Виды стратегического управления. Концепция слабых сигналов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И.Ансофф выделяет следующие виды стратегического управления, используемые в зависимости от степени нестабильности внешней среды:

1) управление на основе экстраполяции тенденций (долгосрочное планирование), применяющееся в условиях сравнительно невысокой степени нестабильности; оценки 2,5- 3,0;

2) управление на основе предвидения изменений (стратегическое планировки, выбор стратегических позиций), применяющееся при средних значениях степени нестабильности; оценка 3,0-3,5;

3) ранжирование стратегических задач, управление по слабым сигналам и управление в условиях стратегических неожиданностей, применяющееся для условий существенной нестабильности внешней среды; оценка выше 3,5.

Управление по слабым сигналам. Концепция — это система взглядов на истоки и движущие силы развития того или иного процесса или явления.

Сигнал — это прямая или косвенная информация, несущая сведе­ния об опасностях или возможностях непосредственно для данной фирмы или для перспективных возможностей ее развития.

Слабые сигналы — это такие сигналы, которые в их количествен­ном выражении соизмеримы или меньше прочих сигналов и помех, поступающих на вход данной системы.

Сила сигналов может выражаться в значениях амплитуды (раз­маха сигнала) или в битах (двоичных единицах информации). Теория слабых сигналов играет особую роль в стратегическом управлении фирмой.

Чем слабее сигнал, уловленный и идентифицированный фир­мой, тем раньше фирма фиксирует опасности и шансы из внешней или внутренней среды, тем больше у нее временной ресурс для принятия и реализации упреждающих или нейтрализующих решений.

В соответствии с идеологией стратегического управления организация должна стремиться предвидеть воздействия на нее со стороны внешней среды и пытаться заранее на них реагировать (минимизируя возможный ущерб или максимизируя возможную прибыль).

Те проблемы, которые уже четко проявились и понятны, в стратегическом управлении называются определенными по сильным сигналам, то есть достоверным фактическим данным.

Те проблемы, информация о которых не является относительно полной и/или достоверной называются проблемами, определяемыми по слабым сигналам. На эти перспективные проблемы организация должна реагировать активно, то есть еще до их наступления.

При выделении слабых сигналов следует учитывать, что на вход системы могут поступать:

- физические шумы (простейший пример — шорохи, трески в телефонной трубке);

- пассивные помехи (шумы мешающих радиостанций);

- активные помехи (кто-либо преднамеренно создает помехи);

- посторонние сигналы;

- ложные сигналы (сигнал ошибочного вызова или ошибочной информации);

сознательная дезинформация (лживая информация).

Для того чтобы пользоваться слабыми сигналами, необходима большая степень вероятности утверждения в том, что фирма имеет дело с теми сигналами, которые для нее несут значимую информацию о новых опасностях или новых возможностях.

Это могут быть сигналы в различных сферах внешней или внутренней среды (политическая нестабильность, нефтяные кризисы, возможности военного столкно­вения, новые эффективные факторы производства, конкуренция из­делий и т. д.).

Обнаружив сигнал, руководство фирмы должно выпол­нить следующую последовательность процедур:

1. Установить источник сигнала, в качестве которого могут вы­ступать:

- пресса;

- научно-техническая информация;

- сообщения официальных делегаций;

- дипломатическая переписка;

- конфиденциальная информация (добровольная, агентурная, платная).

2. Установить характер сигнала (постоянный, периодический, эпизодический).

3. Идентифицировать сигнал, т.е. выделить его по определен­ным критериям и по определенным методам.

4. Оценить информационную значимость сигнала (полнота, на­дежность, достоверность и т. д.).

5. Экспертным путем оценить возможности использования сиг­нала.

6. Довести информацию до руководства фирмы.

7. Обосновать стратегическое решение.

8. Реализовать и оценить эффективность стратегических реше­ний.

Работа со слабыми сигналами представляет для любой фирмы серьезные трудности и требует определенных издержек и высокой ква­лификации персонала. Однако если фирма игнорирует или недооце­нивает слабые сигналы, или угрозу, которая в них содержится, она может потерять намного больше.

Сильные сигналы свидетельствуют о том, что фирма уже упустила, время для разработки и контрмер и должна будет компенсировать уже не только предшествующую угрозу разработкой необходимых мероприятий, но покрыть финансовые убытки, связанные с прекращением производственной деятельности фирмы.

Если фирма переходит к вариантам управления (руководства) преимущественно на сигналах слабых или сильных, или же в режим чрезвычайного управления, то для такой организации управления увеличиваются периоды управления в режиме чрезвычайных ситуа­ций.

По мере возрастания силы сигнала, на который фирма осущест­вляет свою реакцию, возможность использования контрмер у фирмы неуклонно сокращается.

Так, если фирма реагирует на слабые сигна­лы, она может предусмотреть набор всех контрмер с нарастанием дей­ственности, включая:

а) снижение стратегической уязвимости;

б) повышение гибкости фирмы;

в) разработку планов и осуществление предварительных мер;

г) реализацию системы практических мероприятий.

Очевидные и кон­кретные проблемы, выявленные в результате наблюдения, на­зывают сильными сигналами. Другие проблемы, известные по ранним и неточным признакам, принято называть слабыми сиг­налами. Чем сильнее сигнал, тем меньшим временем распола­гает предприятие для ответной реакции. По сильному сигналу предприятие может действовать реши­тельно, например прекратить дальнейшее наращивание мощно­стей и переориентироваться на использование их по другому назначению. Ответная реакция на слабый сигнал может быть ра­стянута во времени и усиливаться по мере нарастания сигнала.

Порядок действий предприятия при слабых сигналах о воз­никновении проблем показан на рис. 3.5.

Рисунок 3.5 - Действия предприятия при слабых сигналах о возникновении проблем

 

Из схемы (см. рис. 3.5) видно, что при наличии неточных признаков опас­ности (уровень 1) необходимо постоянное наблюдение за внеш­ней средой и определение относительной силы сигнала.

Когда источники опасности или новой возможности становятся ясны­ми (уровень 2), принимаются меры к снижению внешней страте­гической уязвимости и повышению внутренней гибкости предпри­ятия (например, в случае угрозы снижения спроса из-за созда­ния товара-заменителя разрабатываются предварительные меры. Характер мер усиливается по нарастанию действенности сигнала по уходу на другой рынок, расширению ассортимента и т.д.).

Дальнейшее усиление сигнала (уровень 3) позволяет оценить масштабы опасности (например, спрос на продукцию в кратко­срочном периоде будет быстро уменьшаться) или уровень новых возможностей. Такой сигнал свидетельствует о необходимости приступать к разработке подготовительных сигналов, технико-экономическому обоснованию проектов или программ, выпол­нение которых позволит сократить время реализации прак­тических мероприятий.

Наконец, когда сущность проблемы раскрыта и пути ее решения установлены (уровень 4), разра­батываются планы практических мероприятий и начинается их осуществление.

Чтобы потенциал системы (ПС) давал информацию, должно быть налажено наблюдение, чувствительное к слабым сигналам. Кроме того, должно быть выработано положительное отношение к переменам, готовность к принятию рискованных решений, умение опираться не на прошлый опыт, а на новый, приобретаемый опыт.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 267.