Тема 8. ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Развитие культурологической мысли ль эпохи Просвещения до ХХ века.

2. Рождение русской культурологии.

3. Основные культурологические течения ХХ – начала ХХ1 вв.

 

•   В рамках тем дисциплины студенты должны изучить дополнительный материал по следующим вопросам:

1. Теория «пассионарности» Л. Гумилева.

2. Теории происхождения искусства.

3. Своеобразие японской национальной культуры.

4. Формирование трех ветвей христианства: католицизм, православие и протестантизм.

5. Можно ли назвать выбор Русью византийского православия фактором «программирования» ее истории и культуры?

6. Культура «трех волн» русского зарубежья.

7. Ментальные и социокультурные факторы модернизационного прорыва древних восточных цивилизаций сегодня.

8. Объясните всплеск исламского и иных форм религиозного фундаментализма сегодня.

9. Чем отличается «человек эпохи Гутенберга» от человека компьютерной эры?

10. Переворот в науке, технике и технологии ХХ-ХХ1 веков и новые горизонты искусства.

 

•   Вопросы для самоконтроля по изучению дополнительного материала:

1. Что такое «пассионарность»?

2. На какой ступени развития человечества возникает искусство?

3. Какое влияние на своеобразие японской культуры оказал синтоизм?

4. Когда произошел окончательный «развод» православия и католицизма?

5. Что унаследовала Русь из культуры Византии?

6. Назовите причины «первой волны» эмиграции из советской России.

7. Конфуцианство как фактор модернизации современного Китая.

8. Что такое ИГИЛ и почему эта исламистская организация запрещена в России?

9. Что такое «галактика Гутенберга»?

10. Как наука предлагает решить глобальные экологические проблемы современного мира?

 

Текущий контроль проводится в форме: доклада (Д), тестирования (Т), а также в форме контрольной работы - для студентов заочной формы обучения.

 

Контрольная работа для студентов заочной формы обучения выполняется по методическим указаниям: Культурология. Программа. Материалы и методические указания по курсу для студентов всех форм обучения /сост. В. Г. Лебедева. – СПб.: СПбГЛТУ, 2018.

 

Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

1. Предмет культурологии.

2. Языки, символы и коды культуры.

3. Коммуникативные перевороты и их значение для развития культуры.

4. Функции культуры.

5. Морфология культуры.

6. Социальные институты культуры.

7. Теории культурно-исторических типов (на выбор: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

8. Теория «пассионарности» Л. Гумилева.

9. Ф. Ницше и З. Фрейд о культуре.

10. «Энергетическая» концепция культуры Л. Уайта.

11. Культура как негенетическая память человечества.

12. Текст, контекст, подтекст, гипертекст в культуре.

13. Зарождение культуры, наследие первобытности.

14. Теории происхождения искусства.

15. Великие археологические открытия 19-20 вв. (на выбор: открытие Древнего Египта, цивилизаций Междуречья, Хараппской цивилизации, открытия Г. Шлимана и А. Эванса, открытие Кумранских рукописей).

16. Тело в истории культуры (на выбор: идеалы мужской и женской красоты, отношение к жизни и смерти в истории культуры, культура питания, этикет и правила хорошего тона, монашество и его отношение к телу).

17. Мировые религии и их влияние на культуру (на выбор: буддизм, христианство, ислам).

18. Своеобразие культуры Японии (на выбор: религиозные системы Японии, культурные традиции, система воспитания и образования сегодня).

19. Культура античного мира (на выбор: «искусство жить» и его отражение в «светской» культуре греков и римлян, сравнительный анализ греческого и римского изобразительного искусства, греческий и римский театр, Олимпийские игры сквозь время: греческие, римские и современные).

20. Византия: историческая судьба и культурное наследие.

21. Великие переселения народов в истории человечества и их культурные последствия.

22. Культура варварской Европы.

23. Готика – вершина искусства европейского Средневековья.

24. Рыцарская культура и ее роль в «цивилизационном сдвиге» от Средневековья к Новому времени.

25. Культура эпохи Возрождения (на выбор: итальянское, испанское, английское, северное Возрождение).

26. Великие географические открытия: предпосылки, главные участники и социокультурные последствия.

27. «Русская Америка»: открытие «северо-западной» Америки русскими первопроходцами, вклад в развитие культуры «Нового Света» и историческая судьба.

28. Северо-американский и латиноамериканский вариант культуры.

29. Блестящая и мятежная культура Нового времени: Россия и Европа.

30. Развитие модернизма от импрессионизма до наших дней (на выбор: импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, концептуализм).

31. Культура России (на выбор: языческая культура Древней Руси и «неоязычество» сегодня, тайна притяжения русской иконописи, Серебряный век русской культуры, культура «трех волн» русского зарубежья, «русский авангард» в искусстве ХХ века, искусство «социалистического реализма», советская культуры эпохи «оттепели»).

32. Элитарная и массовая культура сегодня.

33. Молодежная субкультура.

34. Запечатленное мгновенье сквозь историю культуры.

35. Гении культуры и их след с истории.

36. Компьютерная революция и ее влияние на культуру.

37. Проблемы выживания культур в глобальном мире.

38. «Глобальное» и «национальное» в современном мире.

39. Миграционные процессы как культурная проблема.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 358.