Слово учителя как метод обучения РЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слово учителя – общее название для всех видов более или менее развернутых высказываний на уроке. Цели: объяснение нового материала, разъяснение чего-то непонятного, ответ на вопросы учащихся, дополнение к материалу учебника, расширение круга сведений по тому или иному разделу программы.

 Использование слова учителя как метода особенно уместно при переходе класса к изучению более трудных разделов программы. При закреплении или обобщении пройденного, например, если материал для обобщения прост, но значителен по объему.

Слово учителя не должно быть чрезмерно длительным по времени и может занимать от 5-7 до 10 минут в один урок.

Оно должно быть стройно с логической т.з. (четко обозначены переходы от одной части к другой, ясна мотивировка действий или убедительны доказательства, понятные учащимся выводы), безупречно с т.з. норм ЛЯ (произношение, гр. строй), выразительно и содержательно.

К такому слову надо специально готовиться.

 

14. Самостоятельная работа как метод обучения. Организация самостоятельной работы на уроках РЯ. (доработать)

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Формы организации самостоятельной работы. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

К числу стабильных и важных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая, как основная часть процесса обучения. Главная цель ее – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные дарования и способности учащихся.

Домашняя самостоятельная работа осуществляет определенные дидактические функции, наиболее важные следующие:

· -закрепление знаний, умений, полученных на уроке;

· -развитие самостоятельного мышления;

· -формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений.

Любая самостоятельная работа предлагает контрольный комплект, куда входят следующие виды контроля: -контроль учителя; -самоконтроль; -взаимоконтроль

Виды самостоятельных работ. Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке.

Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.

Тренировочные самостоятельные работы. К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств. Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя. Также можно разрешить пользоваться учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п.

Закрепляющие самостоятельные работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы.

Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы.

Самостоятельные работы развивающего характера. Это могут быть задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе дней математики и др. На уроках это могут быть самостоятельные работы, в которые включены задания исследовательского характера.

Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях. В творческие самостоятельные работы можно включить задания, при выполнении которых необходимо найти несколько способов их решений.

К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:

- практические работы;

- контрольные работы;

- тематические зачеты;

- защита и написание рефератов;

- решение проблемных задач прикладного характера и другие.

Контрольные самостоятельные работы. Как понятно из названия, их главной функцией является функция контроля. Необходимо выделить условия, которые нужно учитывать при составлении заданий для самостоятельных контрольных работ. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения.

К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:

1. Работа с учебником.

2. Упражнения.

3. Выполнение практических работ.

4. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.

5. Подготовка докладов, рефератов.

6. Домашние задания, наблюдения.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 468.