1. Развитие культурологической мысли ль эпохи Просвещения до ХХ века.
2. Рождение русской культурологии.
3. Основные культурологические течения ХХ – начала ХХ1 вв.
• В рамках тем дисциплины студенты должны изучить дополнительный материал по следующим вопросам:
1. Теория «пассионарности» Л. Гумилева.
2. Теории происхождения искусства.
3. Своеобразие японской национальной культуры.
4. Формирование трех ветвей христианства: католицизм, православие и протестантизм.
5. Можно ли назвать выбор Русью византийского православия фактором «программирования» ее истории и культуры?
6. Культура «трех волн» русского зарубежья.
7. Ментальные и социокультурные факторы модернизационного прорыва древних восточных цивилизаций сегодня.
8. Объясните всплеск исламского и иных форм религиозного фундаментализма сегодня.
9. Чем отличается «человек эпохи Гутенберга» от человека компьютерной эры?
10. Переворот в науке, технике и технологии ХХ-ХХ1 веков и новые горизонты искусства.
• Вопросы для самоконтроля по изучению дополнительного материала:
1. Что такое «пассионарность»?
2. На какой ступени развития человечества возникает искусство?
3. Какое влияние на своеобразие японской культуры оказал синтоизм?
4. Когда произошел окончательный «развод» православия и католицизма?
5. Что унаследовала Русь из культуры Византии?
6. Назовите причины «первой волны» эмиграции из советской России.
7. Конфуцианство как фактор модернизации современного Китая.
8. Что такое ИГИЛ и почему эта исламистская организация запрещена в России?
9. Что такое «галактика Гутенберга»?
10. Как наука предлагает решить глобальные экологические проблемы современного мира?
Текущий контроль проводится в форме: доклада (Д), тестирования (Т), а также в форме контрольной работы - для студентов заочной формы обучения.
Контрольная работа для студентов заочной формы обучения выполняется по методическим указаниям: Культурология. Программа. Материалы и методические указания по курсу для студентов всех форм обучения /сост. В. Г. Лебедева. – СПб.: СПбГЛТУ, 2018.
Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения
1. Предмет культурологии.
2. Языки, символы и коды культуры.
3. Коммуникативные перевороты и их значение для развития культуры.
4. Функции культуры.
5. Морфология культуры.
6. Социальные институты культуры.
7. Теории культурно-исторических типов (на выбор: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
8. Теория «пассионарности» Л. Гумилева.
9. Ф. Ницше и З. Фрейд о культуре.
10. «Энергетическая» концепция культуры Л. Уайта.
11. Культура как негенетическая память человечества.
12. Текст, контекст, подтекст, гипертекст в культуре.
13. Зарождение культуры, наследие первобытности.
14. Теории происхождения искусства.
15. Великие археологические открытия 19-20 вв. (на выбор: открытие Древнего Египта, цивилизаций Междуречья, Хараппской цивилизации, открытия Г. Шлимана и А. Эванса, открытие Кумранских рукописей).
16. Тело в истории культуры (на выбор: идеалы мужской и женской красоты, отношение к жизни и смерти в истории культуры, культура питания, этикет и правила хорошего тона, монашество и его отношение к телу).
17. Мировые религии и их влияние на культуру (на выбор: буддизм, христианство, ислам).
18. Своеобразие культуры Японии (на выбор: религиозные системы Японии, культурные традиции, система воспитания и образования сегодня).
19. Культура античного мира (на выбор: «искусство жить» и его отражение в «светской» культуре греков и римлян, сравнительный анализ греческого и римского изобразительного искусства, греческий и римский театр, Олимпийские игры сквозь время: греческие, римские и современные).
20. Византия: историческая судьба и культурное наследие.
21. Великие переселения народов в истории человечества и их культурные последствия.
22. Культура варварской Европы.
23. Готика – вершина искусства европейского Средневековья.
24. Рыцарская культура и ее роль в «цивилизационном сдвиге» от Средневековья к Новому времени.
25. Культура эпохи Возрождения (на выбор: итальянское, испанское, английское, северное Возрождение).
26. Великие географические открытия: предпосылки, главные участники и социокультурные последствия.
27. «Русская Америка»: открытие «северо-западной» Америки русскими первопроходцами, вклад в развитие культуры «Нового Света» и историческая судьба.
28. Северо-американский и латиноамериканский вариант культуры.
29. Блестящая и мятежная культура Нового времени: Россия и Европа.
30. Развитие модернизма от импрессионизма до наших дней (на выбор: импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, концептуализм).
31. Культура России (на выбор: языческая культура Древней Руси и «неоязычество» сегодня, тайна притяжения русской иконописи, Серебряный век русской культуры, культура «трех волн» русского зарубежья, «русский авангард» в искусстве ХХ века, искусство «социалистического реализма», советская культуры эпохи «оттепели»).
32. Элитарная и массовая культура сегодня.
33. Молодежная субкультура.
34. Запечатленное мгновенье сквозь историю культуры.
35. Гении культуры и их след с истории.
36. Компьютерная революция и ее влияние на культуру.
37. Проблемы выживания культур в глобальном мире.
38. «Глобальное» и «национальное» в современном мире.
39. Миграционные процессы как культурная проблема.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 358.