Методические материалы, определяющие процедуру докладов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На первом практическом занятии по дисциплине студенты получают от преподавателя информацию о текущих формах контроля и требованиях, предъявляемых к качеству выполнения всех форм оценочных заданий и средств, а также о тематике и сроках их проведения, происходит распределение докладов и консультирование будущих авторов. Допускается расширение тематики докладов с учетом интересов учащихся и специфики их будущей специальности. Защита доклада предполагает активное включение студентов в обсуждение заслушанного доклада: вопросы по тематике, обозначение личной позиции по затронутым в докладе проблемам. Практикуется подготовка содокладов с альтернативной точкой зрения по теме.

 

Методические материалы, определяющие процедуру

Проведения тестирования

 

Инструкции по процедуре тестирования студенты получают в компьютерном классе или при получении комплекса тестовых заданий – на практических занятиях.    Параметры тестирования без использования автоматизированной системы (ответы студентами даются в специальных тетрадях, отведенных под тестирование и контрольные работы):

База вопросов – 23 задания.

Выборка – простая случайная.

Проходной балл: 51

Время на тест: 10 минут

Количество попыток: 1

Проверка тестов осуществляется преподавателем на основе таблицы «ключей к тестам». Задание считается выполненным, если студент правильно ответил на более чем 50 % тестов.

 

6.1.3. Методические материалы, определяющие процедуру проведения контрольной работы для студентов заочной формы обучения.

 

Контрольная работа по дисциплине «Культурология» выполняется студентами заочной формы обучения самостоятельно в межсессионный период. Во время установочной лекции до сведения студентов доводятся тематика, структура и порядок оформления контрольных работ. Объем контрольной работы составляет 12 – 15 печатных страниц. Структура работы: правильно оформленный титульный лист, название темы работы, план контрольной работы, краткое введение, 3-4 главы основного содержания, заключение и список использованных источников (учебно-методическая и научная литература и интернет-ресурсы для домашней работы). Даются рекомендации по оформлению сносок на используемую литературу и иные источники. Контрольные работы предоставляются на кафедру для проверки преподавателем в начале соответствующей сессии. Результаты проверки фиксируются преподавателем в форме «зачтено» или «не зачтено» на титульном листе контрольной работы и отмечаются в журнале.

 

 

Тематика докладов для студентов очной формы обучения

1. Предмет культурологии.

2. Языки, символы и коды культуры.

3. Коммуникативные перевороты и их значение для развития культуры.

4. Функции культуры.

5. Морфология культуры

6. Социальные институты культуры.

7. Теории культурно-исторических типов (на выбор: Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

8. Теория «пассионарности» Л. Гумилева.

9. Ф. Ницше и З. Фрейд о культуре.

10. «Энергетическая» концепция культуры Л. Уайта.

11. Культура как негенетическая память человечества.

12. Текст, контекст, подтекст, гипертекст в культуре.

13. Зарождение культуры, наследие первобытности.

14. Теории происхождения искусства.

15. Великие археологические открытия 19-20 вв. (на выбор: открытие Древнего Египта, цивилизаций Междуречья, Хараппской цивилизации, открытия Г. Шлимана и А. Эванса, открытие Кумранских рукописей).

16. Тело в истории культуры (на выбор: идеалы мужской и женской красоты, отношение к жизни и смерти в истории культуры, культура питания, этикет и правила хорошего тона, монашество и его отношение к телу).

17. Мировые религии и их влияние на культуру (на выбор: буддизм, христианство, ислам).

18. Своеобразие культуры Японии (на выбор: религиозные системы Японии, культурные традиции, система воспитания и образования сегодня).

19. Культура античного мира (на выбор: «искусство жить» и его отражение в «светской» культуре греков и римлян, сравнительный анализ греческого и римского изобразительного искусства, греческий и римский театр, Олимпийские игры сквозь время: греческие, римские и современные).

20. Византия: историческая судьба и культурное наследие.

21. Великие переселения народов в истории человечества и их культурные последствия.

22. Культура варварской Европы.

23. Готика – вершина искусства европейского Средневековья.

24. Рыцарская культура и ее роль в «цивилизационном сдвиге» от Средневековья к Новому времени.

25. Культура эпохи Возрождения (на выбор: итальянское, испанское, английское, северное Возрождение).

26. Великие географические открытия: предпосылки, главные участники и социокультурные последствия.

27. «Русская Америка»: открытие «северо-западной» Америки русскими первопроходцами, вклад в развитие культуры «Нового Света» и историческая судьба.

28. Северо-американский и латиноамериканский вариант культуры.

29. Блестящая и мятежная культура Нового времени: Россия и Европа.

30. Развитие модернизма от импрессионизма до наших дней (на выбор: импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, концептуализм).

31. Культура России (на выбор: языческая культура Древней Руси и «неоязычество» сегодня, тайна притяжения русской иконописи, Серебряный век русской культуры, культура «трех волн» русского зарубежья, «русский авангард» в искусстве ХХ века, искусство «социалистического реализма», советская культуры эпохи «оттепели»).

32. Элитарная и массовая культура сегодня.

33. Молодежная субкультура.

34. Запечатленное мгновенье сквозь историю культуры.

35. Гении культуры и их след с истории.

36. Компьютерная революция и ее влияние на культуру.

37. Проблемы выживания культур в глобальном мире.

38. «Глобальное» и «национальное» в современном мире.

39. Миграционные процессы как культурная проблема.

 

Комплекс тестовых заданий по культурологии:

ЗАДАНИЕ 1. При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенным (ми) критериями является (ются)…

- средняя продолжительность жизни;

- достижения в области образования, науки, искусства; тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык;

- генетический «код»; - антропометрия; - IQ (коэффициент интеллектуального уровня человека).

 

ЗАДАНИЕ 2. Объяснительной функцией культурологии является…

- сравнение различных объектов культуры;

- включение объекта в контекст и общее поле культуры;

- сведение к понятному.

 

ЗАДАНИЕ 3. Гносеологическая (познавательная) функция культуры – это…

- функция передачи социального опыта;

- это формирование людей, не помнящих родства;

- функция регулирования различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей;

- функция познания мира.

 

ЗАДАНИЕ 4. Цивилизацию как последний этап развития культуры, стадию ее гибели рассматривал…

- О. Шпенглер; - Н. Бердяев; - А. Тойнби; - Л. Уайт.

 

ЗАДАНИЕ 5. Термин «культурогенез» означает …

- период стагнации культурного развития;

- процесс возникновения, становления культуры;

- процесс усвоения индивидом норм и ценностей культуры;

- период упадка в процессе культурного развития.

 

ЗДАНИЕ 6. Процесс «вхождения» индивида в общество, освоения им общественных норм и ценностей называется…

- культурной диффузией;

- приспособлением к окружающей среде;

- социализацией;

- аккультурацией.

 

ЗАДАНИЕ 7. Соответствие между наименованием функции культуры и ее определением:

1) адаптивная, 2) интегративная, 3) социализации;

а) обеспечивает объединение людей в социальные группы; б) обеспечивает приспособление человека к окружающей среде и изменениям окружающей среды;

 в) обеспечивает формирование личности посредством трансляции и усвоения социальных знаний, ценностей и норм.

 

ЗАДАНИЕ 8. Способом трансляции культуры является…

- генетическая передача;

- внебиологический механизм наследования памяти;

- передача через мировую художественную культуру и искусство;

- передача посредством механической трансляции знаний.

 

ЗАДАНИЕ 9. Установите соответствие между сферой культуры и ее характеристикой:

- усвоение основных знаний на уровне общего восприятия;

- усвоение знаний в результате профессионального образования;

А) специализированная культура; Б) обыденная культура.

 

ЗАДАНИЕ 10. – К биологическим аспектам человеческого существования НЕ относится…

- вода; - атмосфера; - солнечное излучение; - символ.

 

ЗАДАНИЕ 11. Установите соответствие…

- культура – это совокупность лучших творений человека, высших духовных ценностей;

- культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все, что создано человеком.

 А) ценностный поход;

 Б) антропологический (деятельностный) подход.

 

ЗАДАНИЕ 12. Культура конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими чертами, это…………………………культура

- локальная; - глобальная; - корпоративная; - массовая.

 

ЗАДАНИЕ 13. Эволюционному направлению динамики культуры свойственно положение о том, что…

- культура развивается равномерно, неуклонно и поступательно: от простого к сложному от низкого к высокому;

- развитие культуры неравномерно, скачкообразно, оно сопровождается периодами взлетов и падений;

- культура вообще не развивается, скорее можно вести речь о культурном упадке, чем развитии;

- культура развивается под влиянием Бога, по его законам.

 

ЗАДАНИЕ 14. Гуманисты эпохи Возрождения утверждали, что мир…

- подчинен космическому разуму;

- создан Богом и подчинен ему;

- создан гармоничным и подчинен вечным и непреложным законам;

- несовершенен, удел человека – гармонизировать его.

 

ЗАДАНИЕ 15. Автор термина «осевое время» (сер 1-го тыс. до н.э.), понимаемого как эпоха духовного основоположения всех культур, составляющих сегодня Восток и Запад, является:

- Ф. Ницше; - А. Тойнби; - И.-Г. Гердер; - К. Ясперс.

 

ЗАДАНИЕ 16. Архетип всего враждебного, разрушительного, символ противостояния Руси кочевым цивилизациям…

- Русская равнина; - Великая степь; - Великая Булгария; - Хазарский каганат.

 

ЗАДАНИЕ 17. По лингвистическому критерию выделяются……………………… …………………культуры:

1) англосаксонская, славянская; 2) монастырская, дворцовая; 3) индуистская, православная; 4) кочевая, земледельческая.

 

ЗАДАНИЕ 18. Структурный элемент культуры, предписывающий поступки и действия позволяющие жить в соответствии со своей культурой:

1) норма; 2) понятие; 3) ритуал; 4) ценность.

 

ЗАДАНИЕ 19. Традиционная культура, как правило…

1) представляет собой форму межнационального общения; 2) доиндустриальна, бесписьменна; 3) существует преимущественно в городах, в состоянии с дисгармонии с природой; 4) характеризуется ярко выраженным конфликтом поколений.

 

ЗАДАНИЕ 20. Две черты, характеризующие отношение человека к миру в восточном типе культуры:

1) созерцательность; 2) активное воздействие на мир; 3) стремление к познанию внешнего мира; 4) самоизоляция от внешнего мира.

 

ЗАДАНИЕ 21. Две характерные черты русской духовной культуры:

1) правдоискательство; 2) максимализм; 3) прагматичность; 4) достижение выгоды.

 

ЗАДАНИЕ 22. Возможность неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стали возможными в условиях культуры…

1) раннегородских цивилизаций; 2) средневековья; 3) постиндустриального общества; 4) Нового времени.

 

ЗАДАНИЕ 23. Две черты, НЕ характерные для западного типа культуры:

1) концепция равенства; 2) прагматизм; 3) статусная иерархия по происхождению;

4) мистицизм.

 

Раздел 2. ИСТОРИЯ НАУКИ О КУЛЬТУРЕ В ЛИЦАХ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.