Такое сложное явление, как культура, исследуется широким комплексом методологических подходов, методов и методик. Выбор методов, или методологических подходов познания культуры определяется в первую очередь целями, которые стоят перед исследователями, т.е. тем, на какие вопросы они ищут ответы. Этот выбор не в меньшей степени зависит от того, как исследователи представляют себе природу культуры.
Системный подход – рассматривает культуру как одну из самых сложных систем, своего рода сверхсистему, элементами которой являются подсистемы – отдельные культурные сферы. Каждая из них может рассматриваться как относительно самостоятельная система. Подсистемы в свою очередь могут представлять собой системы более специального типа. Системный подход характеризует культуру с точки зрения ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов.
Целостный подход – Наряду с системным подходом изучение культуры ведется на основе ее понимания как особого рода целостности. При целостном подходе соблюдается приоритет целого. Целое – это не простая сумма элементов. В культуре часть вне целого теряет свои качества. У разных типов культур могут быть одни и те же подсистемы и элементы (религия искусство, обычаи, обряды и т.п.), но их содержание, взаимодействие и взаимозависимость абсолютно уникальны, поэтому при рассечении культурной целостности на составные части может уйти «дух культуры», нечто трудно определимое, но реально существующее в культуре.
Системный и целостный подход взаимно дополняют друг друга.
Синергетический подход – относится к категории новейших методов исследования динамики сложнейших систем. Синергетика изучает динамичные сложные самоорганизующиеся системы, отслеживая процессы потери ими определенного порядка, качества, организации и превращения их в деструктивное неупорядоченное состояние – хаос, в котором постепенно проступают контуры новых систем с качественно иным способом организации элементов. Так происходит, например, переход от одних типов культуры к другим. – Пример такого перехода: Культурная катастрофа Римской империи и формирование на ее обломках культуры варварской Европы, в которой как в плавильном котле соединились элементы культуры античного мира, культуры «старых варваров», когда-то включенных в римскую империю (например, кельтов), и «новых варваров», разрушивших Рим.
Диахронический подход к анализу культуры – Исследовательский подход, главным требованием которого является изложение фактов, явлений, событий культуры в хронологической последовательности. Его цель – изучение смены состояний культуры во времени. В середине Х1Х столетия в науке и философии стал утверждаться историзм, который отразил понимание духовной и общественной жизни и культуры как явлений, находящихся в процессе исторических изменений, возникновения и исчезновения. Подход, учитывающий изменения во времени получил название диахронический (от греч. dia – сквозь + hronos – время). Он предполагает исследование культуры «сквозь время». На место абстрактного рассмотрения культуры в качестве универсальной и неизменной формы человеческого бытия пришло понимание ее как закономерного процесса перехода от относительно простых форм первобытной культуры к все более ее типам, которые одновременно представляются ступенями совершенствования общечеловеческой культуры.
Семиотический метод – постижение культурных явлений через исследование знаковых систем, символов, кодов культуры.
Герменевтический метод – исследование явлений культуры через интерпретацию и дешифровку текстов культуры.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ:
Эволюционные представления о динамике культуры – Одно из крупнейших и старейших направлений в исследованиях культуры, которое долгое время во многих странах было ведущим, а сегодня имеет множество сторонников и последователей. Основные представители: в Англии – Э.Б.Тайлор, Г.Спенсер, Д.Д.Фрезер; в Германии А.Бастиан, Ю.Липпорт; во Франции – Ш.Латурно; в США – Л.Г.Морган, Ю.Стюарт, Л.Уайт, Дж. Мэрдок.
В основе эволюционизма лежит понимание динамики общественной и культурной жизни как эволюционного процесса, выражающегося в непрерывных, постепенных изменениях, количественных увеличениях или уменьшениях, характерных для всех народов на пути от жизни дикой через варварскую стадию к цивилизованной.
Хотя еще в ХУ111 в. Дж. Вико и другие авторы предлагали трехступенчатую схему эволюции культуры: дикость – варварство – цивилизация, основоположниками эволюционной школы принято считать ученых Х1Х столетия: Э.Б.Тайлора (1832 – 1871), Л.Г.Моргана (1818 – 1881), Г.Спенсера (1820 – 1903). Согласно эволюционистам Х1Х века в культуре действуют законы эволюции, аналогичные действующим в природе, где разворачивается межвидовая борьба за существование. Эволюция в культуре выражена в вытеснении старого новым и наслоением одного элемента на другой. Все культуры проходят одни и те же линейные серии эволюционных ступеней – однолинейной эволюции.
В ХХ в. классический эволюционизм сменил неоэволюционизм, который сделал выводы о многолинейной эволюции: Ю.Стюард (1902 -1972), Дж. Мердок (1897 – 1985), Л.Уайт (1900 – 1975).
Циклическая концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского – Свою концепцию российский ученый впервые изложил в работе «Россия и Европа» (1866). Результатом деятельности того или иного народа является создание своеобразного, обособленного, локального культурно-исторического типа, проходящего в своем развитии цикл жизни около 1200 лет (пока не исчерпается «жизненная сила» этноса). Каждый из них является целостной совокупностью характерных элементов жизни этноса, проявляющийся в религиозном, социально-экономическом, политическом и иных отношениях. Великие перспективы предсказал Н.Я.Данилевский для формирующегося русского типа.
Энергетическая концепция культуры Л.Уайта. – Л.Уайт – американский культуролог и антрополог (1900 – 1975) подразделял культуру как сложную систему на четыре подсистемы: главная – технологическая (орудия производства, средства существования, средства защиты и нападения, материалы для постройки жилищ и т.п.) и три производные от нее – социальная, идеологическая и поведенческая.
Он доказывал, что универсальной мерой культурной эволюции является энергия, от которой зависит технологическая культура и уровень комфорта жизни человеческого общества. Автор концепции акцентировал внимание на неуклонном нарастании эффективности используемых человеком видов энергии, начиная с мускульной силы самого человека и прирученных животных и энергии огня. Он отмечал огромную роль топливной революции ХУ11-Х1Х вв. (получение электроэнергии на основе природных ресурсов: угля, нефти, газа) и прогнозировал, что человек не остановится на создании качественно нового вида энергии – атомной, и тем самым сделает свою гибель неминуемой. Уход человечества явится не первым случаем исчезновения вида в эволюции природы.
Диффузионизм (от греч. diffusion – разлитие, просачивание) – культурологическая школа, долгие годы выступавшая альтернативой эволюционизму, возникла в середине Х1Х веке. Если эволюционисты и представители других культурологических школ рассматривали динамику культуры сквозь время (вертикальный вектор), то диффузионисты исследовали культурную динамику через пространственное распространение культур (горизонтальный вектор). Основными представителями школы были: во Франции – Г.Тард (1843 – 1904), в США – Ф.Боас (1858 – 1842), в Германии – Ф.Гребнер (1877 – 1934), в России – Л.Мечников.
Согласно диффузионизму, в основе культурного развития лежат процессы заимствования и распространения культуры из одних центров культуры в другие. Такой подход позволил обратиться к изучению взаимодействия между культурами, раскрыть механизм освоения достижений других народов, дающий возможность обществу не проходить «положенные» стадии развития (как в эволюционизме). Среди наиболее значимых средств распространения культуры в диффузионизме признавались завоевание, торговля, колонизация, миграция, добровольное подражание, а также внутрисистемные факторы развития.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ:
Морфология культуры (от греч. morphe – форма + logos – учение) – изучение типичных форм и структур культуры, выявляются источники и факторы развития культур.
Семиотика (от греч. semeiotike – учение о знаках) – наука о знаках и знаковых системах (языках культуры), изучающая различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков и знаковых систем.
Знак – знак – материальный объект (артефакт), выступающий в процессе коммуникации аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка информации о человеке и мире в культурных текстах.
Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.
Конвенциональные знаки – искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.
Языки культуры – система знаков, посредством которых в рамках культуры кодируется, сохраняется и передается информация. Язык служит средством общения, мышления, развития культуры; он способен выразить всю совокупность знаний, верований и представлений человека о мире и о себе самом.
Языки культуры делятся на вербальные – словесные и невербальные - несловесные (язык изобразительных искусств, язык формул и т.п.). Выделяются также языки естественные (например, возникшие в ходе эволюции речи) и искусственные.
Пиктограмма, идеограмма, алфавит – три исторические ступени формирования письменности, в которых прослеживается логика возникновения одного из символических языков культуры – от рисунка к абстрактному изображению смысла высказывания и далее к ограниченному универсальному набору символических знаков, способных передать любой объем информации.
Прасимвол . Архетип (от греч. arche –начало + typos – образ) – изначальная первичная форма, прообраз, образец, запечатленный в душе человека. В психоаналитической концепции К.Юнга понятие архетипа соотносится с бессознательной деятельностью людей. Согласно Юнгу, архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества. Они скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества и являются совокупностью врожденных форм человеческого воображения. Архетипы проявляются в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом художественного творчества.
Символ в науке, искусстве, религии (от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – неразвернутый знак, обобщение; такой образ, который является представителем других (весьма разнообразных) образов, содержаний, отношений. В своей основе символ всегда имеет переносное значение. Он – всегда конкретный, доступный нашему воображению образ, означающий нечто само по себе нашему воображению недоступное (например, сова – символ мудрости, голубь – символ мира). Язык символов свойственен как научному (например, символы физических или химических свойств предметов), так и религиозному и художественному мышлению.
Символ в науке – это определенного рода абстракция, логическое обобщение, характеризующееся строгостью значений. Символы требуют расшифровки. Символы одной культуры могут быть непонятными для представителя другой культуры. Например, символика христианской иконописи будет непонятна буддисту или атеисту, далекому от символики иконописи.
Одна из наиболее символичных сфер культуры – религия. Символ в ней играет определяющую роль. Все священные писания, сакральные тексты написаны особым символическим языком. Евангельские притчи и суры Корана не следует воспринимать буквально, их основной смысл и содержание «читаются между строк». В сакральных текстах заложены глубокие и целостные метафизические познания, закодированные с помощью символов.
Код культуры (от франц. сode) – совокупность знаков, символов, смыслов (в их комбинации), которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.
Текст (от лат. tekstum – ткань, сплетение) – смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; последовательность символов, образующих сообщение. Функция текста – сохранение и передача социально значимого содержания.
Подтекст – «второй», «теневой» смысл сообщения, заключенный в тексте.
Контекст (от лат. contextus – соединение, согласование, связь) – общий смысл, социально-исторические и культурные условия, дающие возможность уточнить смысловое значение результатов творческой деятельности человека.
Герменевтика (от греч. hermeneutike techne – истолковательное искусство) – традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних, например, Библии и др.), искусство объяснения и перевода.
Культурные ценности и нормы: витальные, материальные, нравственные, идеологические, религиозные; образцы, каноны, правила, стандарты, стили, мода.
Традиция (от лат. traditio – передача, повествование) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.п., обнаруживаемые в элементах социально-культурного наследия. Культурные традиции осуществляют связь времен.
Обычай – общепринятый, традиционный порядок; правила поведения, воспроизводящиеся и сохраняющиеся в культуре общественных отношений; форма социальной регуляции деятельности, которая является унаследованной из прошлого и привычной для людей. В обычае всегда осуществляется неуклонное следование образцам прошлого. Обычай выполняют функции передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, сплачивания людей.
Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – сложившиеся в процессе исторического развития формы символического поведения людей, строго установленного порядка обрядовых действий. В ходе длительного процесса ритуализации определенные модели поведения превращались в независимые символы, которые становились общепринятыми.
Этос (от греч. ethos –обычай, нрав, характер) – обобщеннная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения. Согласно А.Креберу, этос является общим качеством культуры, пронизывающим ее подобно запаху. Этос представляет собой систему идеалов и ценностей, доминирующих в культуре, стремящуюся контролировать поведение ее носителей.
Менталитет (от лат. mentalis – умственный, духовный) – мирощущение, мировосприятие; склад ума. Умственный настрой, образ, способ мышления личности или общественной группы; глубокий психологический уровень коллективного и индивидуального сознания. Менталитет – это совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, которая формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека. Менталитет объединяет ценностные формы сознания (мораль, религия, философия и т.п.) и подсознательные психологические состояния.
Культурная среда: предметно-пространственная среда, среда жизнедеятельности, социальная среда.
Субъекты культуры: личность, семья, социально-функциональные группы и коллективы, касты, классы, сословия, сообщества, этносы, нации, человечество.
Социальные институты культуры: культурная политика, учреждения культуры и досуга, учреждения образования, творческие организации, учреждения охраны и накопления информации, средства массовой коммуникации.
Культурные процессы: генезис, формирование, функционирование, распространение, сохранение, изменение.
Генезис (от греч. genesis – происхождение) – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.
Культурные технологии: социализация, инкультурация, аккультурация, культурная ассимиляция, воспитание, образование, художественное творчество, физическое развитие.
Социализация (от лат. socialis – общественный) – процесс усвоения индивидом определенных систем норм, знаний, навыков, правил жизни, которые позволяют ему стать членом общества, жить в нем, быть полноправным его членом, правильно действовать и взаимодействовать со своим культурным окружением.
Инкультурация – вхождение в культуру: процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерных для культуры, к которой он принадлежит.
Аккультурация (англ. acculturation; от лат. ab + cultura – образование, развитие) – процесс взаимовлияния, как правило, различных по уровню развития культур. Выражается в том, что менее развитая культура полностью или частично воспринимает другую, более развитую культуру. Термин возник в 30-х гг. ХХ в столетия в США и используется при рассмотрении многообразия процессов ассимиляции и этнической консолидации.
Ассимиляция культурная (от лат. assimilatio – уподобление, сходство) – механическое усвоение новых ценностей, поглощение (полное или частичное) одной культурой другой (как правило, более слабая растворяется в более сильной). Процессу культурной ассимиляции способствуют завоевания, порабощения, целенаправленная культурная политика, смешанные браки и т.п. Полная культурная ассимиляция заканчивается утратой языка и гибелью более слабой культуры.
Транскультурация (от лат. trans – сквозь, через) – процесс и результат добровольного или насильственного географического перемещения некоего сформировавшегося типа культуры в отдаленные районы обитания, где либо полностью отсутствует инокультурная среда, либо последняя не в состоянии оказать должного сопротивления и влияния на «пришлую» культуру. Примеры транскультурации: перенесение культуры Старого Света в Северную Америку, заселение европейцами Австралии и подавление или вытеснение ими культуры аборигенов; освоение русскими Сибири и Севера.
Транскультурация не всегда проходит безболезненно для вовлеченных в нее: следствием «пересадки» культуры может быть не только ее расцвет на иной почве, но и гибель (или деградация), а также – как результата приспособления к новым обстоятельствам и новой среде – изменение до неузнаваемости.
Прогресс (от лат. progessus – движение вперед) – поступательное движение вперед. Понятие использовалось эволюционистами и под ним понималось поступательное движение социокультурной системы в сторону усложнения, перехода к более адаптированному состоянию и совершенной форме.
Регресс (от лат. regressus – обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Регресс содержит также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.
ГЕНЕЗИС КУЛЬТУРЫ:
Этнография (от греч. ethnos – народ + graph –описание) – наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений народов.
Антропогенный (от лат. antropos – человек + греч. genes – рождающий, рожденный) – то, что сделано людьми, искусственное.
Креационистский подход к происхождению культуры (от англ. kreation – акт творения) – подход в понимании происхождения культуры, в основе которого лежит представление о божественном или ином сверхъестественном творении, что свойственно теологическому взгляду на культуру.
Антропо-социо-культурогенез – комплексный, взаимосвязанный и взаимозависимый процесс возникновения человека, общества и культуры на стадии первобытности.
Культ (от лат. cultus –уход, почитание) – совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Зарождается на стадии первобытности и получает многостороннее развитие в традиционной культуре. Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Центр отправления культа – храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и т.п.) Кроме того, культ – это преклонение перед кем-то или перед чем-либо; почитание кого-либо или чего-либо.
Табу (из языка полинезийцев) – у первобытных народов религиозный запрет, налагаемый на какой-то предмет, действие, слово и т.п. Нарушение табу, якобы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил. Табу отличается от запрета тем, что они ничем не мотивируется и ничем не обосновывается.
Анимизм (от лат. anima – душа) – одна из форм первобытных верований. Вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, животных, растений. Термин введен в научный оборот Э.Тайлором в работе «Первобытная культура», который считал анимизм древнейшей основой религии. Анимизм сохранился до наших дней.
Тотемизм (от англ. totem – из языка индейцев, означающее «его род») – древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается не божеством, а родичем, предком и другом. Тотемизм связан с системой запретов (табу) убивать и поедать тотемическое животное.
Фетишизм (от франц. fetiche – амулет, волшебство) – первобытное верование. Фетиш – неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения. С помощью фетиша человек, якобы, может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В переносном смысле фетиш – предмет поклонения.
Магия (от греч. mageia – волшебство, колдовство) – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия – одна из форм первобытных религиозных верований, сохранившаяся до наших дней и являющаяся составным элементом всех современных религий. Она выражается в ряде символических действий, ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Обычно выделяют «белую», «черную» и хозяйственную магии. Первые две магии ориентированы, соответственно, на «добро» (снятие порчи, приворот, лечение и. т.п.) и «зло» (нанесение порчи, увечий и т.п.); а хозяйственная магия нацелена на успехи в хозяйственной деятельности (вызывание дождя в засуху, обильного урожая, удачное завершение работы и т.п.).
Политеизм (от греч. poli –много + theos –Бог) – многобожие, вера во многих богов (например, язычество).
Язычество – наиболее древние формы религии, основанные на многобожии.
Миф (от греч. myfhos – предание, сказание) – архаическое повествование о деяниях богов и героев, об управляющих миром богах и духах. Миф – это попытка человека объяснить самому себе всю структуру, смысл того мироздания, частью которого он является, в котором живет. Миф – чувственное представление о мире, где человек не противопоставляет себя природе. Мифологемное сознание свойственно человеку на протяжении всей истории, а не только на ранних ее стадиях. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.
Мифология – способ понимания и объяснения мироздания, общества на ранних стадиях развития человечества. В мифологии «кодировались», закреплялись нормы и правила политической, социальной и производственной деятельности человека.
Неолитическая революция – Концепция, предложенная английским ученым Чайльдом в 20-х годах ХХ в. – В эпоху неолита (новокаменного века) был совершен переход от присваивающего хозяйства к производящему. В результате дальнейшее развитие человечества пошло тремя путями: 1) переход к земледелию в наиболее благоприятных для этого природно-климатических условиях; 2) в степных зонах и полупустынях произошел переход к скотоводству; и, наконец, в ряде районов Земли сохранилась старая форма - присваивающего хозяйства. Первый путь обеспечил самые высокие темпы развития - именно в земледельческих районах возникли ранние цивилизации Бронзового века в поймах великих рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР:
Типология культур (от греч. typos – форма, образец + logos –знание, учение) метод научного анализа, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культур по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основаниям.
Классификация культурно-исторических типов как метод исследования культур – была разработана в концепциях Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. В современной культурологии существуют и другие типологии культур, в основе которых не сравнительно-исторический подход, а другие характеристики:
Традиционная культура – нединамичная культура, характерной особенностью которой является то, что изменения, происходящие в ней, идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием носителей этой культуры. Традиционная культура передается из поколения в поколение посредством бесписьменной и невербальной коммуникации.
Этническая культура (культура этноса) – культура людей, связанных между собой общностью происхождения и территории, т.е. «единством крови и почвы». Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей: племя, народ, нация. Этнические явления и процессы в социальной жизни наиболее консервативны. Культурная общность этносов обусловливает единство их психического склада (принцип «мы – они»). Обязательные условия возникновения этноса – общность территории и языка.
Характерные черты этноса: самосознание, территориальная целостность, расовые признаки, культурные особенности (орудия труда, жилище, одежда, пища, язык, народное искусство). Каждый этнос образует определенную культурную целостность, предполагающую включение в этническое самосознание представлений об общности происхождения всех членов этноса, т.е. совместную историческую практику предков.
Народная культура – непрофессиональная, анонимная, коллективная культура. Включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.
Специфические и «срединные» культуры – первые имеют ярко выраженную национальную специфику даже в современном глобализирующемся мире, пример – японская культура; вторые – «срединные» культуры возникли на стыке культур и цивилизаций – ярчайший пример – культура России, которую многие именуют «евроазийской».
Локальные культуры – замкнутые, самодостаточные, не поддерживающие диалога с другими культурами. В современном мире это явление находится на грани исчезновения.
Региональные культуры – объект исследования региональной культурологии – культуры, объединенные не политическими системами, а общностью географических, климатических, исторических условий. Примеры: культуры Баренц-региона, культуры Дальнего Востока, Балтийского региона и т.п.
Субкультура (от лат. sub – под) – «суб» – первая составная часть сложных слов в русском языке означает: 1) расположенный внизу, под чем-то или около чего-то; 2) подчиненный; 3) неосновной, неглавный. Так, говоря о субкультуре, мы имеем дело с подчиненной, неглавной культурой. Субкультура – это «частичная» культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.
Контркультура (от греч. сontra – против) – направление развития современной культуры, противостоящее традиционной «официальной» культуре; форма протеста против культуры «отцов», получившая распространение среди части американской молодежи в 1960-х начале 1970-х гг. Знаменует собой открытый отказ от социальных ценностей, моральных норм и нравственных идеалов потребительского общества, стандартов и стереотипов массовой культуры, образа жизни, в основе которого лежит установка на респектабельность, социальный престиж, материальное благополучие.
Термин «контркультура» создал Теодор Рожак во время студенческой революции 1960-х гг. в США. Лозунг «Создание контркультуры» предполагал три основных момента: 1) воспитание нового типа личности с новыми формами сознания и действий; 2) формирование новых отношений между людьми; 3) формирование и принятие новых ценностей, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев. Одним из способов создания и отработки положений контркультуры было коммунитарное движение (создание коммун). Составными элементами контркультуры стали наркокультура и сексуальная революция.
Конткультура объединяла концепции, представлявшие эклектическую смесь из различных положений экзистенциализма, фрейдизма, вульгаризованного марксизма, руссоизма, анархизма, цинизма, восточной философии и религии.
Молодежная субкультура – совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. В этом случае от удовлетворения досугом зависит удовлетворение жизнью в целом. Молодежная субкультура выступает как альтернативная существующему образу жизни и культуре. Она характеризуется попытками сформировать собственное мировоззрение, собственные манеры поведения, стиль одежды и причесок, сленг, формы проведения досуга. В рыночных условиях на обслуживание новейших тенденций молодежной субкультуры ориентирована значительная часть легкой промышленности и сферы досуга.
Элитарная культура – это понятие возникло в конце Х1Х века в условиях нарастающей демократизации в обществе и культуре. Это ориентированная, по мысли ее создателей, на восприятие элитой как лучшей частью общества, обладающей особой художественной восприимчивостью, форма культуры, включающая изящные искусства, литературу, музыку и предназначена для высших слоев общества.
Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок) – явление, зародившееся в Х1Х в. и получившее широкое распространение в ХХ в. в результате научно-технической революции, урбанизации, разрушения локальных общностей и размывания территориальных и социальных границ, развития систем массовой информации и коммуникации, создания массовой аудитории потребителей культурной продукции. Массовая культура, неглубокая, стандартная, является культурой повседневной жизни и проявляется в нивелировке творческой индивидуальности, в тиражировании и доступности культурных ценностей. Она рассчитана на «среднего» человека и формируется под воздействием массового спроса.
Авторство термина принадлежит М. Хоркхаймеру – одному из лидеров Франкфуртской школы. Термин он применил впервые в 1941 году, когда эмигрировав в США, встретился с комплексом массовой культуры самой капиталистической страны мира.
Событийная и повседневная культура – эти полярные категории в науке о культуре возникли в первой половине Х1Х века. В Германии, а затем и других странах, включая Россию, возникла так называемой «новая историческая наука», представители которой предлагали исследовать наряду с «событийной» историей культуры (деяния великих художников, философов, правителей, грандиозные события истории и культуры) исследовать повседневную культуру обычных людей, которая до этого времени мало интересовала науку. В результате такого умственного переворота бытовая, повседневная, а также народная, непрофессиональная культура стала одним из актуальнейших направлений культурологических исследований.
Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии 6-5 вв. до н.э. Основателем считается индийский принц Сидхартха Гаутама Шакьямуни (623-544 гг. до н.э.), впоследствии прозванный Буддой, т.е. «Просветленный» (познавший истину). Распространился в Центральной и Юго-Восточной Азии.
Согласно буддизму, все в мире преходяще, непостоянно, а потому полно скорби и неудовлетворенности. Каждое отдельное существо представляет собой комбинацию действующих жизненных сил, которые в соответствии с вечными законами возникают, взаимодействуют и исчезают.
Буддизм антропоцентричен: согласно его учению человек – самое совершенное существо. Только он может достичь высшего состояния нирваны, т.е. достигнуть высшего духовного развития. Вместе с нирваной человек достигает бессмертия, прекращения вечного круговорота страданий (сансара). В центре буддизма учение о четырех благородных истинах: существует страдание, его причина, состояние освобождения от страданий и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, человека и мира природы, нет бога как творца и высшего существа.
Христианство (от греч. christos – «помазанник», «мессия») – вторая по времени возникновения мировая религия. Названа по имени предполагаемого основателя Иисуса Христа. Христианство возникло в начале 1 в. в Палестине и в 1У веке превратилось в государственную религию Римской империи. Христианство вырастает из иудаизма, одновременно развивая и отрицая его.
Принципиальным отличием христианства от иудаизма стало то, что в основе последнего была идея исключительности еврейского народа и следования евреев всему, что заповедует Бог евреев. Христианство же опиралось на идею Вселенского братства всех верующих перед единым Богом, согласно которой все люди – братья в вере единому Богу, который любит всех и все должны любить его и всех, кто его любит.
Христианская религия не является единой. Она распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых – католицизм, православие и протестантизм. В основу христианства легла вера в искупительную миссию Христа, который через распятие искупает человеческие грехи. Но греховность людей приведет в «конце света» ко «второму пришествию» Христа, который вступит в смертельную схватку с Антихристом, победит его и устроит «Страшный суд». В итоге праведники всех христианских времен получат вечное райское существование, а грешники попадут в ад на вечные муки.
Ислам, мусульманство (арабск.) – третья, по времени возникновения, мировая религия, возникшая в У11 в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим посланием пророком. Основу учения ислама составляет строгий монотеизм (единобожие – вера в Аллаха). Согласно исламу Аллах един, всемогущ, он создатель вселенной; Коран – вечная, несотворенная священная книга; надо верить в воскрешение мертвых и в конец света, соблюдать молитвы, пост и другие обряды. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо; не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства.
Зороастризм – религия, получившая название по имени пророка Зороастра (в Иране – Заратуштра). Была широко распространена в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Афганистане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока. Приверженцев зороастризма сейчас можно найти на Востоке, к примеру, в Иране, Индии. Основными принципами зороастризма являются: противопоставление двух начал – добра и зла, света и тьмы; вера в победу добра. Главную роль в ритуале играет огонь.
КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:
Андеграунд (от англ. under – под + ground – земля, подземка, подполье) – подпольное, нелегальное (неодобряемое или преследуемое официальными властями) движение в искусстве, представляющее собой неортодоксальное, неангажированное направление, например, рок-музыка андерграунда. Термин впервые стал использоваться в американской кинематографии 1940-х гг. для обозначения некоммерческих фильмов, создаваемых для домашнего просмотра начинающими режиссерами на собственные деньги на узкоформатной пленке.
Глобальные проблемы – современные проблемы цивилизации, от решения которых зависит выживание человечества в целом (например, предотвращение атомной войны, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах, прекращение катастрофического загрязнения окружающей среды, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции и др.). Впервые сформулированы и проанализированы в рамках деятельности Римского клуба.
Граффити (от итал. graffito – нацарапанный) – 1) Древние надписи преимущественно бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и проч. 2) Современное уличное искусство. Зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп культуры. Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли. Идеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков были поезда подземки.
Граффити имеет множество направлений и течений: от считающихся уже немодными «надувных» букв мастеров «старой» школы до изощренного, требующего немалого мастерства и сноровки «свободного стиля», в котором причудливые письмена сплетаются по прихоти автора в сложные узоры. При этом каждый автор обладает собственной индивидуальной манерой.
В Россию (тогда в Советский Союз) граффити пришло в 1985 г. вместе с модой на брейк-данс. Наши граффити начинали с оформления декораций фестивалей брейк-данса, затем стали разрисовывать в городах. Сейчас в России это явление является поливозрастным: граффити занимаются и тинейджеры, и те, кому далеко за тридцать.
Дегуманизация (от лат. de – приставка, обозначающая отделение, удаление, + humanus – человечный) – утрата обществом духовных и нравственных ценностей, отказ, от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании и уважении к личности, индивидуальным качествам человека.
Инновации (от лат. innovatio – обновление, innovare – обновлять) – появление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в рамках данной культуры: модернизация; реформа. Инновация может быть результатом внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования.
Кич, китч (от нем. kitsch – безвкусица) – дешевая картина, литературная подделка, безвкусный фильм. Специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект деталями. Термин возник в начале ХХ в. в кругах мюнхенских художников.
Маргинальность культурная (от позднелат. marginalis – находящийся на краю; прилагательное, берущее начало от magro – край, граница) – понятие, указывающее на промежуточность, неадаптивность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, а соответственно и типами культуры. Культурная маргинальность возникает в результате изменения нормативно-ценностных систем под воздействием межкультурных контактов, социальных сдвигов и технологических факторов. Маргинальная личность возникает тогда, когда человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему социальные роли, образ жизни, культурные ценности.
Мода (от лат. modus – мера, способ, правила) – смена культурных образцов; непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни и культуры. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений.
Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – полное отрицание всех общепризнанных культурных идеалов, ценностей, моральных норм. Ф. Ницше в термин «нигилизм» вкладывал следующий смысл: нет ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Наибольшее распространение нигилизм получает в кризисные эпохи развития общества.
Нонконформизм (от лат. non – не + conformism – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка) – инакомыслие, несогласие с установившейся идеологической или нравственной доктриной государства. Неприятие господствующего порядка, господствующих общепринятых мнений. Стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства и поступать противоположным образом; бунтарство.
Ноосфера (от греч. noos/nous - дух + sphaira – шар, небо) – все, созданное разумом человека, неприродное; сфера деятельности человеческого разума и техники; сфера взаимодействия природы и человека, в которой разумная деятельность становится главным определяющим фактором развития. Понятие введено в науку П.Т.Шарденом и Э.Леруа. В учение о ноосфере большой вклад внес В.И.Вернадский (1863 - 1945).
Постмодернизм (буквально – то, что следует после модернизма, за модернизмом) – направление современной культуры и культурологи, сформировавшееся в 70-80-е гг. ХХ в. Э. Гидденс обосновал появление постмодернизма «усталостью от прогресса». В результате постмодернизм выражает попытки установления пределов вмешательства человека в естественные изменения природы, общества и культуры. Постмодернизм базируется на осознании разнообразия и плюрализма форм жизни и культуры, а также признания этого разнообразия как естественного и позитивного состояния.
Характерные черты постмодернизма:
принцип «двойного кодирования», состоящий в одновременной ориентации на массу и элиту; обращение к забытым художественным традициям; стилевой плюрализм (видео, инвайронмент, хэппеннинг и др.); обращение к гротескным типам художественной образности, иронии, иллюзии; художественный экспансионизм, расширяющийся и отождествляющий понимание искусства с внехудожественными формами деятельности (например, экология, политика, информатика и т.п.).
В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как последователь авангардизма, полностью стирающий грань между ранее самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания – между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и массовой культурой, или «кичем».
Секуляризация (от лат. saecularis – светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии; ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение ее влияния на другие социальные институты, такие как экономика, политика, образование. Исторически процесс секуляризации начался с эпохи Реформации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………….
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа дисциплины «Культурология»…………………
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе………………..
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине………….
3. Содержание дисциплины………………………………………
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине………………………………
6. Методические указания по освоению дисциплины………………
РАЗДЕЛ 2. История науки о культуре в лицах…………………………………
РАЗДЕЛ 3. Краткий словарь культурологических понятий и терминов…
Составитель
Лебедева Валентина Гейнриховна
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Программа, материалы и методические указания
По курсу для студентов всех направлений и форм обучения
Отпечатано в авторской редакции с готового оригинал-макета
Подписано к печати с оригинал-макета ………10.18.
Формат…….
Уч. изд. л… печ. л. ….. Тираж 100 экз. Заказ №…… С……
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет.
Издательско-полиграфический отдел СПбГЛТУ
194021, Санкт-Петербург, Институтский пер. 5
Дата: 2019-02-02, просмотров: 541.