МОРГАН Льюис Генри (1818 – 1881)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Американский этнограф, социолог, внес крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Один из основоположников эволюционизма в культурологии.

Успешный бизнесмен (один из директоров успешных железнодорожных компаний). Но главным для Моргана было занятие не бизнесом, а наукой и политикой. Левый республиканец и яростный противник рабства и расовой дискриминации еще в 1840 г. создал общество «Великий орден ирокезов», ставшее центром изучения и защиты прав индейцев. В знак признания его заслуг на этом поприще он был принят в ряды племени ирокезов. В 1859-1862 гг. Морган изучает индейские племена Запада и Северо-Запада США. В 1870 г. выходит в свет его монография «Система родства и свойства человеческой семьи», в которой был проведен анализ эволюции семейно-брачных отношений через разные формы группового брака к моногамии.

В 1875 г. избран членом Национальной Академии наук, в 1879 г. стал президентом Американской Ассоциации содействия развитию науки. В 1877 г. опубликована книга «Древнее общество или исследование линий человека первобытности». В ней автором дана эволюция семейно-брачных отношений, а также периодизация развития человечества, имевшая большое значение для исторической науки:1) дикость, 2) варварство, 3) цивилизация.

Взгляды Моргана стали основой первой научной школы в этнологии – эволюционизма, сторонники которой (Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Мак-Леннан), вслед за Морганом искали общие законы культуры и общества, отстаивая идеи прогресса и его закономерности.

 

ТАЙЛОР Эдуард (1832 – 1917)

Английский этнограф и антрополог, один из первооткрывателей культуры первобытности. Им по крупицам были собраны факты, относящиеся к истории первобытной культуры. Он доказывал, что эта культуры была создана не мозгом и руками какой-то одной расы, группы племен и народов. Культура – продукт сотрудничества человечества. В высокой культуре хранится много пережитков первобытности. По Тайлору, антропология – это не только физическая, но и культурная эволюция человека, техника, искусство и др. В 1868 г. он опубликовал книгу «Доисторический путь человека и начало цивилизации». Главный его труд «Первобытная культура» (1871). В 1881 г. вышла его «Антропология. Введение в изучение человека и цивилизации».

Он был великим ученым, но не преподавателем, т.к. пришел в науку о генезисе культуры тогда, когда ни в одном учебном заведении Англии еще не преподавали наук, исследующих первобытность. До этого он читал лекции для интересующихся данной проблематикой в Оксфордском этнографическом музее, созданном в 1880 г.; стал его хранителем и объединил вокруг себя единомышленников, среди которых был продолжатель его дела Джо Фрезер. Лишь в 1896 г. в Оксфордском университете была организована кафедра антропологии, профессором которой стал Э. Тайлор.

В конце Х1Х – начале ХХ вв. произошел качественный скачок в науке о первобытности: открытие синантропа («китайского» обезьяно-человека), что привело к выводам о выходе человека из мира животных; археологами были открыты целые поселения первобытности в Европе; была начата расшифровка памятников искусства этой эпохи и др..

Э. Тайлор был автором 250 работ о первобытности.

 

ФРЕЗЕР Джозеф (1854 – 1941)

Британский религиовед, антрополог, этнолог, культуролог, фольклорист и историк религии, представитель классической английской социальной антропологии, внесший огромный вклад в изучение тотемизма, магии, трансформации религиозных верований на протяжении истории человечества.

Родился в Шотландии в семье фармацевта. Обучаясь юриспруденции в университете Глазго, прочитал книгу Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871) и «заболел» антропологией, перешел в Тринити колледж Кембриджского университета, где стал изучать классическую филологию, философию, право, антропологию. С 1879 г. и до конца жизни работал в Кембриджском университете, был профессором социальной антропологии.

Развивал сравнительный метод в этнографии, стал одним из родоначальников сравнительного религиоведения. Первым обнаружил связь между мифами и ритуалами. Его первый научный труд «Тотемизм» (1887), но мировую славу ему принесла «Золотая ветвь» (1890) – 12 - томный труд, над которым он трудился в течение 25 лет. В нем он систематизировал огромный фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору, обычаям разных народов мира.

Дж. Фрезер исследовал основные этапы духовного развития человечества: магию, религию, науку и доказал, что на магической стадии люди верили в свою способность изменять окружающий мир магическим способом, на второй стадии древний человек пришел к выводу о том, что мир подчиняется богу (богам) и сверхъестественным силам. С появлением и развитием науки появляется вера в познание человеком законов природы и возможность управления ее процессами.

 

ЯСПЕРС Карл (1883 – 1969)

Немецкий философ. Выступал против «европоцентризма». В работе «Смысл и назначение истории» разработал категории: «осевое время», «осевые народы» и др. Выделял в мировой истории 4 гетерогенных (т.е. разнородных по критериям, разнопорядковых) периода, которые объединяет уровень научного и хозяйственного производства. 1. Прометеевская эпоха, для которой характерно возникновение речи, изобретение первых орудий труда и начало использования человеком огня, человек еще родоплеменное существо, являющееся частью целого. 2. Великие культуры древности (5 - 3 тысячелетия до н.э.; Египет, Месопотамия, Индия, позднее Китай). Возникает человеческое сообщество, общество, организованное в рамках государства. Возникает разделение труда, наука; начинается становление человека современного типа. 3. «Осевое время» - это время духовного основоположения человечества, которое имело место для культур: греческой, китайской, иранской, индийской, израильской, к которым позднее присоединились другие культуры. В это время (с 8 по 2 вв. до н.э.) закладываются предпосылки человеческой духовности в Греции (искусство, философские концепции); Израиле (религия), Китае, Индии, Иране (философия). Происходит становление истории человечества как мировой, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур. Возникает современный нам человек с духовной открытостью миру, с представлениями о возможностях и ответственности. 4. Научно-техническая эпоха (с ХУ11 по нашего времени).

Основные работы: «Смысл и назначение истории» (1978); «Современная техника» (1986); «Духовная ситуация времени» (1988) и др.

 

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 – 1885)

Русский публицист, социолог, этнограф, естествоиспытатель, философ, культуролог, идеолог славянофильства. Создатель теории культурно-исторических типов человечества. В основе его философии истории лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса. Все культуры самобытны и самодостаточны. По аналогии с природой, с многообразием видов, которым в природе отведено свое место во времени и пространстве, рассматривал историю как чередование (или сосуществование) самобытных, эквивалентных по ценности больших и малых культур. На основании вклада того или иного народа в культурное развитие человечества Данилевский различал народы-созидатели, народы-разрушители и народы, которым не свойственна положительная или отрицательная роль (этнографический материал). Результатом положительной деятельности того или иного народа является создание своеобразного, обособленного, локального культурно-исторического типа. Таких типов в истории было 10+2 (египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский, или европейский, + 2 американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития). Каждый тип проходит определенные стадии возмужания, одряхления и гибели.

Данилевский выводит 5 законов исторического развития культурно-исторических типов: 1. Для самобытного развития типа необходим отдельный язык или группа близких между собой языков; 2. Политическая независимость народа; 3. Начала цивилизации типа не передаются народам другого типа; 4. Цивилизация, свойственная каждому типу, только тогда достигает разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие; 5. Ход развития типа уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их «жизненную силу».

Многие идеи Н. Я. Данилевского впоследствии были заимствованы О. Шпенглером. Основные культурологические идеи изложены в книге «Россия и Европа» (1871), а также в «Сборнике политических и экономических статей Н. Я. Данилевского» (1890).

 

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880 – 1936)

Немецкий философ, культуролог. Утверждал, что не существует поступательного развития культуры с ее закономерностями, а есть лишь круговорот локальных, изолированных культур, лишенных общих связей. Выделил 8 культурно-исторических типов, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), или «аполлоновская», арабская, или «магическая», западноевропейская, или «фаустовская», культура народа майя. В особый тип, как находящийся еще на стадии возникновения, выделял «русско-сибирскую» культуру.

 Не существует исторической преемственности, влияния или заимствования. Новая молодая культура, воспринимая влияние какой-либо другой, немедленно подчиняет воспринятое своему «ритму», «такту», «вкусу». Человек, принадлежащий к определенной культуре, не только не может воспринять иных ценностей, но и не в силах понять их. Понимал культуру как организм в полном смысле этого слова и считал, что каждый такой организм проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти – три этапа: 1) наиболее длительный – своего рода подготовительный период: первоначальное состояние хаоса, период детства и накопления сил; 2) фаза собственно культуры: период выявления и осуществления всех возможностей, заложенных в душе каждой культуры, период творчества – создаются все духовные ценности, расцветают величайшие шедевры искусства; 3) период упадка, цивилизации: духовная жизнь постепенно начинает замирать, религиозная вера падает, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается. Наступает эра сухого рационализма и материализма. Внешние стороны жизни берут верх над внутренними. На этапе цивилизации культурный организм, как историческое явление, умирает. Но это не означает, что все люди физически гибнут: они остаются существовать, но ведут лишь биологическое существование. Жизненный цикл культуры определяется Шпенглером примерно в 1000 лет. Последняя стадия – цивилизация – продолжается 200-300 лет. Переход культуры в цивилизацию для греко-римской культуры произошел в эпоху эллинизма, а для западного мира – в Х1Х веке, с которого начинается его «закат». С наступлением цивилизации художественное и литературное творчество делаются внутренне ненужными человеку, у которого исчезает потребность в выражении себя таким образом. Цивилизация – заключительный этап развития любой культуры, для которого характерны высокий уровень научных и технических достижений и упадок искусства и литературы.

Основные культурологические идеи изложены в работах: «Закат Европы» (1923); «Человек и техника» (1932) и др.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 310.