Назначение этой процедуры планирования — составление набора различных вариантов выполнения поставленных задач. Для того чтобы составить набор вариантов достижения цели, необходимо проанализировать:
5. фактические и ожидаемые ресурсы команды;
6. реальные социально-экономические условия и конъюнктуру;
7. поведение внешних партнеров и руководящих органов;
8. уровень подготовки членов команды.
Далее из «пакета» вариантов осуществляется выбор (одного-двух) рациональных вариантов, удовлетворяющих следующим требованиям:
· достаточность собственных ресурсов команды;
· достаточная реальность выполнения в планируемые сроки (на уровне прогнозируемого развития внешней и внутренней ситуации);
· допустимый уровень потерь при выполнении выбранного варианта действий (оценка рисков).
Выбранные варианты действий и составят основу стратегии достижения поставленной цели.
Например: Задачи:
3. подготовить и провести методический тренинг-семинар;
4. разработать и издать необходимые инструктивно-методические материалы и пособия.
Варианты выполнения задач:
4. Оплатить инструктивно-методические материалы и обучение одного члена команды в организации, владеющей новой технологией.
5. Заключить договор с организацией, владеющей новой технологией на реализацию поставленных задач.
6. Разработать проект реализации поставленных задач и получить финансирование в вышестоящих органах или грант у отечественных или международных фондов.
Выбор основного направления действий производится на основе оценки соотношения «важность (срочность) решения задач — допустимый для команды уровень затрат и рисков».
3. Составление долгосрочного плана
Стратегический план составляется на обозримый период времени от 3-х до 5-ти лет.
Составление 5-летних планов развития целесообразно в установившихся рыночных условиях при выходе экономики страны на стабильный уровень развития. В прежней экономической системе пятилетние планы считались нормативными, в современных условиях целесообразно опираться на трехлетние планы и набор жизненно важных стратегических целей на пятилетку.
Стратегический план должен содержать следующие сведения:
8. набор стратегических жизненно важных целей по различным направлениям деятельности команды (с указанием ожидаемых результатов);
9. основные пути достижения стратегических целей с указанием основных этапов промежуточных годовых результатов;
10. указание членов команды, ответственных за различные этапы подготовки и реализации долгосрочного плана;
11. социальные перспективы реализации стратегического плана для всех членов команды (основа мотивации его исполнения);
12. ресурсы и результаты деятельности, на которые опирается разрботка стратегического плана;
13. варианты изменения стратегического плана при прогнозируемом возникновении негативных обстоятельств;
14. плановая периодичность корректировки стратегического плана.
Основные рекомендации по составлению стратегического плана:
При составлении плана важно исходить из того, что он не будет исчерпывающим и верным изначально на весь период планирования, так как его разработка всегда осуществляется в условиях частичной неопределенности.
При разработке плана важно уметь рационально сочетать метод точных расчетов с методом укрупненных или эмпирических оценок и помнить, что основная часть затрат часто определяется не материальными ресурсами, а такими неформальными категориями, как:
• организационные ошибки членов команды;
• задержки и проволочки в различных структурах, что приводит к изменению исходной ситуации;
• внешние и внутренние помеховые факторы.
При выборе финансовой, кадровой, сбытовой стратегии необходимо сопоставлять несколько вариантов. Самый рациональный из них — не обязательно самый экономичный по затратам!
Необходимо заложить определенные резервы (времени, средств и т. п.) для разрешения непредвиденных проблем. Под резервами понимаются также возможности подключения новых членов команды, нового сотрудничества, партнерства и другие неформальные действия, подготовленные и предусмотренные заранее. В противном случае составленный план станет памятником идеального планирования и рухнет при первом столкновении с реальной жизнью (тем более — в «особых» российских рыночных условиях).
Реализация любого плана, тем более стратегического, опирается на личную ответственность всех членов команды.
Для стратегического плана развития, как и для любого плана, характерна табличная форма представления примерно следующей структуры:
Сфера деятельности команды | Стратегические цели (в календарной последовательности) | Ожидаемый результат | Сроки реализации (от-до) | Члены команды-ответественные исполнители | Используемые ресурсы | Примечание (условия, ограничения, требования) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4. Оперативно-календарное планирование
Определяющим для оперативно-календарного планирования является годовой план работы команды, сформированный на основе ранее разработанного стратегического плана развития.
Оперативно-календарное планирование включает в себя квартальное и ежемесячное планирование.
Недельные графики работ составляются в периоды напряженно-непрерывной работы, когда обстоятельствами установлены крайне сжатые сроки для достижения ответственного результата.
Ежедневные, еженедельные, ежемесячные графики работ команды составляются, когда необходимо создать опережающее выполнение плановых сроков с целью формирования резервов (времени, материалов и др.), необходимых для нейтрализации ожидаемых помеховых факторов.
Важно отметить, что при любом уровне планирования, в том числе и в недельных графиках, должна четко записываться форма представления результата на дату исполнения определенной работы. В противном случае план становится безответственным и из инструмента оперативного регулирования превращается в бюрократическую отчетность, что в работе команды недопустимо.
Планируя свою работу, члены команды должны помнить, что:
· Основная работа всегда выполняется вовремя, губят ее «мелочи» по оформлению и представлению в срок результата.
· В рыночной экономике важен результат, а не ссылки на непредусмотренные объективные обстоятельства.
· Главное внимание — к смежникам, тем, кто не входит в основной состав команды, но задействован в работе.
Оперативно-календарный план команды может быть представлен в таблице.
Этап, стадия, направление
| Содержание работ | Сроки исполнения.
| Ответственный исполнитель
| Форма представления результата
| Примечание (условия ограничения) | Отметки о выполнении (согл-и)
| |
Начало. | Окончание | ||||||
Плановая отчётность
Любой план теряет смысл, если не установлен порядок и форма отчётности по плановым позициям.
Формы отчётности устанавливаются внутри команды по взаимной договоренности и должны быть максимально упрощены. В отчетах членов команды содержится характеристика незавершённых позиций, значимый результат по которым должен быть получен в последующие календарные периоды.
Контроль исполнения работы в команде
В хорошо «сработанной» или небольшой команде каждый ее член сам себя контролирует на своем «участке работ». Функция контроля исполнения командой всего объема работ лежит на руководителе.
В некоторых организациях и учреждениях управленческая функция «контроль исполнения» нередко воспринимается как функция «надсмотрщика»-администратора. Сотрудники часто с болезненным самолюбием реагируют на начальственный интерес к выполняемому ими заданию, воспринимая его как недоверие к своей квалификации и ответственности.
Команда потому и является командой, что подобное положение дел в ней недопустимо.
В чем состоит существо контроля за исполнением работ в команде? План планом, но жизнь не стоит на месте. Постепенно, по мере выполнения работы, проясняются те сложности и «узкие места», которые при формировании общего плана виделись иначе; у членов команды накапливаются соображения по поводу выполняемой работы, изменяются внутренние и внешние условия. Поэтому контроль исполнения работы в команде необходим для:
8. представления руководителем команды реально складывающейся ситуации с выполнением плановых заданий (и не только плановых);
9. выявления «узких мест» и возможностей их преодоления;
10. выявления ожидаемых помеховых факторов;
11. оценки характера взаимодействия с другими командами внутри организации и внешними партнерами;
12. получения обратной связи от членов команды;
13. оценки настроения и состояния членов команды осуществления
14. поддерживающей или «мотивирующей» работы.
В команде возможны следующие формы контроля исполнения работы:
8. ежедневные (еженедельные) совещания с докладом всех членов команды о состоянии работ;
9. периодические (по ситуации) совещания ответственных исполнителей команды, связанные с «узкими местами» в деятельности команды;
10. ежедневная (выборочная) работа руководителя с одним из членов команды, для того чтобы «держать руку на пульсе»;
11. использование режима «автоответчика» для записи всех сообщений обратной связи и тревожных сигналов о появлении помеховых факторов;
12. качественный и сроковый анализ представленных членами команды результатов по выполненным плановым заданиям;
13. итоговая оценка деятельности команды за отчётный календарный период;
14. заслушивание отдельных членов команды по тематическим заданиям.
На основании информации, собранной в процессе контроля исполнения работы, руководитель команды:
5. проводит ситуационный анализ с прогнозированием дальнейшего хода плановых (и внеплановых) работ;
6. уточняет план и стратегию дальнейших действий;
7. оказывает членам команды помощь в «узких местах» и определяет дополнительные задания;
8. уточняет и нормализует взаимодействие членов команды.
[1] В настоящее время в различных национальных традициях существуют разночтения в обозначении прикладной области психологии, занимающейся проблемами оптимизации организационной деятельности. Так, в североамериканской традиции, чаще всего используется термин «индустриальная и организационная психология» (industrial and organizational (I/O) psychology); в Германии -ABO-Psychologic (A/ Arbeit -- труд, B/Bеtrieb — предприятие, O/Organisation - организация); в Японии — сосикитэки синригаку (организационная психология). Эти сложносоставные названия отражают историю становления дисциплины и/или ее составные части. Это выглядит вполне оправданным, однако термин «организационная психология» представляется нам достаточно емким для обозначения как содержания и истории становления этого направления, гак и тех смежных дисциплин, которые органично вошли в его состав.
[2] Stapp J., Fulcher R., Nelson S. D.. Pallack M.-S. & Wicherski M. The employment of recent doctorate recipients in psychology: 1975 through 1978 //American Psychologist, Vol. 36. 1981. P. 1211 -1254.
[3] Что хорошо для GM (корпорации «Дженерал Моторс») хорошо для США (англ).
[4] Например, в межгосударственных отношениях задолженность перед кредиторами в несколько десятков млрд. долларов рассматривается как чрезвычайно серьезная, однако в сравнении с годовым оборотом некоторых компаний она выглядит довольно скромно. Так, объем продаж нефтяной компании Exxon/Mobil превышает 180 млрд. долларов в год.
[5] Еще в 1918 году генерал А.Хедлам (Hеdlam), ответственный за обеспечение Британской армии военным снаряжением и боеприпасами, соглашался с тем, что его страна избежала поражения в войне только благодаря американскому военно-промышленному концерну Дюпон (Du Pont dc Nemour & Company) (цит. по: Dale E . The Great Organizers. N.Y. etc.: McGraw-Hill, 1971. P. 62).
[6] Германия . Факты Frankfurt-am-Main: Sozietats-Vеrlag, 1993. C.214.
[7] Психология. Словарь //Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М: Политиздат, 1990. С.253; Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 463.
[8]
[9]
[10]
[11] В России термин «индустриальная психология» не получил столь широкого распространения как в Европе и США. Это направление психологической науки в отечественной традиции, как правило, именуется «психологией труда».
[12] Roethlisberger F J. & Dickson W. J. Management and the Worker. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. 1939.
[13] Maslow A. H. Motivation and personality, N.Y.: Harper & Row, 1954.
[14] Rogers C. Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
[15] Chaplin J. Р . & Krawiec Т . S. Systems and Theories of Psychology. 3-rd edition. N.Y.: Reinhart, & Winston, 1974.
[16] Номотетический подход ориентирован на выявление общих закономерностей и универсальных механизмов развития и формирования личности.
[17] Идеографический подход предполагает реконструкцию и анализ личности человека как особой неповторимой целостности.
[18] Gordon R.A. & Howell J.E. Higher education for business N.Y.: Columbia University Press, 1959.
[19] Кому выгодно? (лат).
* Автор называет свой подход “клиническим” - то есть основанным на знании закономерностей течения психических процессов и методе наблюдения. - Прим научного редактора.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 320.