Понимание общества
Позитивизм | Диалектический материализм |
Позитивистский эмпиризм, признание видимого за достаточное для научного анализа. Субъективизм и субъективный идеализм. | Теоретическое проникновение в сущность предмета. Материализм и диалектика |
«Квадрат Парсонса» Функции: А – адаптация, выживание Ц – целеполагание, идеология И – интеграция (социальная связь, целостность) С – самосохранение Структуры: Э – экономика, предприятия Ф - финансы Ц – церковь И – искусство Пп – политические партии С – семья Ш – школа Г – государство Сс – силовые структуры | Общественно-экономическая формация Пс – производительные силы Пр. отн. – производственные отношения (отношения по поводу собственности, экономические отношения) Г – государство Пп – политические партии Ид. отн. – идеологические отношения (политические, правовые, моральные и др.) |
Общество, осуществляющее необходимые функции, внутренне динамично. В нем налицо социальные, экономические, идеологические и т. п. изменения. Функции, выполняемые определенными структурами, могут нарушаться дисфункциями. Тогда их начинают выполнять другие структуры: государство вмешивается в ослабленную экономику, разбалансированную школу или разрушающуюся семью заменяет церковь и т. д. Общество выглядит как крепкая сеть, сплетенная из туго натянутых нитей: прорывы в одних местах быстро локализу-ются и компенсируются работой других общественных структур. Все элементы структуры общества равно важны, ведущего звена здесь нет | В основе общественно-экономической формации лежит способ производства материальных благ: единство производительных сил (техника и люди, управляющие ею) и производственных отношений (порождаемые производительными силами формы собственности на средства производства). Эти последние являются базисом формации. Класс собственников создает средства защи-ты своей собственности – государство, политические партии, идеологию и идеологические отношения – это надстройка формации. Семья, этнические группы и их отношения, язык и др. – это так называемые вненадстроечные элементы формации. |
Историческая динамика общества | |
Существование общества рассматривается только как функционирование, обеспечивающее его устойчивость. Социальные изменения лишь локальны и количественны. Качественных скачков нет, революций быть не может: это только «дисфункции», которые рано или поздно погашаются. Правда, можно выделить некоторые «стадии роста» общества (А. Ростоу): аграрное общество, индустриаль-ное, постиндустриальное. Но это не качественные скачки, а просто различия по количеству работников, занятых в той или иной сфере жизни общества. | Постоянно развивающиеся производи-тельны силы требуют смены форм собственности. Эта смена происходит скачкообразно как социальные революции, представляющие собой результат перехода количественных изменений в качественные. Собствен-ники средств производства защищают старые производственные отношения всеми средствами принадлежащей им надстройки. Но в обществе всегда находятся новые слои, заинтересован-ные в этой смене: они захватывают надстройку и вводят более передовые формы экономических отношений. Это и есть социальная революция – подъём общества на более высокую ступень исторического развития. Историческое движение общества представляется как скачкообразное и ступенеобразное. Таких ступеней диалектический материализм насчитывает пять: это первобтно-общинная, рабовладель-ческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. |
Социальный заказчик | |
Социальные слои (классы) и структуры, заинтересованные в консервации существующих отношений и в эффективном (со своей классовой точки зрения) управлении обществом. | Слои и классы, заинтересованные в социальном прогрессе, устремленном к его высшей форме – самоуправлению работников (трудящихся). |
Б .Межцивилизационные отношения
В современном мире
Буржуазная социология в анализе форм и факторов исторического движения общества не использует категорию общественно-экономической формации и связанных с нею дочерних категорий (производительные силы и производственные отношения, формы собственности и их зависимость от уровня развития производительных сил, основной социологический закон и другие). Вместо них применяются категории цивилизация, отношения (конфликт) цивилизаций, цивилизационные войны и тому подобное. Впервые о цивилизациях как больших социокультурных и этнических образованиях и о их взаимоотношениях стал писать наш соотечественник Н. Я. Данилевский («Россия и Европа», 1865). Своеобразным вторым изданием этой трактовки общества была работа О. Шпенглера «Закат Европы» (1920). Как в этих первых, так и в многочисленных современных «цивилизационных» работах в основу общества кладутся субъективные, духовные факторы: мораль, религия, психология («менталитет») народов или региональных групп народов. Конфликты мирового масштаба рассматриваются не как социально-классовые, связанные с эксплуатацией развитыми странами как коллективными капиталистами стран «третьего мира», а как результаты религиозной нетерпимости, ксенофобии, которые следует преодолевать пропагандистскими, политтехнологическими усилиями. Ненаучность таких теорий, их практическая безрезультатность и потому социальная реакционность несомненны.
Г. Глобальные проблемы современности
Глобальными (общепланетными) являются те проблемы, которые возникают в масштабах всей планеты и которые невозможно разрешить усилиями отдельных стран и даже групп стран. Традиционно к главным из них относят экологическую, демографическую (демографический рост), продовольственную и угрозу термоядерной войны. Эти проблемы имеют антропогенный, или социальный, характер. Глобальные проблемы возникают не случайно, а являются закономерным итогом длительного социального развития. В их основе – капиталистический частнособственнический характер отношения к природе и отношений между странами и государствами. Преодоление этих проблем возможно только в рамках социалистического преобразования жизни людей на планете. Следовательно, важнейшей, базовой по отношению ко всем другим «глобальным проблемам» является проблема существования, сохранения на планете капиталистического уклада в экономике и вытекающих из него хищнического отношения к природе, насильственного отношения развитых «цивилизаций» к «отстающим», демографическая проблема, проблема голода, природных ресурсов и т. п.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 251.