение образца рассуждения.
Виды урока:
1. - практикум,
2. - экскурсия;
3. - лабораторная работа,
4. - деловая игра,
5. - урок дискуссия.
Основная дидактическая цель урока – формирование и вторичное закрепление определенных умений и навыков.
Первичное закрепление нового производится сразу после за объяснением нового, на том же уроке. Чтобы обеспечить прочные знания учащихся, необходимо проводить упражнения по тому же материалу не только в предела данного урока, но и включать их в последующие уроки.
Пункты урока закрепления. Система упражнений на закрепление пройденного материала – важнейший пункт урока закрепления знаний. Особенно важно использование разнообразных типов предложений (напишите, выпишите, придумайте, найдите и т.д.), но без быстрой смены одного вида работы другим.
Опрос учащихся. Ему тоже отводиться значительное место на уроках данного типа.
Проверка д/з и задавание нового к следующему уроку могут идти одно за другим и занимать место либо в начале урока, либо в конце.
Структура.
1. Сообщение цели и темы урока.
2. Воспроизведение изученного (раннее полученных знаний).
3. Выполнение упражнений.
4. Проверка самостоятельной работы учащихся.
5. Задание на дом.
6. Подведение итогов урока.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 330.