ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912 – 1992)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историк, географ, этнолог, философ, представитель русского космизма. Считал, что всемирная история неразрывно связана с влиянием на нее различных сил Космоса. Занимался вопросами этносов и этногенеза. Этнос - это социокультурная общность (специфическая человеческая, противопоставляющая себя другим, обладающая едиными стереотипами поведения и имеющая собственную структуру), являющаяся формой внутренней дифференциации вида Homo sapiens в зависимости от географических условий жизни и хозяйственной деятельности. Возникновение новых этносов обусловлено космическими энергетическими (пассионарными) толчками, порождающими «пассионариев» - высокоустремленных отдельных индивидов, способных во имя реальной или иллюзорной цели жертвовать жизнью, как своей, так и других, для ее реализации.

Все этносы проходят несколько стадий развития: возникновение и подъем, вызванные пассионарным толчком; фаза наибольшего подъема этнической активности, которая сопровождается внутриэтническим соперничеством, фаза рассеивания пассионарной энергии, ее кристаллизация в памятниках культуры и искусства, фаза жизни этноса «по инерции» и фаза необратимой деградации этноса и обывательского покоя. Жизненный цикл этноса составляет примерно 1200-1500 лет, за которые он развивает свою культурную традицию. Но затем появляются новые пассионарии, и возникает новый этнос.

По Гумилеву русский этнос примерно на 500 лет моложе западноевропейских народов. Поэтому, как бы мы ни старались воспринимать европейские формы жизни, мы не сможем добиться благосостояния и нравов, характерных для Запада, который находится сейчас в инерционной фазе и принадлежит другому суперэтносу. Можно сделать попытку войти в его состав, но тогда платой будет полный отказ от отечественной традиции и последующая ассимиляция. Согласно Гумилеву, Россия – особый культурно-исторический мир, судьбы которого связаны не с Западом, а с входящими в нее и участвующими в ее историческом формировании народами.

Основные работы, в которых отражены культурологические идеи: «Открытие Хазарии» (1966); «Древние тюрки» (1967), «Этногенез и биосфера Земли» (1979), «Древняя Русь и Великая степь» (1989), «От Руси до России: Очерки этнической истории» (1992). «Ритмы Евразии: Эпоха и цивилизации» (1993) и др.

МАКЛЮЭН Маршалл (1911 – 1980)

Канадский социолог, литературовед, культуролог, исследователь воздействия средств массовой коммуникации на человека и общество. По Маклюэну, история – это череда сменяющих друг друга «галактик»:

1) Эпоха дописьменного варварства. 2) Тысячелетие фонетического письма. 3) 500 лет печатной техники «Гутенбергова Галактика». 4) Галактика Маркони – современное электронное общество.

Если первая – эпоха племенного общества и оральной коммуникации - это мир слуха, если вторая – изобретение фонетического алфавита – это объединение в массовой коммуникации глаза и уха, то еще более впечатляющее влияние на развитие человека и общество оказали последние две «Галактики» - Гутенберга и Маркони. Печатный станок Гутенберга (15 век) обеспечил информационный взрыв. Произошел переход к превосходству в культуре визуального над устным. Новые технологии (алфавит, печатные станки, даже сама по себе книжная речь) оказали значительный эффект на познавательную способность, которая, в свою очередь, влияет на социальное взаимодействие. Рукописная книга была не способна стабилизировать язык. Средневековый автор был свободен в определении своих терминов, словарь не был закреплен. Печатная книга приводит к выработке общего лексикона.  Наборная технология – это первый стандартно-производственный товар в коммуникации, обеспечивающий переход к массовому производству.

 4) Галактика Маркони – современная электронная цивилизация. – Галактику Гутенберга, по мнению Маклюэна, разрушил в 1844 г. телеграф Морзе, ставший началом электронной эры. Пространства соединились, скорость возросла, возникло состояние всеобщей включенности: радио, телеграф, телевидение, компьютер делают информацию окружающей средой человека. Современная электронная сеть массовой культуры стала единой нервной системой человека, а человечество - единым телом. Опять совершается переход к родоплеменной общности, но на другой основе.

На заре компьютерной эры - в 1950 г. Маклюэн начал изучение повседневной жизни человека в информационном обществе, созданном новейшими СМК, а также массовой культуры, но не с точки зрения традиционной культуры, а с точки зрения влияния электронных средств массовой коммуникации. Он развивал теорию массовых коммуникаций: выяснял, каким образом разные коммуникативные технологии влияют на человеческое сознание. Электронные СМК не только активно влияют на него и на мышление, но и открывают новые возможности эксплуатации и контроля человека. «Большой Брат» (тотальный контроль) проникает всюду.  

Переход к электронному веку превращает мир в «глобальную деревню». Мир становится компьютерным, возникает единый электронный мозг. Изменяется соотношение различных социальных институтов культуры и их роль в формировании личности и культуры. Маклюэн вводит термин «Глобальный театр», суть которого состоит в переходе «человека-массы» от потребления к производству информации, что было всегда делом профессионалов. Теперь поп-культура отвечает и за формирование человека.

 Он ставит вопрос о защите человека от негативного воздействия электронных СМК и об «экологии средств массовой коммуникации». СМК надо изучать сами по себе, вне их содержания, важно понимать механизм и последствия их воздействия на человека и общество.

Основные работы, в которых отражены культурологические идеи: «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» (1951), «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего» (1962), «Понимание медиа: внешнее расширение человека» (1964)

 

ТОФФЛЕР Олвин (1928 -….)

Американский публицист, футуролог, социолог, автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества, «сверхиндустриальной цивилизации». Видит прямую взаимосвязь между развитием техники и образом жизни, ее ценностями: уровень технического развития обусловливает тип общества и культуры, причем эта зависимость имеет волнообразный характер. Согласно Тоффлеру, всего исторически существовало две волны, из которых первой соответствовало возникновение аграрной цивилизация, а второй – индустриальной цивилизации.

В настоящее время человечество переходит к новой технологической революции - к третьей волне, ведущей к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Первая продолжалась почти 10 тысяч лет; вторая, результатом которой стал индустриально-заводской, массовый тип культуры и общества, продолжалась лишь 300 лет.

Третья волна, охватывающая современную жизнь, берет начало в 1950-х гг., с рождения постиндустриальной, высокотехнологичной, информационной экономики и уносит человечество в бесконечность технологического творчества индивидуумов. Индустриализм – цивилизация со старым типом техники и особым образом жизни, характеризующимися централизацией, гигантизмом, массовидностью (единообразием), сопровождающиеся угнетением, убожеством и экологическим упадком. Символы «третьей волны» - целостность, индивидуализированность, человечная, чистая технология. Новые технологии должны вытеснить характерную для индустриализма парадигму зависимости господством над природой.

В работе «Футурошок» Тоффлер утверждает, что ускорение социальных и технологических изменений создает все больше адаптационных трудностей, приводящих к шоку, как отдельного индивида, так и общества в целом. В данных условиях основным принципом общественной жизни становится плюрализм. В работе «Третья волна» автор приходил к выводу, что современное общество может выжить в неизбежных катаклизмах, только если перейдет к новым формам общественной жизни на основе нового уровня равенства, участия в принятии политических решений и социального многообразия.

 Основные работы: «Футурошок» (1970), «Третья волна» (1980), «Раса, власть и культура» (1986), «Сдвиг власти» (1990) и др.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 219.