Стратегическое управление — это, прежде всего, процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения. Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия — это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад, представлены в таблице 3.1.
С учетом отмеченных особенностей стратегическое управление — это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счете, позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Существует много подходов к определению сущности стратегического менеджмента. В связи с его сложностью и многоплановостью ни одно из них не является исчерпывающим. Целесообразно ознакомиться рядом определений, которые характеризуют его различные черты.
Рассмотрим основные подходы к определению сущности стратегического менеджмента по следующим направлениям:
Стратегический менеджмент определяют с позиций процессного подхода и различных процессов. В Оксфордском словаре бизнеса, стратегический менеджмент определяется в виде: « формулировка единого комплекса стратегических планов фирмой для достижения целей бизнеса» и ряда процессов, включающих простановку целей, выбор направлений развития, выбор моделей роста, выбор стратегии конкуренции, функциональную ответственность подразделений (…, с.75).
А.А.Томпсон и А.Дж.Стрикленд рассматривают стратегический менеджмент как процесс решения пяти основных задач (…, с.35):
- формирование стратегического видения будущего компании;
- постановка целей;
- разработка стратегий;
- реализация стратегия;
- оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей.
2. Стратегический менеджмент также определяют с позиций акцента на формулировку и реализацию стратегии. Одни из наиболее известных ученых в сфере стратегического менеджмента И.Ансофф определил стратегический менеджмент следующим образом: стратегический менеджмент состоит из формулировки стратегий, развития деловых способностей компании, управления внедрением стратегий и развитием способностей (…, с.414).
М.Портер видит основные задачи стратегического менеджмента в разработке и реализации стратеги выбора и поддержания выигрышных позиций в рыночной среде. Он также считает, что цель корпоративной стратегии – найти и занять позицию в отрасли, где компания будет лучше всего защищена от влияния этих (рыночных) сил, или сможет со своей стороны оказывать влияние на них (…, с.32) и , что некоторые виды конкурентного преимущества возникают за счет дифференциации и операционной эффективности. Но наиболее существенное преимущество можно получить, лишь заняв уникальную стратегическую позицию (.., с.45-47).
Р.Л.Дафт также акцентирует внимание на выработке стратегии: стратегический менеджмент – это набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижения поставленных целей. Предполагается, что данный процесс облегчит менеджерам поиск ответов на такие стратегические вопросы, как: «Где находится организация? Какие перемены и тенденции происходят в конкурентной среде? Как нам следует действовать, чтобы достичь целей? Посредством стратегического менеджмента руководство определяет направление движения организации, т.е. ее основополагающую стратегию» (…, с.240-241).
3. Стратегический менеджмент определяют на основе комплексного полхода, объединяющего различные аспекты управления развитием организации, включая формулировку стратегий, распределение ресурсов, другие процессы. Так, И.Ансофф указывает, что наиболее комплексный подход к проблеме обеспечивает стратегическое управление, которое получает распространение в настоящее время. Он включает две взаимозаменяющие системы: анализ и выбор стратегических позиций и управление в реальном масштабе времени системы (.., с.160).
О.С.Виханский определяет «управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей (…, 32).
М.Б.Шифрин определяет стратегический менеджмент как деятельность, направлнную на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала путем координации и распределения ресурсов (…, с.11).
Р.Мэтьюз, А.Агеев, З.Большаков предлагают определение стратегического менеджмента в виде метамодели основные переменные которой включают (…, с.17):1) базовые определения стратегии;2) онтологические факторы (создание стоимости, нововведения, этика);3) переменные деятельности;4) переменные решений;5) переменные внешней среды. Кроме этого, требуется рассмотреть природу конкуренции, семиотики, внешней и внутренней динамики, а также возможности практического моделирования.
В целом в определениях сущности стратегического менеджмента подчеркивается необходимость разработки и реализации стратегий на основе постановки стратегических целей, решения ряда задач распределения ресурсов и достижения конкурентоспособности.
Одной из главных ер современного стратегического менеджмента является научное обоснование стратегий, применение современных научных средств для управления развитием организации. С учетом наиболее важны аспектов и приоритетов Маленковым Ю.А.современный стратегический менеджмент фирмы определятся следующим образом: Стратегический менеджмент фирмы – это наука и практика разработки и реализации на основе системного подхода главных целей и направлений развития фирмы, стратегий и стратегических планов организации, обеспечивающих конкурентоспособность и устойчивость развития, экономическую эффективность, инновационное превосходство в долгосрочной перспективе.
Стратегический менеджмент направлен на достижение комплексных целей долгосрочного развития организаций на основе мотивации персонала, разработки и внедрения стратегических планов их реализации, систем управления стратегическим развитием и стратегического контроля, оптимизации использования ресурсов.
Функции стратегического управления. Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
1. Планирование стратегии.
2. Организация выполнения стратегических планов.
3. Координация действий по реализации стратегических задач.
4. Мотивация на достижение стратегических результатов.
5. Контроль процесса выполнения стратегии.
Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование.
Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов-условий функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия.
В прогнозировании традиционно используются три измерения:
- время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?),
- направление (каковы тенденции будущего''),
- величина (насколько существенны будут перемены?).
С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию.
Увязка стратегических целей предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой программы действий и составления бюджета.
Бюджетирование включает стоимостную оценку программы и распределение ресурсов.
Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.
Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.
Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов.
Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.
Принципы стратегического управления. Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления:
1. Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации
2. Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации. В противоположность свободной импровизации и интуиции стратегическое управление призвано обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных проблем.
3. Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Реализация данного принципа предполагает оценку соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы.
4. Единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов коммерческих организаций достигается посредством консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов, увязки покупателей всех разработанных программ.
5. Создание необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления.
Концепция современного стратегического менеджмента включает в себя следующие принципы, обеспечивающие системность разработки стратегий и стратегических планов:
1) стратегический менеджмент является системообразующим ядром всей системы управления фирмой, определяет и регулирует развитие всех видов управления и видов ее деятельности;
2) в основе системы стратегического менеджмента находится человеческий фактор, знания, опыт, внутренние ценности, мотивация разработчиков стратегий и персонала фирм, который внедряет стратегии;
3) внутренние мотивы и внутренние ценности разработчиков стратегии определяющим образом влияют на ее формирование, качество и возможность успешной реализации;
4) для различных конфигураций внешней и внутренней среды фирмы необходимо разрабатывать различные стратегии. Поэтому фирма должна разрабатывать несколько базовых стратегий, с учетом возможных стратегических сценариев развития и способы переключения с одной стратегии на другую при наступлении изменений;
5) изучение внутренней и внешней среды необходимо производить совместно на базе синтеза, а не раздельного анализа, нарушающего единство связей фирмы с окружающей средой;
6) стратегический менеджмент имеет многоцелевой характер, что необходимо учитывать в разработке комплекса целей. Необходимо учитывать как рыночные цели фирмы, так и цели развития персонала, роста человеческого капитала, увеличения потенциала фирмы, синергию в управлении;
7) процесс стратегического менеджмента должен быт организован на основе системной модели, учитывающей: последовательность этапов и взаимосвязи между ними; факторы, оказывающие влияние; необходимость разработки систем управления и контроля внедрения стратегии;
8) стратегический менеджмент должен препятствовать возникновению бюрократии в управлении, так как она ведет к деградации управления человеческого капитала, снижению потенциала фирмы и потере ею конкурентоспособности;
9) различные виды стратегического менеджмента требуют разработки специфических критериев, комплексов целей и методов управления. Однако общие принципы разработки стратегии, сценариев развития, комплексов целей, стратегических планов, оценки эффективности стратегий, управления их внедрением могут быть применены во всех сферах стратегического менеджмента;
10) эффективный стратегический менеджмент основан на образовании в системах управления интеллектуального ядра на базе сети команд, объединяющего руководителей, наиболее квалифицированных и талантливых менеджеров и специалистов, способных решать стратегические проблемы и определять оптимальный вариант развития фирмы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.