Образовательные технологии
1. Традиционные технологии: лекции в сочетании с практическими занятиями, самостоятельное изучение определенных разделов.
2. Образовательные технологии включают в себя базово-информационные установочные элементы; интерактивное взаимодействие педагога и студента; применение элементов дистанционных образовательных технологий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Основная литература
1. Борзова, Е. П. История мировой культуры [Текст]: Рек. Мин-вом образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов. – Изд. 4-е. стереотипн. – СПб.: Лань, 2005. – 672 с.
4.2. Дополнительная литература
1. Лебедева, В. Г. Культурология [Текст]. Программа. Материалы и методические указания по курсу для студентов всех направлений и форм обучения. – СПб.: СПбГЛТУ, 2018. – 50 с. – 150 экз.
2. Лебедева, В. Г. Судьбы массовой культуры в России. Вторая половина Х1Х – первая треть ХХ века [Текст]: Монография. – СПб.: Изд. СПбГУ , 2007. – 357 с.
3. Краткий словарь культурологических терминов [Текст]: тезаурус основных понятий по курсу культурологии для студентов всех форм обучения /сост. В. Г. Лебедева. – СПб.: СПбГЛТА, 2011. – 40 с. – 5 экз.
4. Искусство готики [Текст]: Методические указания и материалы по курсу культурологии /Сост. С. В. Арясов, научн. консультант В. Г. Лебедева, отв. ред. В. А. Петрицкий. – СПб.: СПбГЛТА, 2005. – 50 с.
5. Соколова. М. В. Мировая культура и искусство: Рек. УМО по образованию в обл. сервиса в качестве уч. Пособия для студентов вузов. – М.: Изд. «Академия», 2004. – 368 с. – 1 экз.
4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
1. Лебедева В. Г. Культурология [Текст]. Программа. Материалы и методические указания по курсу для студентов всех направлений и форм обучения. – СПб.: СПбГЛТУ, 2018. – 50 с. – 150 экз.
Ресурсы сети «Интернет»
1. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Электронный ресурс) /Официальный сайт; Web-мастер компании Binardi – Электронные данные. – М.: 2010. – режим доступа: www.e.landbook.com, раздел СПбГЛТУ, свободный. Загл. С экрана. – яз. рус.
2. Общедоступные «Интернет» ресурсы.
3. Culturolog.ru – культурологический сайт о культуре вообще и современной культуре в частности.
Информационные технологии
1. Интернет ресурсы для домашней подготовки.
2. Использование на занятиях электронных изданий: чтение лекций с использованием слайд-презентаций, организация взаимодействия с обучающимся посредством электронной почты, компьютерных тестирований.
3. Перечень программного обеспечения:
Windows 7 Prof
Microsoft Word 2007 St
Microsoft Exсel 2007
Антивирус Kaspersky Security
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
5.1. Типовые контрольные задания для зачета
Вопросы для зачета
1. Основные этапы формирования науки о культуре.
2. Прогрессистский подход в теориях культуры: от «европоцентризма» к признанию многовариантности культурно-исторического прогресса.
3. Теории культурно-исторических типов: Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.
4. Фридрих Ницше и З. Фрейд о культуре.
5. «Энергетическая» концепция культуры Л. Уайта.
6. «Диффузионизм» (миграционизм).
7. Структура современного культурологического знания.
8. Место культурологии в системе наук.
9. Методы культурологических исследований.
10. Морфология культуры.
11. Функции культуры.
12. Субъект и объект культуры.
13. Культура как негенетическая память человечества.
14. Культура как процесс выработки, упорядочения и передачи информации.
15. Семиотическое поле культуры. Знаки и знаковые системы.
16. Языки. Символы и коды культуры.
17. Культура как текст. «Гипертекст» как феномен информационной культуры.
18. Проблема понимания как фундаментальная проблема культуры.
19. Культурные ценности и нормы. Культурные традиции и инновации.
20. Интеграция, ассимиляция, аккультурация, инкультурация.
21. Культура в социальном пространстве: социальные институты культуры, культурная идентичность, культурная модернизация.
22. Генезис культуры. Рождение науки о первобытности.
23. «Неолитическая революция» и переход к цивилизации.
24. Традиционные и инновационные культуры. Этнические и национальные культуры. Специфические и «срединные» культуры.
25. Базовые культуры, субкультуры и контркультура.
26. Элитарная и массовая культура.
27. Истоки и проявления «интровертивной» ориентации индийской культуры. Влияние буддизма на культуру Азии.
28. Истоки и проявления «экстравертивной» ориентации культуры Китая. Влияние конфуцианства на культуру Азии.
29. Своеобразие культуры исламского мира. Влияние ислама на систему ценностей, политику, социальные отношения, искусство.
30. Протоевропейская культура античного мира. Соотношение греческой и римской культуры.
31. Возникновение христианства в Римской империи.
32. Формирование европейской цивилизации на перекрестке античной и «варварской» культуры.
33. Преемственность и противоположность культуры Средневековья и Возрождения.
34. Европейская культура Нового времени. Значение Реформации для формирования культурно-исторического типа западной (атлантической) цивилизации.
35. Блестящая и мятежная эпоха в искусстве России и Запада в Новое время.
36. Русские мыслители Х1Х-ХХ вв. о феномене русской культуры и ее роли в мировой культуре.
37. Источники культурного своеобразия России.
38. Чередование ритмов в истории русской культуры и волны ее «европеизации». Проблема равноправного «диалога культур» России и Запада.
39. «Золотой» - пушкинский и Серебряный век – их значение для отечественной и мировой культуры.
40. Судьба культуры России в ХХ веке.
41. Культура СССР: достижения и утраты. Неоднозначность оценок этого периода.
42. Культура «трех волн» русского зарубежья.
43. Культура постсоветской России: проблемы и перспективы.
44. Промышленный переворот рубежа 18-19 веков, НТР 20 века и компьютерная революция и их последствия для культуры.
45. Глобальные проблемы современной культуры.
5.2. Критерии оценки усвоения дисциплины (зачет)
Оценка | Критерии |
Зачтено | Студент овладел всеми теоретическими вопросами дисциплины, показал основные умения и навыки |
Не зачтено | Студент имеет проблемы по отдельным разделам дисциплины и не владеет основными навыками и умениями |
· Критерии и шкала оценки уровня сформированности компетенций по дисциплине с использованием балльно-рейтинговой системы (БРС)
Оценка | Не зачтено | Зачтено | ||
Балл в БРС университета | 50 и менее | 51 -74 | 75-84 | 85-100 |
Уровень сформированности компетенций по дисциплине | Не сформированы | Пороговый | Базовый | Базовый |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы.
В ходе лекций обучающимся рекомендуется: вести конспектирование учебного материала; обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению; задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющей материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случае пропуска занятия обучающемуся необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций.
Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать обучающегося в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими бакалаврами по данной дисциплине.
Практические занятия – это активная форма учебного процесса. При подготовке к практическим занятиям обучающемуся необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя.
В рамках лекций по контролируемым темам особое внимание уделяется терминологии, содержанию основных понятий, логике и причинно-следственным связям процесса формирования и развития культуры различных типов и эпох. Особое внимание уделяется историческому контексту развития культур.
6.1. Текущий контроль
Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.