Предпосылки, основные компоненты и этапы стратегического управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Этапы развития современного стратегического менеджмента. Как целостная научно обоснованная система знаний стратегический менеджмент сформировался с последней трети ХХ века, но на многих крупных предприятиях различных стран уже в Х1Х – первой половине ХХ века применялся ряд принципов и элементов современного стратегического менеджмента. Так, в частности, многие компании и правительства стран разрабатывали долгосрочные планы и прогнозы, строили стратегии конкуренции, в том числе на мировых рынках, проводили сегментирование рынков, пытались найти наиболее эффективные пути распределения ограниченных ресурсов, применяли многие другие методы стратегического менеджмента.

С учетом влияния на современный стратегический менеджмент его исторических предшественников можно выделить следующие этапы его развития [Маленков, С.12-14]:

1. Древний этап стратегического управления (с древних времен до начала Х VI века), включая::

- накопление опыта стратегического управления городами, государствами, крупными военными операциями (с древних времен до зарождения Древней Римской империи). Этот опыт нашел свое выражение в письменно зафиксированных принципах и методах управления;

- разработку стратегий и методов управления империями (Древний Рим, Византия, и др.), во многом повлиявших на современные подходы, включавших административное деление стран, системы распределения стратегических полномочий и власти, организацию управления стратегическими ресурсами, системоорганизацию, накопление и распространение опыта стратегического руководства;

- предысторию стратегического менеджмента (до ХVI века), возникновение предпринимательства как особого вида экономической деятельности, формирование банковской системы, развитие начал экономического анализа.

2. Начальный этап стратегического менеджмента (с Х VI века до начала ХХ века), когда в управлении государствами, городам, крупными коммерческими организациями (торговые дома, банки, коммерческие союзы), хозяйствами возникли элементы перспективного планирования, организации и контроля сложных рыночных процессов.

3. Этап развития перспективного планирования, систем контроля и административного управления (в первой половине ХХ века). На этом этапе акцент ставится на разработку целевых долгосрочных планов и программ крупных преобразований.

Примерами таких программ являются:

- Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО – 1920- 1931 гг.), благодаря которому СССР быстро превратился в мощную индустриальную державу;

- Программа вывода США из Великой депрессии, осуществленная президентом США Ф.Рузвельтом (1933-1939 гг.).

Также с использованием многих элементов стратегического планирования создавались новые типы самолетов, автомобилей, электронных устройств и многие другие инновации, преобразовавшие мир.

4. Этап развития разработки стратегических альтернатив на основе методов теории исследования операций (50-60-е гг. ХХ века). После Великой мировой войны во всем мире повысился интерес к перспективному планированию, разработке стратегий, поиску и научному обоснованию наиболее эффективных путей развития бизнеса. Этому объективно способствовал приток в экономику многих бывших военных, которые внести в бизнес свои знания и навыки организации планирования военных операций и стали применять их в управлении экономикой. Повышенное внимание собственников и менеджеров к стратегическим аспектам развития бизнеса было вызвано и усилением конкуренции, усложнением экономических связей, ростом неопределенности и рисков. Стало ясно, что в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто лучше планирует организует выполнение своих стратегических планов.

5. Этап формирования самостоятельной теории стратегического менеджмента (60-80-е гг. ХХ века). На рубеже 60-х г. в развитии стратегического менеджмента наступает новый этап. Стратегическое управление становится функционально самостоятельным и центральным звеном управления. Возникает большой интерес к исследованию стратегических аспектов развития организаций и резко повышается уровень научных исследований в этой сфере.

В 70-80-е гг. ХХ века быстрое развитие информационных технологий и методов системного анализа в экономике, научное обобщение опыта успешного управления корпорациями привело к подъему исследований в сфере стратегического менеджмента и появлению новых подходов к управлению.

Теоретическое обоснование стратегического управления развивается в этот период в трудах ученых А.Чандлера, И.Ансоффа, Р.Акоффа, Р.Румелта, Ф.Эмери, П.Друкера, А.А.Томпсона и Д.Ж.Стрикленда, П.Дойля, ЖЖ.Ламбена, Г.Минцберга и многих других.

В СССР в условиях централизованной системы планирования и управления методы стратегического управления развивались в основном в военной сфере и в государственном планировании в трудах Г.С.Поспелова, В.М.Глушкова, А.Г.Аганбегяна, Н.П.Федоренко и др.

На разных этапах исторического развития стратегического менеджмента усиливалось внимание к его различным аспектам. Так, в первой половине ХХ века акцент в развитии стратегического управления ставился на разработку стратегий и методов стратегического планирования. В 60-80- е гг. акцент ставился на разработку и применение различных моделей стратегического управления, в частности, модели Бостонской Консалтинговой группы (БКГ), Shell/DPV, ADL/

6. Этап развития новых подходов в теории и практике стратегического менеджмента, направленных на достижение устойчивых конкурентных преимуществ фирм и инновационные изменения (с начала 90-х гг. ХХ столетия до наших дней). В связи с быстрым ростом конкуренции, глобализацией и усложнением экономики, акцент переносится на разработку конкурентных и инновационных стратегий, управление разработкой и внедрением новых продуктов, управление стратегическими инвестиционными проектами, развитие внутреннего потенциала фирмы, создание устойчивых долгосрочных конкурентных преимуществ.

Разрабатываются и применяются новые системы стратегического управления на базе компьютерных сетей, включая: систему TQM (Total Quality Management)– всеобъемлющий менеджмент качества; CRM (Customer Relation Management) - система управления взаимоотношениями с клиентами; MRP11 (Manufacturing Resource Planning) - система планирования ресурсов производства; ERP (Enterprise Resource Planning) - система планирования и управления ресурсами предприятий; системы управления логикой.

Стратегический менеджмент в последние годы непрерывно усложняется.

Наиболее важные функции менеджмента преобразуются в объектно-ориентированные, относительно самостоятельные разновидности: стратегический маркетинг; инновационный менеджмент; логистический менеджмент; многие другие направления, влияющие на стратегическое развитие фирм. Отличительной особенностью развития современного стратегического менеджмента является поиск методов достижения долгосрочных конкурентных преимуществ в условиях непрерывных изменений, развитии и эффективное использование внутреннего потенциала организаций на основе инноваций, противостояния угрозам обостряющейся и становящейся глобальной конкуренции. Современный стратегический менеджмент развивается в условиях глобализации мировой экономики, роста конкуренции, возникновения новых факторов в управлении стратегическим развитием.

С учетом новых условий развития мировой экономики стратегический менеджмент характеризуют следующие черты:

1) глобальность и системность влияния стратегий на объект управления как на систему. Стратегические воздействия влияют на форму в целом, изменяя ее главные системообразующие переменные;

2) долгосрочность и перспективность. Стратегический менеджмент нацелен на будущее, на периоды развития не менее 3 лет в неустойчивой среде, 5 лет и более в условиях относительно стабильной среде. Верхние пределы периодов стратегического планирования и прогнозирования чрезвычайно варьируют. Различные корпорации разрабатывают свои стратегии на разные сроки – 3,5, 10, 25-50 и более лет;

3) критичность для жизнеспособности организации. Если ошибки оперативного управления, как правило, не критичны для развития организации и могут быть быстро исправлены, то стратегические ошибки ведут к гибели или резкому ухудшению положения фирмы. Исправить стратегические ошибки очень трудно, часто невозможно, так как для этого требуются большие усилия, ресурсы, затраты времени;

4) высший уровень приоритета среди всех других видов управления фирмой. Стратегические решения и планы определяют характер всех других видов управления (тактического, оперативного, функционального). Так как стратегия находится на высшем уровне исполнительной власти, ее требования должны быть обязательны для всех нижестоящих уровней управления. Изменения стратегических планов и стратегий должны сопровождаться изменениями всех планов нижних уровней. Если этого не происходит, то стратегия компании носит формальный характер и нежизнеспособна;

5) рост сложности стратегического анализа, прогнозирования и многоальтернативность стратегического выбора. Чем больше период стратегического планирования, тем больше факторов влияют на модель будущего. В связи с этим возникает много, нередко десятки и даже сотен, сценариев развития, из которых для эффективного управления нужно выбрать всего несколько.

Ошибки стратегического выбора неизбежно ведут к крупным потерям, а часто к полному прекращению деятельности фирмы, нередко краху государств и регионов. Очень легко ошибиться в построении и выборе стратегии и районе трудно выбрать наиболее эффективную стратегию, гарантирующую успех. Многие ведущие компании вкладывают крупные средства в разработку собственных систем стратегического менеджмента и стремятся обеспечить лидерство, прежде всего, в этой сфере управления.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 224.