Стратегический менеджмент
Особенности стратегических решений. Различия оперативного и стратегического управления
Реализация функций стратегического управления осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений.
К числу таковых следует отнести все решения, затрагивающие основные стороны деятельности предприятия, ориентированные на перспективу и принимаемые в условиях неопределенности.
Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей: инновационный характер; направленность на перспективные цели и возможности; сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно; субъективность оценки; необратимость и высокая степень риска.
Пример. Стратегические решения — это решения о реконструкции предприятия, внедрении новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта, приобретении и слиянии предприятий, а также проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.).
Пример. Выход на новые рынки сбыта является стратегическим решением, которое направлено на перспективные цели, связанные с будущими возможностями; предполагает несколько альтернативных вариантов реализации (работать с посредниками или самостоятельно, с какими именно посредниками); успех в его реализации зависит от качественной проработки всех взаимосвязанных вопросов. При этом объективно оценить целесообразность данного решения до получения конкретных результатов не представляется возможным.
Стратегическое управление основано на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе.
Характеристики оперативного и стратегического управления
Отличительный признак | Оперативное управление | Стратегическое управление |
1. Основное назначение организации | Производство товаров услуг | Выживание в долгосрочной перспективе |
2. Способ достижения цели | Эффективное использование внутренних ресурсов | Поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к изменениям в окружении |
3. Важность фактора времени | Ориентация на кратко- и среднесрочную перспективу | Ориентация на долгосрочную перспективу |
4. Роль персонала | Работник – один из ресурсов организации, исполнитель работ | Работник – основа организации, источник ее благополучия |
5. Критерии эффективности | Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала | Гибкость, готовность к изменениям |
Рисунок 8.3 - Корпоративная миссия для компании «САС Карго»
Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии — это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям [18].
Это обеспечит то, что цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности фирмы, будут подчинены целям фирмы как целого. Поэтому очень желательно в процесс разработки миссии вовлечь всех ключевых сотрудников фирмы. Это высшее руководство, начальники, структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущие специалисты.
Ниже приведен один из вариантов организации работ по выработке миссии для действующего предприятия [23].
1. Проведение вводного совещания для объяснения целей и задач работ.
2. Анкетирование ключевых сотрудников предприятия.
3. Обработка анкет и представление результатов анализа (нескольких формулировок миссии).
4. Уточнение основных положений.
5. Выбор окончательной формулировки миссии.
6. Проведение совещания для представления результатов работ. Если привлечение к этим работам всех ключевых сотрудников по каким-либо причинам нецелесообразно, можно ограничиться привлечением только высших руководителей (генеральным директором и его заместителями). В этом случае процедура остается той же, но проводится быстрее и с меньшим объемом работ.
Все чаще и чаще в процессе выработки миссии участвуют консультанты по управлению. А.И. Пригожий: «Приступая к работе над стратегией очередной организации, я часто слышу вопросы клиентов: "А почему мы начинаем не с миссии?" Я отвечаю: "А зачем она вам?" — "Ну как же, у других есть..." — "Наверное, она им потребовалась зачем-то. Что вы потеряете, если оставите это слово в покое? Что вы хотите выразить через понятие "миссия"? Предположим, вы останетесь без нее. Что вы потеряете?» Иначе говоря, я настаиваю на том, чтобы мои клиенты убедили меня в необходимости, целесообразности работы над миссией их организации. Так, по моей просьбе, представители одной из крупных фирм по оценке недвижимости (это сильные специалисты, вышедшие из академической среды, искренне озабоченные продвижением экономических реформ в стране.
Кроме того, они с увлечением и весьма ответственно работают над новыми методиками активизации рынка недвижимости, пытаясь не без успеха убедить администрации городов и областей в больших возможностях своих методов и подходов) в ответе на вопрос: "Зачем нам нужна миссия?" привели следующие доводы, подтверждающие их практическую заинтересованность в определении миссии своей фирмы:
1) мы вышли из науки и в какой-то степени идеалисты;
2) нам интересно думать о ней;
3) работа над миссией поднимает уровень нашей работы;
4) миссия способствует командности, объединяет нас;
5) мы готовы что-то терять ради нашей миссии;
6) хотим распространять идеи налоговой реформы, делать налоги более справедливыми;
7) мы побуждаем наших клиентов "проснуться", а не только зарабатываем;
8) хотим изменить отношение чиновников, руководителей, населения к налогам;
9) миссия создаст нам определенную репутацию и станет нашим конкурентным преимуществом.
И только потом мы разработали формулировку миссии предприятия в таком виде: "Формирование новой правовой и институциональной среды, обеспечивающей экономический рост и развитие территорий посредством внедрения технологий массовой оценки и учета недвижимости в работе администраций субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. -
Помочь территориям существенно повысить эффективность использования недвижимости через грамотную налоговую политику. В отличие от конкурентов мы решаем эти задачи не по частям, а комплексно"» [68].
Часто в специальной литературе указывается, что разработка миссии должна проводиться на основе анализа внешней и внутренней среды.
В частности, в работе (…) выделяются факторы, учитываемые при выработке миссии:
1) история фирмы;
2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
3) состояние внешней и внутренней среды фирмы;
4) ресурсы, которые фирма может привести в действие для достижения целей фирмы;
5) отличительные особенности, которыми обладает фирма.
Цель
· Выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов
PEST-это акроним от следующих факторов:
· Политический (Political)
· Экономический (Economic)
· Социальный (Social)
· Технологический (Technological)
Факторы PEST играют важную роль сточки зрения стратегических возможностей создания ценности. Однако они обычно находятся вне контроля корпорации и должны рассматриваться либо как угрозы, либо как возможности. Необходимо помнить, что макроэкономические факторы могут отличаться в зависимости от континента страны или даже региона, поэтому обычно PEST-анализ проводится в рамках страны.
В таблице приведены примеры каждого из этих факторов.
Расширенные форматы:
· SLEPT-Analysis (SLEPT-анализ)
o + Правовой фактор
· STEEPLE Analysis (STEEPLE-анализ)
o Социальный/демографический фактор
o Технологический фактор
o Экономический фактор
o Окружающая среда (природный фактор)
o Политический фактор
o Правовой фактор
o Этический фактор
Также географические факторы могут быть важны.
Применение анализа PEST
· стратегическое планирование
· планирование маркетинга
· маркетинговые исследования
· развитие бизнеса и продукта
Политический (вкл. Правовой) | Экономический (Economic) | Социальный (Social) | Технологический (Technological) |
Регулятивная среда и гарантии | Экономический рост | Распределение доходов | Государственные расходы на научные исследования |
Налоговая политика | Процентные ставки и кредитно-денежная политика | Демографические показатели, темпы роста населения распределение по возрастным группам | Фокус отрасли на технологическое развитие |
Регулирование и ограничения международной торговли | Государственные расходы | Трудовая/социальная мобильность | Новые изобретения и развитие |
Законодательство, обеспечивающее принудительное осуществление условий договора Защита потребителя | Политика в отношении безработицы | Изменения в стилях жизни | Динамика передачи технологий |
Трудовое право | Налогообложение | Отношения к работе/карьере и отдыху Предпринимательский дух | Жизненный цикл и скорость технологического устаревания |
Правительственная организация/отношение | Валютные курсы | Образование | Использование энергоресурсов и затраты |
Регулирование конкуренции | Уровень инфляции | Мода. увлечения | (Изменения в) IT |
Политическая стабильность | Стадия экономического цикла | Сознание благополучия и благосостояния, чувство безопасности | (Изменения в) Internet |
Правила безопасности | Ожидания потребителей | Жизненные условия | (Изменения в) мобильных технологиях |
Матрицы стратегического анализа диверсифицированной компании и формирования решений, Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ)
При формировании стратегических решений может возникать потребность в анализе и классификации возникающих ситуаций по их основным типам, каждый из которых требует принятия качественно различных решений и действий. Одним из инструментов, позволяющих проводить такие анализ и классификацию, являются матрицы стратегического выбора (или матрицы портфеля).
Портфель предприятия, или корпоративный портфель, — это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному владельцу.
Портфельный анализ — это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения /прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оценивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспособность предприятия на каждом из этих рынков.
Предполагается, что портфель компании должен быть сбалансирован, т.е. должно быть обеспечено правильное сочетание продуктов, испытывающих потребность в капитале для дальнейшего развития, с хозяйственными единицами, располагающими некоторым избытком капитала.
Цель портфельного анализа — согласование бизнес-стратегий и распределение финансовых ресурсов между хозяйственными подразделениями компании.
Процесс нормального анализа включает четыре этапа и осуществляется по следующей схеме:
Все виды деятельности предприятия (номенклатура продукции) разбиваются на стратегические единицы бизнеса.
Определяются относительная конкурентоспособность отдельных бизнес-единиц и перспективы развития соответствующих рынков.
Разрабатывается стратегия каждой бизнес-единицы, и хозяйственные подразделения со схожими стратегиями объединяются в однородные группы.
Руководство оценивает стратегии всех подразделений с точки зрения их соответствия корпоративной стратегии, соизмеряя прибыль и ресурсы, потребные каждому подразделению, с помощью матриц портфельного анализа.
При этом важно подчеркнуть, что матрицы анализа портфеля бизнесов сами по себе не являются инструментом принятия решения. Они только показывают состояние портфеля бизнесов, которое должно учитываться руководством при принятии решения.
Различия методов портфельного анализа состоят в подходах к оценке конкурентных позиций стратегических единиц бизнеса и привлекательности рынка.
Матрица портфеля – это двухмерный график, иллюстрирующий стратегические позиции каждого вида деятельности диверсифицированной компании.
Матрицы можно построить с использованием любой пары показателей стратегического положения.
Наиболее информативными показателями служат:
6) темпы роста отрасли;
7) доля на рынке;
8) долговременная привлекательность отрасли;
9) конкурентные сильные стороны;
10) стадия эволюции продукта /рынка.
Обычно один аспект матрицы характеризует привлекательность отраслевой среды, а другой – сильные стороны компании в отрасли.
Примерами таких матриц могут быть:
4) матрица «рост – доля», разработанная Бостонской консалтинговой группой (БКГ);
5) матрица «привлекательность отрасли – сильные стороны компании», предложенную «Дженерал Электрик» при содействии консультативной фирмы Мак-Кинси;
6) матрица жизненного цикла отрасли Хофера – А.Д. Литтла и др.
Разберем их подробнее.
Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ ) . В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (то-вар-«проблема»), рост (товар-«звезда»), зрелость (товар-«дойная корова») и спад (товар-«собака»).
Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса используются два критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка.
Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие.
Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента.
Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты — рыночные лидеры — от последователей. Таким образом осуществляется деление видов бизнеса (отдельных продуктов) на четыре различные группы (см. рисунок 18.1).
Рисунок 18.1 - Основные сценарии развития
Пример. Если бизнес-единице принадлежит 10% рынка, на котором самый крупный конкурент владеет долей 20 %, то относительная доля данного бизнеса составит 0,5 (10/20).
Главной целью использования Матрицы Бостонской консалтинговой группы (БКГ) является помощь менеджеру в определении требований к потокам финансовых ресурсов между СЗХ в портфеле фирмы.
Бостонская матрица соответствует классификации на основе анализа:
скорости роста сегмента рынка;
захваченной доли сегмента.
Использование для анализа всего лишь двух факторов, конечно, не может охватить всей полноты ситуации, однако является удобным и, что самое важное, наглядным.
Классификация дает возможность оценить упомянутые факторы с точностью до «большая» или «незначительная»:
1. Предполагается, что товары с большой долей сегмента рынка имеют хорошую финансовую отдачу, например, вследствие экономии на масштабе, хорошего положения на кривой аккумулированного опыта.
2. Товары с незначительной долей сегмента рынка проигрывают лидерам в масштабе и аккумулированном опыте. Поэтому считается, что товары с незначительной долей сегмента рынка не приносят прибыль.
Кривая опыта (по Карлофу Б.) свидетельствует о том, что при удвоении объема производства затраты на любую операцию в производственном процессе могут быть снижены на 20%. Это теоретическое положение лежит в основе многих старых стратегических моделей, в т.ч. в основе матрицы БКГ (ксерокс кривой – рисунок 1 стр. 175 – Карлоф Б.)
Как известно, кривая опыта была предложена в 1926 г. американским военнослужащим для самолетостроения. Он обнаружил, что затраты на производство единицы продукции падают на 20% всякий раз, когда объем производства удваивается. Эта корреляционная зависимость, свойственная физическим производственным процессам, доминирующая в концепциях деловой стратегии, повлияла на теории раздела рынка.
Данная кривая применима в основном в сфере материального производства. Она относится к разряду классических, поскольку воплощает суть философии экономии на масштабах производства, которая в течение долгого времени играла ведущую роль при разработке стратегий.
В соответствии с этой теорией, особое значение придается увеличению доли компании на рынке, поскольку это позволяет наращивать объемы производства и двигаться вниз по кривой в направлении снижения производственных затрат. Именно так можно добиться более высокого уровня доходов и нормы прибыли и, следовательно, большей конкурентоспособности.
Кроме того, теория предполагает, что расширение производства создает возможность, используя накапливаемый опыт, неуклонно повышать эффективность производства. Речь идет об эффекте постоянного обучения, который дополняет возможности, связанные со специализацией производства и с распределением затрат капитала на большее число единиц продукции.
Подход БКГ включает следующие три главных шага:
- разделение сферы деятельности фирмы на СЗХ и оценка долгосрочных перспектив последних,
- сравнение СЗХ между собой с помощью матрицы,
- разработка стратегических целей по отношению к каждой СЗХ.
Основная идея метода - стратегии продукта и рынка должны быть согласованы. Метод основывается на закономерностях жизненного цикла продукта.
В основе матрицы БКГ лежат два предположения:
1. Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.
2. Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.
Для каждого изделия делается оценка двух параметров. Модель матрицы БКГ предполагает, что темпы роста рынка (бизнеса) и относительная доля, занимаемая предприятием на рынке, оказывает наибольшее влияние на прибыль и ликвидность. Матрица имеет вид, изображенный на рисунке 18.2.
Совместный анализ захваченной доли рынка и его скорости роста позволяет выделить четыре основные типы товара:
- «корову» - товар, имеющий «значительную» долю покупателей на незначительно растущем сегменте рынка;
- «звезду» - товар, имеющий значительную долю покупателей на быстро растущем сегменте рынка;
- «знак вопроса» (или «дикие кошки») – товар, имеющий незначительную долю покупателей на быстро растущем сегменте рынка;
- «собаку» - товар, имеющий незначительную долю покупателей на практически стабильном сегменте рынка.
Рисунок 18.2 -Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ)
Более подробно содержание данных видов товаров будет рассмотрено далее, где будет осуществлен стратегический анализ диверсифицированных фирм.
Пунктирная линия показывает направление эволюционного развития, то есть «кошки» превращаются в «звезд», «звезды» в «коров» и т. д.
Сплошная линия показывает перераспределение средств от «дойных коров».
Матрица предполагает следующий набор решений и принципов формирования политики:
«звезды» следует оберегать и укреплять;
по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин;
для «дойных коров» необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего звена;
«дикие кошки» («знак вопроса») полежат специальному изучению, и требуется установить, могут ли они перейти в звезды;
комбинация продуктов «кошки», «звезды», «коровы» приводит к наилучшему результату;
комбинация продуктов «кошки», «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности.
В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рынков товара, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям:
1.• «Проблемы» (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
2. «Звезды» (быстрый рост/высокая доля) — это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
3. «Дойные коровы» (медленный рост/высокая доля) — товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель — «сбор урожая».
4. «Собаки» (медленный рост/малая доля) — это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия — деинвеетирование и скромное существование.
В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2—3 товара — «коровы», 1—2 — «звезды», несколько «проблем» в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров — «собак». Избыток стареющих товаров («собак») указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям.
В динамичном корпоративном портфеле выделяют следующие траектории (сценарии) развития (рисунок 10.1):
- «Траектория товара». Инвестируя в НИОКР средства, получаемые от «дойных коров», предприятие выходит на рынок с принципиально новым товаром, который занимает место звезды.
- «Траектория последователя». Средства от «дойных коров» инвестируются в товар-«проблему», на рынке которого доминирует лидер.
Предприятие придерживается агрессивной стратегии наращивания доли рынка, и товар-«проблема» превращается в «звезду».
«Траектория неудачи». Вследствие недостаточного инвестирования товар-звезда утрачивает лидирующие позиции на рынке и становится товаром-«проблемой».
«Траектория посредственности». Товару-«проблеме» не удается увеличить свою долю рынка, и он вступает в следующую стадию (товар-«собака>>).
Основные рекомендации БКГ следующие (см. таблицу 18.1):
Таблица 18.1 – Рекомендации Бостонской матрицы
1. Избыток средств от «дойных коров» должен использоваться для развития выбранных «диких кошек» и выращивания развивающихся «звезд». Долговременные цели состоят в укреплении позиции «звезд» и превращении привлекательных «диких кошек» в «звезды», что сделает портфель компании более притягательным.
2. «Дикие кошки» с более слабыми или неясными долговременными перспективами должны «раздеваться» так, чтобы уменьшить спрос на финансовые ресурсы в компании.
3. Компания должна выходить из отрасли, когда СХЗ находящиеся там, относятся к «собакам» - при помощи «сбора урожая» «раздевания» или ликвидации.
4. Если компания испытывает недостаток в «дойных коровах», «звездах» или «диких кошках», то должны быть предприняты уступки и «раздевание» для сбалансирования портфеля. Портфель должен содержать «звезды» и «диких кошек» в количествах, достаточных для обеспечения здорового роста компании, и «дойных коров» - для обеспечения инвестициями «звезд» и «диких кошек».
Главным достоинством матрицы БКГ является фокусирование внимания на требованиях к потоку финансовых средств для различных типов СЗХ и указания на использование этих потоков для оптимизации портфеля корпорации.
Однако матрица БКГ имеет ряд существенных недостатков:
Это упрощенная модель в двух измерениях, которая не учитывает ряд важных факторов.
Бизнес, занимающий малую часть рынка, может быть очень прибыльным и занимать сильную конкурентную позицию.
Точно так же рост рынка - не единственный фактор, определяющий привлекательность СЗХ.
Стратегический менеджмент
Сущность понятия «стратегия». Правила разработки стратегии.
Ключевым элементом стратегического менеджмента фирмы является стратегия, которая определяет, как будут решаться главные проблемы развития фирмы. Различные определения стратегия, расходясь в отдельных аспектах, сходятся в главном, представляя ее как выбор целей видов и сфер деятельности, построение плана действий и решений по достижению поставленных стратегических целей. Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.
Оксфордский словарь бизнеса определяет стратегию на основе комплекса действий менеджеров (…, с.75): «стратегия бизнеса включает все аспекты производственной деятельности фирмы сверху вниз:
1) постановку целей: определение общих целей фирмы (например, увеличение отдачи инвестиций или доходов на акцию);
2) выбор стратегических направлений: принятие решений о том, карими видами бизнеса фирма будет заниматься и где, например, продолжать текущую деятельность, сократить инвестиции в них, и /или диверсифицировать деятельность с переходом на новые рынки;
3) выбор модели роста: принять решение для каждой сферы бизнеса, какой вид роста бизнеса для нее подходит в наибольшей степени (например, внутренний рост или внешний рост, на основе слияний);
4) стратегия конкуренции: принять решение на основе оценки сильных и слабых сторон фирмы и потребностей клиентов о выборе лучших средств для формирования конкурентных преимуществ;
5) функциональная ответственность: обеспечить эффективные и координированные усилия различных функциональных подразделений организации фирмы: маркетинг, производство, др. посредством менеджмента и организационных структур, контроля и вознаграждения».
М.Портер, один из основоположников современной теории конкуренции, определяет стратегию как искусство создавать отличия от других конкурентов, умение достигать конкурентных преимуществ и поддерживать их. То есть он предложил (…, с.26) определять стратегию на основе классического подхода: «Разработка конкурентной стратегии заключается, по существу, в отыскании четкой формулировки того, как предприятие будет вести конкуренцию, каким должны быть его цели и какие средства и действия понадобятся для достижения этих целей», в конкурентную стратегию представлять в виде «комбинации целей (результатов), преследуемых фирмой и средств (методов), с помощью которых она намерена их достичь».
П.Дойль акцентировал в определении стратегии управление ресурсами организации (.., с.36): «Стратегия – это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. Следовательно, стратегия устанавливает направления деятельности предприятия, в какие конкретно товары и рынки компания направляет денежные и трудовые ресурсы, а также какие именно это будет сделано, то есть каким образом будет организована работа по формированию потребительских предпочтений в данных областях».
Г.Минцберг дал обобщенное определение стратегии как совокупность пяти П: «планы по достижению долгосрочных целей, принцип поведения и следования некоторой модели поведения, позиция, расположение определенных товаров на конкретных рынках, перспектива, ловкий прием или маневр». Тоже он видит сущность стратегии как «единой, интегрированной модели принятия общих для всей организации решений (.., с.344).
И.Ансофф акцентировал связь стратегии с системным подходом и ростом (…, с.32): «Стратегия – это системный подход, обеспечивающий сложной организации сбалансированность и общее направление роста»
Под стратегией также понимают результаты планирования будущего организации. Например, С.Левицкий (…, с.4): «Стратегия – это набор документов и концепций, формирующих план на будущее организации», а стратегический анализ позволяет определить переход к желаемому будущему состоянию.
А.АТомпсон и А.Дж.Стрикленд подчеркивают роль плана в формировании сущности стратегии (…, с.32): «Стратегия компании - это комплексны план управления, который должен укреплять положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса». Стратегия устанавливает связи текущего состояния организации с ее будущим состоянием, посредством целей, направлений деятельности, стратегических изменений, планов, ресурсов.
По мнению Мескона, Альберта и Хедоури (…), стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
А.Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». Определение стратегии Чандлера дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий: “Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска”. Согласно широко распространенным в литературе представлениям, стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Однако данное определение не вскрывает сути управления фирмой и пригодно в основном для описания процессов принятия текущих решений и задач ближайшей перспективы. В самом общем виде стратегию можно определить как совокупность общеконцептуальных подходов к управлению, особенно в его критических фазах. Эти фазы возникают, как правило, так: следствие экстраординарных ситуаций во внешней среде (рыночной, социальной и др.); следствие экстраординарных (чрезвычайных, критических, экстремальных) ситуаций во внутренней среде (технологические аварии, катастрофы, смена высшего руководства и т.д.). Во всех этих случаях именно выбор правильной стратегии помогает предотвратить финансовый риск фирмы. В нормальных эволюционных условиях развития фирмы стратегия также необходима. Однако именно спокойный характер событий способен усилить бдительность руководства, психологически притуплять чувство опасности. Руководство фирмы, попав в критическую фазу, может испытывать сильные психологические стрессы, принять либо неверные решения, либо даже никаких решений. Поэтому одно из важнейших требований к кадровому потенциалу - прогнозирование, моделирование критических ситуаций и стрессоустойчивость, то есть устойчивость к сильным нервным потрясениям.
Формирование высокой стрессоустойчивости предприятия предполагает тщательный подбор кадров, формирование прогностических качеств, умение оперативно искать и находить приемлемые выходы из различных критических ситуаций, обеспечивающее минимальные потери, как для фирмы, так и для себя лично. С учетом современных тенденций стратегию фирмы можно определить следующим образом (Маленков, с.21): стратегия фирмы представляет собой научно обоснованный способ достижения и поддержания ею в долгосрочном периоде конкурентных преимуществ, высоких рыночных позиций, роста прибыли эффективности и устойчивости развития на основе формирования и использования научно-технического потенциала, человеческого капитала инноваций.
Правила разработка стратегии. Стратегия включает в себя набор правил, необходимых для принятия решения организации, которые обычно делятся на четыре группы:
1. Правила для оценки результатов деятельности фирмы в прошлом и настоящем. Различают качественную и количественную оценки. Качественная - это ориентир. Количественная - задание. Руководствуясь этим правилом, фирма как бы представляет развернутую историю основных этапов своего развития (например: освоение сегментов рынка, новые формы международной кооперации и т. д.). Количественная оценка выражает некоторый цифровой ряд качества - успехов и неудач фирмы (объем продаж, объемы реализации, объемы прибыли, количество сделок и т. д.). Качественный и количественный анализы имеют свои цели, задачи. Вместе взятые, они достаточно адекватно описывают развитие фирмы, ее внутренней среды, эволюционные процессы и скачки в ее истории.
2. Определяет порядок, последовательность, условия, по которым складываются отношения фирмы с внешней средой (стратегия бизнеса). С каждым из внешних факторов отношения фирмы складываются по своей логике, отличной от других (например, отношения с политической средой складываются по правилам, существенно отличными от тех правил, которые складываются с экономической средой). Основные взаимодействия фирмы и внешней среды реализуются через концепцию товара, через товар, условия производства и реализации товаров, поэтому именно в товарной политике осуществляется синтез всех взаимодействий фирмы с внешней средой. Следует отметить, что фирма обязана учитывать синтетический, интегральный эффект воздействия факторов внешней среды в товарной и маркетинговой политике.
3. По ним устанавливаются взаимоотношения и процедуры внутри фирмы, они синтезируются в виде организационной концепции. Эти правила построены на организационных отношениях, технологии управления, корпоративной этике. Эти три фактора объединяются социально-психологическим климатом в коллективе, в котором формы личностного поведения, внутри и межгруппового поведения коллектива в целом, подчиняются корпоративной этике, которая имеет свою историю, традиции, обычаи, тщательно поддерживаемые каждым членом коллектива фирмы. Успехи в реализации организационной концепции выявляют наиболее рациональные факторы положительной энергии, которая способствует интеграции усилий всех членов коллектива в обеспечении стабильности и гибкости поведения, текущего и стратегического управления. Эти факторы тщательно исследуются, взвешиваются и их реализация обеспечивается необходимыми материальными, финансовыми, человеческими ресурсами.
4. Правила повседневной деятельности, которые реализуются в оперативных повседневных приемах, методах, инструкциях и способах, то есть эти правила связаны с технологией оперативно-управленческой деятельности. К ним можно отнести: - обязательность выполнения всех оперативных решений; - текущий учет и контроль качества выполнения решений конкретными людьми и структурами; - оперативное обсуждение возникающих вопросов; - необходимую степень информированности всех членов фирмы о делах фирмы. Соблюдение указанных правил в значительной степени позволяет избежать ряда внутрифирменных критических фаз, связанных с организацией и деятельностью самой фирмы, создает дополнительные возможности для наблюдения, анализа и контроля внешней среды, делает концепцию товара и маркетинга фирмы прогнозируемым, управляемым и активным звеном взаимосвязи внутренних и внешних факторов деятельности фирмы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 291.