Как правило, стратегическое управление связано с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой, которые позволяют ей добиваться поставленных задач, и соответствуют её внутренним возможностям. Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения. Система стратегического управления состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и планирования стратегии организации; управления стратегическими проблемами в реальном масштабе времени. Планирование стратегии или стратегическое планирование - это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. В процессе стратегического планирования выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Отличительные особенности стратегии от плана:
1. Стратегия ориентирует на направления деятельности, а не на конкретные действия, конкретный результат. Этим она исключает императив частичного решения, высвобождает творческую инициативу и категорически выступает против мелочной опеки и форм контроля, которые могут сковывать творческую инициативу.
2. Стратегия предполагает обязательные поиски и обоснования ряда альтернатив, из которых выбираются наиболее жизнеспособные. Выбор той или иной альтернативы требует разработки критериев и оценок, установления её наиболее полного соответствия интересам фирмы. Это предполагает высокий уровень профессионализма руководителей в обосновании ими альтернатив, умение доводить их до руководства и всех членов фирмы, высокого уровня дискуссионной культуры, психологической устойчивости, аргументирования основных предпосылок и конкретных критических оценок других альтернатив.
3. С решением очередных, узловых проблем, преодолением критических фаз надобность в стратегическом управлении не исчезает, поскольку возникают новые проблемы, в том числе и долгосрочные, и т.д. В этой связи стратегия должна модифицироваться, развиваться, эволюционировать, переносить центр тяжести на новые ситуации, новые шансы и новые опасности. Стратегия представляет собой непрерывный поиск, главным образом руководством фирмы, новых путей и методов преодоления опасностей и создания новых возможностей при более учащающихся критических фазах.
4. На качественных стадиях оценки перспектив, возможностей и опасностей стратегия оперирует обобщённой, приблизительной и недостаточно конкретной информацией. Более того, нередко может оказаться, что фирма имеет дело с недостоверной или даже ложной информацией, которая инициируется её конкурентами или политическими противниками. В этих условиях фирма должна подвергнуть всестороннему экспертному анализу, прежде всего ту часть информации, которая определяет стратегические решения (например: решения, связанные с поисками новых рынков, нейтрализацией действия конкурентов и так далее). Важнейшая задача - формирование надёжной, полной и достоверной информации. Этот массив включает конкретные данные, характеризующие положение дел в ближайшей и отдалённой исторической перспективе.
5. Стратегия и ориентиры деятельности фирм соотносятся как цели и средства их достижения. Стратегия ориентируется на цель как на идеальный конечный результат, поэтому реально достижимая цель всегда может иметь некоторые несоответствия с ранее намеченной целью. Поскольку стратегия ориентируется на цель, то цель первична по отношению к ней. Отсюда очевидно, насколько высоки требования к точному формированию цели, насколько опасно придание цели субъективного характера. Нечёткая или ложная цель может привести к ложной стратегии и финансовому краху фирмы. Именно поэтому так важно: рассматривать стратегические цели в виде большой системы; многократно подвергать их декомпозиции, вплоть до элементарных систем; ставить промежуточные цели перед коллективом фирмы на предмет анализа и выявления возможностей перспективной реализации. Объективность цели означает, что, несмотря на её субъективный характер, цель сохраняет все черты, все возможности потенциальной реализации, поскольку она не только не противоречит внешним и внутренним условиям развития фирмы, но, напротив, всесторонне учитывает их.
6. Стратегия есть производная не только профессиональных качеств руководителя фирмы, но и полного внутреннего потенциала фирмы и внешних условий. Поэтому стратегия представляет собой большую систему - открытую, динамичную, вероятностного типа. Вместе с тем, для неё исключительно важна высокая степень детерминизма и прогнозируемости.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.