Отличительные черты стратегии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как правило, стратегическое управление связано с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой, которые позволяют ей добиваться поставленных задач, и соответствуют её внутренним возможностям. Стратегическое управление требует предпринимательского орга­низационного поведения. Система стратегического управления состоит из двух взаи­модополняющих подсистем: анализа и планирования стратегии организации; управления стратегическими проблемами в реаль­ном масштабе времени. Планирование стратегии или стратегическое планирование - это процесс формулирования миссии и целей организации, вы­бора специфических стратегий для получения необходимых ре­сурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. В процессе стратегического планирования выбор миссии и целей организации является первым и са­мым ответственным решением при стратегическом планирова­нии. Стратегический план должен обосновываться обшир­ными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эф­фективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса пред­приятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает предприятию определен­ность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать опре­деленные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, при­влекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разрабо­таны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибки­ми, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направ­ляет деятельность фирмы в течение продолжительного перио­да времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и посто­янно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Отличительные особенности стратегии от плана:

1. Стратегия ориентирует на направления деятельности, а не на конкретные действия, конкретный результат. Этим она исключает императив частичного решения, высво­бождает творческую инициативу и категорически вы­ступает против мелочной опеки и форм контроля, кото­рые могут сковывать творческую инициативу.

2. Стратегия предполагает обязательные поиски и обосно­вания ряда альтернатив, из которых выбираются наибо­лее жизнеспособные. Выбор той или иной альтернативы требует разработки критериев и оценок, установления её наиболее полного соответствия интересам фирмы. Это предполагает высокий уровень профессионализма руко­водителей в обосновании ими альтернатив, умение до­водить их до руководства и всех членов фирмы, высо­кого уровня дискуссионной культуры, психологической устойчивости, аргументирования основных предпосылок и конкретных критических оценок других альтернатив.

3. С решением очередных, узловых проблем, преодолением критических фаз надобность в стратегическом управле­нии не исчезает, поскольку возникают новые проблемы, в том числе и долгосрочные, и т.д. В этой связи стратегия должна модифицироваться, развиваться, эво­люционировать, переносить центр тяжести на новые си­туации, новые шансы и новые опасности. Стратегия представляет собой непрерывный поиск, главным обра­зом руководством фирмы, новых путей и методов пре­одоления опасностей и создания новых возможностей при более учащающихся критических фазах.

4. На качественных стадиях оценки перспектив, возможно­стей и опасностей стратегия оперирует обобщённой, приблизительной и недостаточно конкретной информа­цией. Более того, нередко может оказаться, что фирма имеет дело с недостоверной или даже ложной информа­цией, которая инициируется её конкурентами или поли­тическими противниками. В этих условиях фирма должна подвергнуть всестороннему экспертному анализу, прежде всего ту часть информации, которая опре­деляет стратегические решения (например: решения, связанные с поисками новых рынков, нейтрализацией действия конкурентов и так далее). Важнейшая задача - формирование надёжной, полной и достоверной инфор­мации. Этот массив включает конкретные данные, ха­рактеризующие положение дел в ближайшей и отдалён­ной исторической перспективе.

5. Стратегия и ориентиры деятельности фирм соотносятся как цели и средства их достижения. Стратегия ориенти­руется на цель как на идеальный конечный результат, поэтому реально достижимая цель всегда может иметь некоторые несоответствия с ранее намеченной целью. Поскольку стратегия ориентируется на цель, то цель первична по отношению к ней. Отсюда очевидно, на­сколько высоки требования к точному формированию цели, насколько опасно придание цели субъективного характера. Нечёткая или ложная цель может привести к ложной стратегии и финансовому краху фирмы. Именно поэтому так важно: рассматривать стратегические цели в виде большой системы; многократно подвергать их де­композиции, вплоть до элементарных систем; ставить промежу­точные цели перед коллективом фирмы на предмет ана­лиза и выявления возможностей перспективной реализа­ции. Объективность цели означает, что, несмотря на её субъективный характер, цель сохраняет все черты, все возможности потенциальной реализации, поскольку она не только не противоречит внешним и внутренним усло­виям развития фирмы, но, напротив, всесторонне учи­тывает их.

6. Стратегия есть производная не только профессиональ­ных качеств руководителя фирмы, но и полного внут­реннего потенциала фирмы и внешних условий. Поэтому стратегия представляет собой большую систему - от­крытую, динамичную, вероятностного типа. Вместе с тем, для неё исключительно важна высокая степень де­терминизма и прогнозируемости.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.