Английский историк, философ, социолог, дипломат, общественный деятель. Создатель концепции всеобщей истории развития культуры, теории круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций (Тойнби заменяет термин Данилевского и Шпенглера - «культурно-исторические типы» на слово «цивилизация»). Тойнби – сторонник культурологического плюрализма, убежденный в многообразии форм социальной организации человечества, каждая из которых имеет своеобразную систему ценностей.
В 12-томном труде «Постижение истории» (1934 – 1961) он утверждает, что абсолютно замкнутыми цивилизации были лишь до Нового времени, когда они становятся зависимыми и вступают в реальные взаимодействия. Все цивилизации – биологические виды, имеющие свойственную только им сферу обитания («ареал»). Географические условия играют существенную роль в создании неповторимого облика каждой цивилизации. Все цивилизации проходят в развитии аналогичные стадии: возникновения, роста, надлома и разложения, – после чего гибнут, уступая место другим, если не погибли до того вследствие природных катастроф, нашествия варваров и др.
История – движение отдельных цивилизаций по улице с односторонним движением, которые не могут оставаться в состоянии покоя, но и не могут произвольно изменять правила. Динамика цивилизации определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической и природной ситуации. Адекватный ответ дает «творческое меньшинство», которое властвует сначала силой авторитета, а затем превращается в «господствующее меньшинство». Последнее, утратив творческие способности, все больше опирается на институты власти, прежде всего на силу оружия. Неспособность «господствующего меньшинства» справиться с проблемами приводит к «надлому», а затем (если проблемы не решаются) – к окончательной гибели цивилизации.
До настоящего времени, по мнению Тойнби, сохранилось пять основных цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская, западная. Они не обречены и могут избежать гибели, если объединятся в единую мировую цивилизацию на основе единой мировой религии будущего – Вселенской религии, которая должна возникнуть в результате объединения существующих мировых религий.
Основные работы: «Постижение истории» (1962); « Christianity and Civilization » (1946) и др.
НИЦШЕ Фридрих (1844 – 1900)
Немецкий философ, представитель иррационализма, один из основателей «Философии жизни». Придерживается идеи культурного элитаризма. Связывал культурное творчество с избытком жизненных сил, создание духовных ценностей – с деятельностью духовных аристократов («касты сверхлюдей»). Выделил «особый дух» культуры. Для различения культур ввел понятия «аполлоновское» и «дионисийское» - противоположные начала в культуре. Эти понятия были впервые предложены немецкими романтиками, а также Шиллером, Ф.Шеллингом и др. Позднее они использованы Ф.Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки» для метафорического обозначения двух начал бытия и художественного творчества, олицетворение которых он видел в двух богах греческого пантеона – Аполлоне и Дионисе. Они представляли в культурологической системе Ницше противоположные символические типы. «Аполлоническое» начало – светлое, созерцательное, рациональное, организованное. «Дионисийское» - буйное, темное, хаотическое, иррациональное, стихийное. Именно с этими двумя началами, согласно Ницше, связано поразительное поступательное развитие греческой культуры, в которой они находились в некоем гармоничном равновесии. Достижение идеала, шедевра (в частности, в искусстве) возможно только при условии их равновесия и гармонии.
По мере развития человеческой цивилизации гармония двух духовных начал нарушается; рациональное, организованное начало в культуре все более и более доминирует, приводя на индустриальной стадии к господству стандарта во всем - от системы образования до содержания средств массовой информации и индивидуальных потребностей и проявлений. Это приводит к формированию общества стандартизированных индивидов, господству стандартной (массовой) культуры и т.п.
По Ницше, характерным для Аполлона и Диониса является то, что они, каждый по своему, способны воодушевлять людей, побуждать их к творческим порывам. «Дионисийское» и «аполлоновское» - различные виды художественных сил, заключенных в самой природе, в том числе и в природе человека. Эти начала прорываются из природы человека в его творчество.
Основные работы, связанные с проблемами культуры: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872); «Философия в трагическую эпоху Греции» (1873); «Несвоевременные размышления» (1873 – 1876) и др.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.