На первом практическом занятии по дисциплине студенты получают от преподавателя информацию о текущих формах контроля и требованиях, предъявляемых к качеству выполнения всех форм оценочных заданий и средств, а также о тематике и сроках их проведения, происходит распределение докладов и консультирование будущих авторов. Допускается расширение тематики докладов с учетом интересов учащихся и специфики их будущей специальности. Защита доклада предполагает активное включение студентов в обсуждение заслушанного доклада: вопросы по тематике, обозначение личной позиции по затронутым в докладе проблемам. Практикуется подготовка содокладов с альтернативной точкой зрения по теме.
Методические материалы, определяющие процедуру
Проведения тестирования
Инструкции по процедуре тестирования студенты получают в компьютерном классе или при получении комплекса тестовых заданий – на практических занятиях. Параметры тестирования без использования автоматизированной системы (ответы студентами даются в специальных тетрадях, отведенных под тестирование и контрольные работы):
База вопросов – 23 задания.
Выборка – простая случайная.
Проходной балл: 51
Время на тест: 10 минут
Количество попыток: 1
Проверка тестов осуществляется преподавателем на основе таблицы «ключей к тестам». Задание считается выполненным, если студент правильно ответил на более чем 50 % тестов.
6.1.3. Методические материалы, определяющие процедуру проведения контрольной работы для студентов заочной формы обучения.
Контрольная работа по дисциплине «Культурология» выполняется студентами заочной формы обучения самостоятельно в межсессионный период. Во время установочной лекции до сведения студентов доводятся тематика, структура и порядок оформления контрольных работ. Объем контрольной работы составляет 12 – 15 печатных страниц. Структура работы: правильно оформленный титульный лист, название темы работы, план контрольной работы, краткое введение, 3-4 главы основного содержания, заключение и список использованных источников (учебно-методическая и научная литература и интернет-ресурсы для домашней работы). Даются рекомендации по оформлению сносок на используемую литературу и иные источники. Контрольные работы предоставляются на кафедру для проверки преподавателем в начале соответствующей сессии. Результаты проверки фиксируются преподавателем в форме «зачтено» или «не зачтено» на титульном листе контрольной работы и отмечаются в журнале.
Тематика докладов для студентов очной формы обучения
1. Предмет культурологии.
2. Языки, символы и коды культуры.
3. Коммуникативные перевороты и их значение для развития культуры.
4. Функции культуры.
5. Морфология культуры
6. Социальные институты культуры.
7. Теории культурно-исторических типов (на выбор: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
8. Теория «пассионарности» Л. Гумилева.
9. Ф. Ницше и З. Фрейд о культуре.
10. «Энергетическая» концепция культуры Л. Уайта.
11. Культура как негенетическая память человечества.
12. Текст, контекст, подтекст, гипертекст в культуре.
13. Зарождение культуры, наследие первобытности.
14. Теории происхождения искусства.
15. Великие археологические открытия 19-20 вв. (на выбор: открытие Древнего Египта, цивилизаций Междуречья, Хараппской цивилизации, открытия Г. Шлимана и А. Эванса, открытие Кумранских рукописей).
16. Тело в истории культуры (на выбор: идеалы мужской и женской красоты, отношение к жизни и смерти в истории культуры, культура питания, этикет и правила хорошего тона, монашество и его отношение к телу).
17. Мировые религии и их влияние на культуру (на выбор: буддизм, христианство, ислам).
18. Своеобразие культуры Японии (на выбор: религиозные системы Японии, культурные традиции, система воспитания и образования сегодня).
19. Культура античного мира (на выбор: «искусство жить» и его отражение в «светской» культуре греков и римлян, сравнительный анализ греческого и римского изобразительного искусства, греческий и римский театр, Олимпийские игры сквозь время: греческие, римские и современные).
20. Византия: историческая судьба и культурное наследие.
21. Великие переселения народов в истории человечества и их культурные последствия.
22. Культура варварской Европы.
23. Готика – вершина искусства европейского Средневековья.
24. Рыцарская культура и ее роль в «цивилизационном сдвиге» от Средневековья к Новому времени.
25. Культура эпохи Возрождения (на выбор: итальянское, испанское, английское, северное Возрождение).
26. Великие географические открытия: предпосылки, главные участники и социокультурные последствия.
27. «Русская Америка»: открытие «северо-западной» Америки русскими первопроходцами, вклад в развитие культуры «Нового Света» и историческая судьба.
28. Северо-американский и латиноамериканский вариант культуры.
29. Блестящая и мятежная культура Нового времени: Россия и Европа.
30. Развитие модернизма от импрессионизма до наших дней (на выбор: импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, концептуализм).
31. Культура России (на выбор: языческая культура Древней Руси и «неоязычество» сегодня, тайна притяжения русской иконописи, Серебряный век русской культуры, культура «трех волн» русского зарубежья, «русский авангард» в искусстве ХХ века, искусство «социалистического реализма», советская культуры эпохи «оттепели»).
32. Элитарная и массовая культура сегодня.
33. Молодежная субкультура.
34. Запечатленное мгновенье сквозь историю культуры.
35. Гении культуры и их след с истории.
36. Компьютерная революция и ее влияние на культуру.
37. Проблемы выживания культур в глобальном мире.
38. «Глобальное» и «национальное» в современном мире.
39. Миграционные процессы как культурная проблема.
Комплекс тестовых заданий по культурологии:
ЗАДАНИЕ 1. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенным (ми) критериями является (ются)…
- средняя продолжительность жизни;
- достижения в области образования, науки, искусства; тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык;
- генетический «код»; - антропометрия; - IQ (коэффициент интеллектуального уровня человека).
ЗАДАНИЕ 2. Объяснительной функцией культурологии является…
- сравнение различных объектов культуры;
- включение объекта в контекст и общее поле культуры;
- сведение к понятному.
ЗАДАНИЕ 3. Гносеологическая (познавательная) функция культуры – это…
- функция передачи социального опыта;
- это формирование людей, не помнящих родства;
- функция регулирования различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей;
- функция познания мира.
ЗАДАНИЕ 4. Цивилизацию как последний этап развития культуры, стадию ее гибели рассматривал…
- О. Шпенглер; - Н. Бердяев; - А. Тойнби; - Л. Уайт.
ЗАДАНИЕ 5. Термин «культурогенез» означает …
- период стагнации культурного развития;
- процесс возникновения, становления культуры;
- процесс усвоения индивидом норм и ценностей культуры;
- период упадка в процессе культурного развития.
ЗДАНИЕ 6. Процесс «вхождения» индивида в общество, освоения им общественных норм и ценностей называется…
- культурной диффузией;
- приспособлением к окружающей среде;
- социализацией;
- аккультурацией.
ЗАДАНИЕ 7. Соответствие между наименованием функции культуры и ее определением:
1) адаптивная, 2) интегративная, 3) социализации;
а) обеспечивает объединение людей в социальные группы; б) обеспечивает приспособление человека к окружающей среде и изменениям окружающей среды;
в) обеспечивает формирование личности посредством трансляции и усвоения социальных знаний, ценностей и норм.
ЗАДАНИЕ 8. Способом трансляции культуры является…
- генетическая передача;
- внебиологический механизм наследования памяти;
- передача через мировую художественную культуру и искусство;
- передача посредством механической трансляции знаний.
ЗАДАНИЕ 9. Установите соответствие между сферой культуры и ее характеристикой:
- усвоение основных знаний на уровне общего восприятия;
- усвоение знаний в результате профессионального образования;
А) специализированная культура; Б) обыденная культура.
ЗАДАНИЕ 10. – К биологическим аспектам человеческого существования НЕ относится…
- вода; - атмосфера; - солнечное излучение; - символ.
ЗАДАНИЕ 11. Установите соответствие…
- культура – это совокупность лучших творений человека, высших духовных ценностей;
- культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все, что создано человеком.
А) ценностный поход;
Б) антропологический (деятельностный) подход.
ЗАДАНИЕ 12. Культура конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими чертами, это…………………………культура
- локальная; - глобальная; - корпоративная; - массовая.
ЗАДАНИЕ 13. Эволюционному направлению динамики культуры свойственно положение о том, что…
- культура развивается равномерно, неуклонно и поступательно: от простого к сложному от низкого к высокому;
- развитие культуры неравномерно, скачкообразно, оно сопровождается периодами взлетов и падений;
- культура вообще не развивается, скорее можно вести речь о культурном упадке, чем развитии;
- культура развивается под влиянием Бога, по его законам.
ЗАДАНИЕ 14. Гуманисты эпохи Возрождения утверждали, что мир…
- подчинен космическому разуму;
- создан Богом и подчинен ему;
- создан гармоничным и подчинен вечным и непреложным законам;
- несовершенен, удел человека – гармонизировать его.
ЗАДАНИЕ 15. Автор термина «осевое время» (сер 1-го тыс. до н.э.), понимаемого как эпоха духовного основоположения всех культур, составляющих сегодня Восток и Запад, является:
- Ф. Ницше; - А. Тойнби; - И.-Г. Гердер; - К. Ясперс.
ЗАДАНИЕ 16. Архетип всего враждебного, разрушительного, символ противостояния Руси кочевым цивилизациям…
- Русская равнина; - Великая степь; - Великая Булгария; - Хазарский каганат.
ЗАДАНИЕ 17. По лингвистическому критерию выделяются……………………… …………………культуры:
1) англосаксонская, славянская; 2) монастырская, дворцовая; 3) индуистская, православная; 4) кочевая, земледельческая.
ЗАДАНИЕ 18. Структурный элемент культуры, предписывающий поступки и действия позволяющие жить в соответствии со своей культурой:
1) норма; 2) понятие; 3) ритуал; 4) ценность.
ЗАДАНИЕ 19. Традиционная культура, как правило…
1) представляет собой форму межнационального общения; 2) доиндустриальна, бесписьменна; 3) существует преимущественно в городах, в состоянии с дисгармонии с природой; 4) характеризуется ярко выраженным конфликтом поколений.
ЗАДАНИЕ 20. Две черты, характеризующие отношение человека к миру в восточном типе культуры:
1) созерцательность; 2) активное воздействие на мир; 3) стремление к познанию внешнего мира; 4) самоизоляция от внешнего мира.
ЗАДАНИЕ 21. Две характерные черты русской духовной культуры:
1) правдоискательство; 2) максимализм; 3) прагматичность; 4) достижение выгоды.
ЗАДАНИЕ 22. Возможность неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стали возможными в условиях культуры…
1) раннегородских цивилизаций; 2) средневековья; 3) постиндустриального общества; 4) Нового времени.
ЗАДАНИЕ 23. Две черты, НЕ характерные для западного типа культуры:
1) концепция равенства; 2) прагматизм; 3) статусная иерархия по происхождению;
4) мистицизм.
Раздел 2. ИСТОРИЯ НАУКИ О КУЛЬТУРЕ В ЛИЦАХ
Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.