Структура и динамика общественно-исторической формации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Идеологические отношения (политические, нравственные и др.)  Идеология, защищающая базис (мораль, религия, политич. созн.)  Структуры, защищающие базис (государство,  политич. партии и др.)    
                                           

                                        Духовная жизнь

                                             общества

Надстройка                                       Политические

                                            отношения

                                        Социально-классовые

                                                

     

 

 


                                                                                                                

Базис                                                                                                  

 

 


Природа

 

Материалистическая формационная теория общества (Маркс) сегодня в силу давления социального заказа  правящих кругов, не заинтересованных в распространении научного знания об обществе, вытесняется идеалистической цивилизационной концепцией. Эти же круги поощряют склонных к «толерантности» и «политкорректности»   мыслителей представлять эти концепции  как взаимодополняющие.



Тема 6. 2. Динамика и типология исторического развития

А. Общество и природа. Материальное

Производство

Общество – высший продукт развития природы, приобретший отличную от последней специфическую сущность. Общество живет не по законам неорганической либо органической (живой) природы, у него свои собственные закономерности и цели. Общество – это обособившаяся часть природы, имеющая своей сущностью и целью самосовершенствование и совершенствование природы. Природа как бы сама себя совершенствует порожденным ею человечеством, обществом. Общество как бы оживляет природу, воскрешает ее из ее мертвенного состояния бытия в себе. Общество – это «осуществленный гуманизм природы, осуществленный натурализм человека, подлинное воскресение природы» (К. Маркс, т. 42, с. 119). Задача человечества – не выживание и распространение по планете и в космосе, как это выглядит в биологизаторских позитивистских теориях. Задача выживания решена уже на уровне живой природы: жизнь на Земле бессмертна, и перед человечеством она больше не стоит как проблема (как не стоят проблемы минерального мира перед животными). Перед человечеством стоит другая, несравненно более важная и трудная задача – преобразование природы по ее собственным внутренним закономерностям, по ее собственной мерке или мере, то есть «по законам красоты» (Маркс). Всякие трактовки общества как природной системы, всякие высказывания типа «люди, как и другие животные, прежде всего, стремятся к выживанию, и в этом своем стремлении используют свой интеллект, духовность в качестве средства» – любые подобные высказывания являются редукционистскими, вульгарно материалистическими, сводящими сущность общества и человека к сущности животных, являются ненаучными, социал-дарвинистскими.

 

 

Две концепции общества: позитивизм и

Диалектический материализм

 

  Позитивизм Диалектический материализм
Сущность, место в природе, предназначение общества Этот вопрос или не ставится или  на него дается эмпиристский и биологизаторский ответ: сущность (предназначение) общества в выживании, покорении природы и распространении по планете. Общество — обособившаяся часть природы,  имеющая своим предназначением самосовершен-ствование посредством совершенствования природы.
Познание  общества Позитивистский эмпиризм, абсолютизация налично данного, непосредственно воспринимаемого. Рассмотрение общества только в его здесь-и-сейчас бытии. Никакой метафизики общественного бытия, т. е. сверхэмирических, умопостигаемых процессов. Общество, кроме своего эмпирчески воспринимаемого бытия, имеет еще и особую мета-физику: космическое предназна-чение совершенствовать природу. Поэтому его изучение должно быть не только эмпирическим, но ещё и сущностным и системно-истори-ческим, т. е. философским.
Базовые компоненты общества, «начала», с которых должно  начинаться его изучение Эмпирически воспринимаемые люди, человеческие индивиды и их непосредственные связи. Люди и их связи представляются первичными  в обществе, любые социальные структуры — вторичны, производны от индивидуальной человеческой активности. Изучение общества должно начинаться «сверху», от его целостной системы: она — исходный момент его бытия и исходный пункт его познания. Без предварительного знания целого невозможно понять элементы этого целого.
Общее  определение общества Общество — это совокупность людей, проживающих на определенной территории,  имеющих общий язык, культуру, границы, экономику и т. д. Т. е. определение чисто эмпирическое, описательное, через перечисление признаков. Общество – обособившаяся часть природы, развивающаяся по собственным внутренним закономерностям и имеющая своим предназначением собственное развитие в качестве средства совершенствования природы.
Отношения людей в обществе Индивидуализм, индивидуальное выживание, конкуренция, «гражданское общество», социальное расслоение, государственное управление... Коллективизм, гуманизм, общеисторическая тенденция ко все большему обобществлению и одновременно личностной свободе человека
История,  исторический процесс Отсутствие прогресса, либо наличие «стадий роста» без качественных скачков. Локальные,  не связанные друг с другом цивилизации. Отсутствие развития, наличие только «социальных изменений». Исторический процесс – это лишь хаос синергетических «социальных бифуркаций» Исторические ступени качественных преобразований,  последовательная смена общественно-исторических формаций, историческая закономерность и исторический прогресс
Структура  общества «Квадрат Т. Парсонса» Общественно-экономические формации
Социальный  заказчик Господствующий буржуазный  класс, заинтересованный в эмпирических, прагматически- полезных знаниях о наличном состоянии общества  и в недопущения социального прогресса.   Социальный слой общества, заинтересованный в сущностном знании об обществе, дающем возможность его совершенство-вания (прогрессивного развития).
Понимание личности Личность – это только индивидуальность, понятая как проявление и свободное развитие человеком своей онтологически  понятой «самости». То есть личность человека формируется  не в обществе, а лишь развивается самим человеком из недр изначально заложенной в нем его собственной индивидуальности. Личность человека – это обусловленное требованиями общества преодоление им собственной индивидуальности (индивидуализма), универсали-зация сознания и деятельности, отождествление индивидуальных и общественных интересов и ценностей.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 224.