ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 – 1803)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Немецкий философ, просветитель, педагог, эстетик, писатель, ведущий теоретик движения «Буря и натиск» (Германия). Способствовал формированию культурологических идей, создав философию культуры. Согласно Гердеру, культурное существо означает, во-первых, существо недостаточное, поскольку человек, лишенный свойственных животному безошибочных инстинктов, - самое беспомощное, не приспособленное из живых существ; во-вторых, существо творческое, которое, чтобы восполнить собственную недостаточность, создает искусственный мир – производит культуру – инструмент приспособления к природе и покорения ее. Гердер рассматривал историю человечества как историю культуры, был сторонником прогрессистских идей. Но являлся противником «европоцентризма» с его идеей одновариантного прогресса, и обосновывал концепцию многовариантности культурного-исторического прогресса. Утверждал историческое своеобразие и равноценность различных культур и культурных эпох в единой цепи восхождения человечества по пути прогресса к принципам гуманности.

В работе «Идеи к философии истории человечества» Гердер изложил и детально разработал целостную программу наук о культуре, содержащую три компонента: наиболее точное описание культур и народов; анализ различных культур как альтернативных ответов на требование приспособления человеческой природы к окружающей среде; познание собственной культуры через познание других культур. Был создателем славистики – науки о славянских языках.

Основные работы: «Трактат о происхождении языка» (1772); «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества» (1784-1791); «Идеи к философии истории человечества» (1784-1792); «Письма для поощрения гуманности» (1793-1797) и др.

 

ФРЕЙД Зигмунд (1856 – 1936)

Австрийский врач-психиатр, психолог, философ, основоположник психоанализа и психологической школы в исследовании культуры. Применил методы «глубинной психологии» при разработке своей концепции культуры. Исследуя первобытную культуру и религию, анализируя психологию культуры и творчества, он пришел к выводу, о том, что по отношению к естественным (природным) проявлениям человека культура выполняет репрессивную функцию, ограничивая и запрещая многие проявления инстинктов через систему табу, воспитание, общественный контроль, систему ценностей и т.п. Но одними запретами и контролем отрицательную психическую энергию удержать в рамках невозможно, загнанная в «подполье» она вырывается на свободу, принося многие бедствия.

 З.Фрейд приходит к важному выводу о том, что культура находит безопасные каналы для высвобождения агрессии и иррациональных начал человеческой натуры через искусство. В современной культуре такими важными каналами разрядки являются также спорт, массовые зрелища и пр.

Основные работы, отображающие культурологические идеи: «Будущее одной иллюзии» (1927); «Недовольство культурой» и «Тотем и табу» (1913).

ЮНГ Карл Густав (1875 – 1961)

Швейцарский психолог, психиатр, философ, основоположник «аналитической психологии». В работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) выдвинул положение о том, что в психике человека, кроме индивидуального бессознательного, имеется более глубокий слой – коллективное бессознательное, которое является отражением опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Его содержанием являются общечеловеческие первообразы – архетипы: образ матери-земли, героя, мудреца, старца, демона и т.п. Динамика архетипов лежит в основе сновидений, мифов, символики художественного творчества и т.д. Юнг оказал большое влияние на сравнительное изучение религий, мифологии, фольклора.

Основные культурологические идеи изложены в работах: «Архетип и символ» (1991); «Психологические типы» (1992); «Феномен духа в культуре и науке» (1992); «Проблемы души нашего времени» (1993); «О психологии восточных религий и философий» (1994) и др.

 

ХЕЙЗИНГА Йоханн (1872 – 1945)

Нидерландский историк, философ, теоретик культуры. В своем главном труде - «Homo ludens» («Человек играющий») он обратил внимание на то, что уже в первобытную эпоху в жизни древнего человека появляется многое, выходящее за рамки простой  борьбы за выживание, многое, не имеющее практической пользы. В природе человека существует мощное творческое начало, требующее практического выхода. Хейзинга разрабатывает игровую концепцию культуры. Игра творческих сил – источник культуры, «культура первоначально разыгрывается». Игровые инстинкты присущи человеческой природе, с ними связано восхождение к более высоким формам культуры. В игре рождаются не только искусство, танец, музыка и музыкальные инструменты, поэзия, мифология, но и право, порядок, общение, накопление знаний о мире, ремесла и многое другое. Игра – необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и определяет духовную жизнь эпохи. Игра имеет свои правила.

На русском языке опубликованы следующие работы Хейзинги: «Осень средневековья»; « Homo ludens » («Человек играющий») (1992); «В тени завтрашнего дня» (1992).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.