На данном этапе студенты-практиканты осуществляют те виды и функции профессиональной и общественной деятельности логопеда, которые предусмотрены программой учебной практики в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В основном содержании этапа условно можно выделить два ведущих аспекта работы.
Первое направление деятельности студентов – участие в диагностико-прогностической деятельности логопеда. Степень самостоятельности в приобретении указанных умений увеличивается постепенно:
· первоначально, студенты изучают специфику обследования учащихся;
· вслед за этим на основе проводят обследование самостоятельно и на основе анализа, обобщения и интерпретации результатов студенты устанавливают эффективные пути и условия диагностики детей имеющих нарушения речи;
Второе направление деятельности студентов – активное участие во всех видах деятельности логопеда:
· тщательного изучения документации логопеда (речевых карт (протоколов) детей, перспективных и текущих планов логопедических занятий, индивидуальных тетрадей детей и т.д.);
· посещения занятий логопеда с обсуждением содержания, целей, методов, средств и приемов логопедического воздействия,
· присутствия на консультациях для родителей детей (по возможности);
· посещения мероприятий по пропаганде логопедических знаний;
· проведение тренировочных и одного открытого занятия по коррекции звукопроизношения.
Одним из важнейших в деятельности студентов является реализация воспитательного аспекта логопедического воздействия. В современных условиях образовательной системы к воспитанию предъявляются определенные требования:
· необходимость реализации принципов антропоцентрического подхода – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью,
· единство воспитания, обучения-развития и коррекционно-компенсирующего процесса,
· природосообразность воспитания – учет не только индивидуально-личностных качеств ребенка, но и половозрастных различий,
· культуросообразность и национальное своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные традиции своего народа, его культуру, привычки и культуру других народов),
· гуманизация межличностных отношений,
· дифференциация и индивидуализация воспитания,
· учет положений средового подхода – использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в развитии учащегося.
В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических мероприятий практиканты ведут работу по пропаганде общепедагогических и логопедических знаний среди педагогического коллектива и родителей детей: пополняют материалы логопедического стенда.
Этап I II . Заключительный
Основной целью заключительного этапа учебной практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практиковавшихся студентов. На этом этапе осуществляется окончательное оформление документации учебной практики и составляется отчет, проходит заключительная конференция по результатам практики.
В результате прохождения учебной (логопедической) практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования
знать:
· знать основную документацию, регламентирующую деятельность логопеда в образовательном учреждении;
· знать формы и приемами логопедической диагностики детей дошкольного возраста;
· анализировать результаты проведенного логопедического обследования, знать, как оформить полученные данные в протоколе логопедического обследования;
уметь:
· уметь реализовать все виды работ, предусмотренные содержанием
практики;
· овладеть способами рационального ведения документации, предусмотренной требованиями к осуществлению работы в логопедической группе ДОУ;
· уметь адекватно осуществить взаимодействие с родителями;
· осуществлять реализацию программы учебной практики в тесном контакте с медико-психолого-педагогическим коллективом ДОО.
Владеть навыками:
· осуществления анализа перспективного планирования комплексной деятельности логопеда и уметь структурировать результаты анализа в соответствии с направлениями работы;
· обоснованно оценивать степень эффективности использованных форм воздействия, методов и приемов работы с детьми с нарушениями речи и их родителями;
· осуществления анализа степени рациональности отобранных для логопедического воздействия наглядных и технических средств;
· планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов к лицам с нарушениями речи.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.