Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.
В процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий.
Структура.
1. Сообщение цели и характера работы.
2. Самостоятельная работа (см. 14 вопр.).
3. Подведение итогов урока.
20. Опрос. Виды опроса. Формулирование вопросов и основные методические требования к ним.
Опросы м.б. двух видов: устные и контрольные письменные.
Устный опрос может выступать в качестве элемента урока (часть урока изучения нового материала, закрепления) и в качестве этапа урока.
Контрольные (проверочные) письменные работы: диктанты, изложения, сочинения, грамматический разбор и т.д.
Основная цель – проверка знаний и навыков. Дополнительные функции: способствуют закреплению знаний; подготавливают восприятие, понимание и усвоение нового; обеспечивают различные формы повторения.
Опрос м.б. фронтальным, индивидуальным и групповым.
Формы опроса могут быть различными: с места и у доски, индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по новому материалу или изученному ранее. На опрос выделяется до 15 минут.
Одной из самых распространённых форм опроса является фронтальный опрос. В таком опросе участвует весь класс. Он достаточно эффективен в качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти ранее изученное. Используется при необходимости быстрой проверки знаний одновременно у большого количества учащихся и повторении значительного по объёму материала. Одному и тому же ученику в течение урока можно задать 4 – 5 вопросов и выставить поурочный балл.
Уплотнённый (групповой) опрос заключается в том, что для ответа одновременно вызывается не один, как обычно, а несколько учащихся (от двух до четырёх и даже пяти), каждому из которых даётся особое задание-вопрос. Пока один из вызванных отвечает, другие готовятся к ответу.
По мнению М.Т.Баранова индивидуальный опрос – «это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. При индивидуальном опросе вопрос (или задание) адресуется одному учащемуся. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем» (с.295 – 296).
Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный – для проверки усвоения формулировок, понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения привести факты, подтверждающие то или иное положение.
Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяются при письменном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объёму самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам, раздаточному материалу, тестам; различным упражнениям с последующей самопроверкой, в том числе с использованием карточек справочного характера.
Характер вопросов при опросе. Они могут быть следующего характера: 1) вопросы, требующие обоснования высказанного положения. Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой, когда, почему и т.д., например: какие слова называются синонимами? Какие простые предложения называются односоставными? И т.д.
2) вопросы, направленные на выяснение причинно-следственных связей между явлениями, например: почему перед союзом как запятая не всегда ставится? От чего зависит выбор букв о и е в суффиксе существительных –ок- (-ек-)? И т.д.
3) вопросы, требующие применения знаний к данным примерам. Учитель записывает на доске слова в определённых формах, словосочетания, предложения. От учащихся требуется, опираясь на примеры, ответить на вопросы: докажите, что это синонимы? В какой форме находятся данные слова? Как вы это определили? Какими орфографическими правилами вы объясните выбор орфограмм в данных словах? И т.п.
21. Подготовка учителя к уроку. Основные методические требования к подготовке. Роль личности учителя в процессе обучения.
Этапы планирования урока:
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей. Выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов на нём.
6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (кино - и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.)
9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
11. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности.
12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
13. Составление списка учеников, знания которых будут проверять соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности, планирование проверки умений учащихся.
14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики, задавание уроков на дом.
15. Продумывание формы подведения итогов урока.
16. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Итак, подготовка учителя к уроку делится на два этапа:1. Планирование системы урока по теме. 2. Планирование каждого конкретного урока.
Тематическое планирование – планирование системы уроков по теме должно начинаться с изучения учебной программы по предмету и содержания образовательного стандарта.
Выполняет следующие задачи: представить работу по определенной теме в целом; увидеть главные, ведущие линии; установить звенья всей цепи, место каждого урока в общем процессе занятий; работать с учетом перспективы в обучении русскому языку.
Значение такого планирования: оно позволяет: лучше организовать систематическую работу по развитию речи; обеспечить повторение пройденного; избегать однообразия; поддерживать интерес учащихся к предмету на высоком уровне.
Система уроков отражается в календарно-тематическом плане, который составляется в начале учебного года. В начале учебного года учитель составляет календарно-тематическое планирование на весь учебный год, где указываются:
1. количество часов по темам;
2. содержание учебного материала (раздел, тема);
3. объем материала;
4. цели обучения, задачи, разделы, темы;
5. деятельность учителя-учащихся.
Учебный материал распределяется по двум уровням: предъявляемый ученику; предполагаемый минимальный уровень обученности.
Календарный план – представляет собой примерное распределение программного материала по четвертям и месяцам.
Он содержит: перечень названий разделов программы; количество часов, отводимых на каждый из них, с указанием учебной четверти и месяца. Предварительное распределение времени (часов) по разделам дает учителю возможность соблюдать нормальные темпы прохождения программы и предупреждает отставание или неоправданную поспешность
При планировании урока следует в начале проработать материал параграфа учебника, изучить методическую литературу, подобрать средства обучения, проверить их соответствие содержанию материалу урока.
Поурочное планирование – для учителя обязательным является написание плана - конспекта (поурочного плана). Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока.
Примерная структура плана – конспекта:
1. название темы урока, его номер, дата проведения, тип урока;
2. цель и задачи урока;
3. оснащение урока средствами наглядности, ТСО, оборудованием;
4. структура урока по этапам с указанием распределения времени;
5. содержание учебного материала с соблюдением последовательности;
6. домашнее задание;
7. список используемых литературных источников.
Важным моментом при планировании урока является учёт возможностей учащихся (выбор методов и средств обучения, распределение времени на уроке для опроса и объяснения нового материала).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 404.