ХАНТИНГТОН Самюэль (1927 – 2008)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Американский историк и политолог, автор историко-философского трактата «Столкновение цивилизаций» (1993), посвященного миру после «холодной войны» двух мировых социально-политических систем: капитализма и социализма. Некоторые теоретики утверждали, что после «поражения социализма» единственной оставшейся идеологической альтернативой для наций в мире является либеральная модель: утверждение прав человека, либеральной демократии и капитала, свободной рыночной экономики.

  По мнению С. Хантингтона, западные представления об универсальности его ценностей и политической системы наивны (т.к. они не универсальны). После Второй мировой войны была создана ООН и система международных отношений и законов. Но это не смогло остановить острую конкуренцию цивилизаций в современном мире. Ответом Хантингтона на книгу его ученика Ф. Фукуямы «Конец истории и последний человек» стала его концепция «столкновения цивилизаций». - Конец истории не наступил, история продолжается.

Важным элементом исторического процесса всегда были войны. На рубеже 20-21 веков мир вступил в эпоху качественно нового противостояния. Если в прошлом войны происходили между странами, монархами, нациями и идеологиями, то новый этап исторического развития будет представлять собой столкновение цивилизаций и передел мира. Основные участники этого современного противостояния: тюркская, западная, православная, исламская, индийская, синская (китайская), японская, латиноамериканская, африканская, буддистская цивилизации.

Незападные цивилизации перестали быть эксплуатируемыми реципиентами западной цивилизации, стали важными субъектами, присоединяющимися к Западу для формирования мировой истории. Среди главных претендентов на лидерство он называл Китай и исламский мир. Восточноазиатская (синская) цивилизация утверждает себя и в экономическом, и в культурном плане – Китай открыто заявляет себя как регионального гегемона. В его русле находятся: Северная и Южная Корея и Вьетнам. Подъем Китая – это долгосрочная угроза Западу.

Исламская цивилизация переживает массовый демографический взрыв, который подпитывает нестабильность на ее границах и внутри нее, и вместе с тем «исламское возрождение». Ислам находится вблизи многих цивилизаций: синской, православной, западной, африканской, что чревато большими проблемами сосуществования.

Между цивилизациями существуют принципиальные различия языков, истории, традиций, религий. Культурные характеристики менее подвержены изменениям, чем политические и экономические. Все они являются продуктом многих столетий и не исчезнут скоро. Из-за экономической модернизации и социальных изменений миллионы людей оказываются отделенными от местных идентичностей. Вместо них религия и остро осознаваемая цивилизационная принадлежность заполнила возникшие пробелы. В ответ на нарастающее давление западной цивилизации усиливается «движение к корням», к истокам незападных цивилизаций, а вместе с этим усиливаются поиски незападного пути культурно-исторического прогресса. Вместе с этим растет экономический регионализм, а он усиливает цивилизационное сознание. Столкновение цивилизаций уже началось на границах цивилизаций.

 

 

Раздел 3. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ.

 

ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ:

 

Культурология – фундаментальная гуманитарная наука о культуре, общих закономерностях ее развития и специфических культурных процессах. Выдающийся немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В.Оствальд в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». В работе «Принципы теории образования» он писал: «Специфические человеческие особенности, отличающие род Homo sapiens от прочих животных видов, охватываются наименованием «культура»; следовательно, науку о специфически человеческих способах деятельности вполне можно было бы назвать культурологией (Kulturologie)». Значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Л. Уайту.

 

Аксиологический (ценностный) и антропологический (деятельностный) подход к истолкованию понятия «культура – два сосуществующих подхода, в основе которых лежит вопрос об объеме понятия «культура»: включает ли оно только положительные или же и положительные, и отрицательные порождения человеческой деятельности. Согласно первому (ценностному) подходу, под культурой можно понимать лишь такую надбиологическую активность человека, которая приводит к положительным результатам; согласно второму подходу, понятие «культура» распространяется на любую (и положительную и отрицательную) небиологическую активность человека, а также ее результаты.

Сторонники аксиологического подхода считают, что понятие «культура» связано с «истинной человечностью» и направлено на духовное совершенствование человека. При этом отбрасывается большинство созданий человека, которые нельзя отметить знаком «плюс» (бомба, нацеленная на разрушение, военное искусство, вандализм и т.п.). Это приводит к сужению понятия «культура», нежеланию признания амбивалентности (нейтральности) действий людей, их субъективности (поскольку для разных людей критерии ценности различны). При таком подходе одни и те же создания людей, в зависимости от ситуации, могут выступать и как «культура», и как «некультура»: так, например, топор, используемый при строительстве храма, следует относить к понятию «культура», а тот же топор, которым станут что-либо разрушать или кого-либо убивать, уже нельзя будет отнести к понятию «культура».

 

Аспекты культуры (от лат. aspectus – взгляд, вид) – точки зрения, с которых рассматривают культуру. В культурологии выделяются следующие пять аспектов культуры: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) нормативный; 5) социологический.

 

Артефакт (от лат. аrtefactum – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, (например, предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, художественная утварь, жилище, дороги и т.п., созданные людьми).

 

Структура культурологии – пять взаимосвязанных разделов: 1) история мировой и отечественной культуры; 2) история культурологических учений; 3) социология культуры; 4) культурная антропология; 5) прикладная культурология. В стадии формирования находятся другие разделы культурологии: региональная культурология, сравнительная культурология, гендерная культурология и др.

 

Культура (от лат. cultio – возделывание, обработка земли) – открытая категория, обозначающая содержание общественной жизнедеятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственно созданные людьми артефакты. Это созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Культура – это многогранный процесс и результаты человеческой деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

Существуют сотни определений культуры. Немецкий мыслитель ХУ11 века Пуфендорф, который ввел в научный оборот термин «культура», дал следующее определение – «культура – вторая природа». Английский этнограф Эдуард Тайлор в 1870-х годах предложил свое определение – «культура – совокупность духовных достижений человечества». Крупнейший культуролог России второй половины ХХ столетия Д. С. Лихачев дал следующее определение – «культура – это негенетическая память человечества».

 

Культурные универсалии (от лат. universalis – общий, всеобщий) – нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода, не зависят от географического места, исторического устройства общества, типа культуры. Выделяют более 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и т.п.

 

Катарсис – (от греч. katharsis – очищение) – духовное очищение и внутреннее освобождение, которое испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. Термин был введен Аристотелем в работе «Поэтика» для обозначения возвышенного удовлетворения и просветления, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него.

 

Система (от греч. sistema – целое, составленное из частей; соединение) – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.п.), представляющее определенное целостное образование, единство. Система – это такое образование, из которого без ущерба для целостности невозможно изъять ни одну из составляющих его частей. Согласно современным взглядам, культура представляет именно такое целостное соединение взаимосвязанных элементов. Культурология исследует культуру не как сумму фактов и явлений, а их совокупность – систему.

 

Культурная идентичность – психологические представления человека о своем «Я» и своей принадлежности к определенной культуре.

 

Цивилизация – во второй половине ХУ111 – начале Х1Х вв. утвердились следующие варианты интерпретации этого термина: 1) локально-исторический, в котором цивилизации рассматриваются как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования; 2) историко-стадиальный, в котором цивилизация рассматривается как этап прогрессивного развития человечества, следующий после первобытности; 3) всемирно-исторический (унитарный), в котором цивилизация рассматривается как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого.

 

Искусство – процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира. Различными формами искусства являются: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В основе искусства лежит способность человека к формированию образов.

 

Наука – специализированная область культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании систем логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построение рациональных прогнозов: управление исследуемыми процессами на основе эксперимента.

 

Религия (от лат. religio – связь, связь с Богом) – вера в сверхъестественное, лежащее в основе мировоззрения, мироощущения, поведения и действий. Религия связана с запредельными для человека объектами, носящими феноменальный сверхъестественный характер, поэтому она представляет собой самое сложное явление сознания и социальной практики.

Кроме того, религия – это совокупность верований, символов, образцов действий, с помощью которых регулируются отношения людей к таким проблемам человечества, как жизнь, смерть, страдания, добро, зло и т.д.

 

Техника (от греч. technike – искусная; techne - искусство, мастерство) – совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества; в технике материализуются знания и опыт, накопленные человеком в процессе развития общественного производства. В собирательном смысле под техникой понимаются машины, механизмы, приборы, устройства, орудия. Кроме того, под техникой понимается совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности (например, техника стихосложения, строительная техника и т.п.)

 

Ядро культуры – основа, сердцевина культурной системы, проявляющаяся в единстве доминирующих черт, составляющих ее элементов. Ядро культуры представляет собой неантагонистическую, стабильную целостность ведущих ценностных ориентаций, от иерархии которых зависит ее специфика. Ядро культуры выражается в феноменах культуры (науке, искусстве, религии, морали, праве, философии, политике и др.), в организациях (политической и социальной), в образе жизни и менталитете носителей культуры. Ядро культуры обеспечивает устойчивость и стабильность конкретных типов культуры.

 

СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. МЕСТО КУЛЬТУРОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК:

Культурология представляет собой комплекс отраслей, или разделов научного знания. Каждый из них имеет свой объект исследования, взаимодействует с определенным кругом наук, отличается языком описания, спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем.

 

История культуры – В центре внимания истории культуры находится реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран, народов. Она дает богатый материал, касающийся многообразия культурных достижений и ценностей, вклада народов в мировую культуру, трудностей и противоречий культурно-исторического процесса, судеб великих цивилизаций прошлого и настоящего. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует истоки культурных явлений, процессы их распространения. Это передаваемая от поколения к поколению память человечества. Для культурологии этот раздел составляет фундамент теоретических концепций.

История культуры тесно связана со всеобщей историей, этнологией и этнографией, а также с историей отдельных сфер: техники, науки, нравов, искусства, права, религии, политики, семьи.

 

История культурологических учений (теорий культуры) – Раздел изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти главные причины и закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в трактатах Древней Греции и Востока можно обнаружить необычайно точные и глубокие суждения о культуре.

Как наука культурология начала формироваться в философии европейского Просвещения ХУ111 в. Начало осмысления истории культуры человечества связывают с именами итальянского историка Дж. Вико (1668-1774) и немецкого философа И. Г. Гердера (1744 – 1803). Они заложили научные основы теоретического исследования культуры как целостного общественного явления. Впоследствии культурология стала объектом пристального внимания многих ученых. К изучению культуры обращались философы, этнографы, историки, антропологи, политики, психологи, социологи Англии, Германии, Франции, России, Испании, США и других стран. Они стремились познать, понять, объяснить особенности культурного развития человечества. Изучение их подходов, поисков, учений и теоретических концепций не менее увлекательно, чем постижение самой истории культуры.

 

Социология культуры – Термин «социология культуры» был введен в начале ХХ века немецким социологом А. Вебером. Эта отрасль культурологии исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции культурного развития, проявляющегося в сознании, поведении и образе жизни социальных групп.

В социальной структуре общества выделяются группы разного уровня: макрогруппы, слои, сословия, нации, этносы, каждая из которых отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни, и множество микрогрупп, которые образуют различные субкультуры. Это могут быть возрастные субкультуры детей, молодежи, престарелых; конфессиональные – в зависимости от вероисповеданий; профессиональные, в которых подчеркивается принадлежность к определенному виду трудовой деятельности и общность связанных с ней интересов. Специфичны субкультуры мужчин и женщин. Группы с отклоняющимся от нормы поведением также имеют свои субкультуры.

Множественность групповых культур создает «мозаичную» картину культурной жизни, которую также исследует социология культуры.

    

Культурная антропология – Основы культурной антропологии заложены в первой половине ХХ века, но особенно интенсивно она стала развиваться с 1960-х годов. В рамках этого научного направления исследуются: исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации его не только к окружающей природной, но и культурной среде, становление духовного мира личности, реализация ее творческого потенциала в деятельности. На протяжении всей жизни человека происходит его социально-культурная эволюция. Особую роль в этом процессе играют детство и молодость, когда закладываются основы ценностных позиций и интересов личности. Культурная антропология выявляет «узловые» моменты социализации, аккультурации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, системы образования и воспитания, роль семьи, сверстников, поколения. Она анализирует духовный мир мужчины и женщины.

    

Прикладная культурология – раздел культурологии, результаты исследования которого направлены на решение практических проблем культуры. В области ее исследования входят организация и технология культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методика проведения массовых праздников, фестивалей, форумов и др.

Ее главное направление состоит в разработке культурной политики; экономическом, политическом и духовном обеспечении реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга.

Объектом научного анализа и практического воздействия являются деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и других общественных организаций в сфере культуры.

Одним из актуальных направлений прикладной культурологи является проведение культурологической экспертизы объектов социального назначения.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.