|
Духовная жизнь
общества
Надстройка Политические
отношения
Социально-классовые
Базис
Природа
Материалистическая формационная теория общества (Маркс) сегодня в силу давления социального заказа правящих кругов, не заинтересованных в распространении научного знания об обществе, вытесняется идеалистической цивилизационной концепцией. Эти же круги поощряют склонных к «толерантности» и «политкорректности» мыслителей представлять эти концепции как взаимодополняющие.
Тема 6. 2. Динамика и типология исторического развития
А. Общество и природа. Материальное
Производство
Общество – высший продукт развития природы, приобретший отличную от последней специфическую сущность. Общество живет не по законам неорганической либо органической (живой) природы, у него свои собственные закономерности и цели. Общество – это обособившаяся часть природы, имеющая своей сущностью и целью самосовершенствование и совершенствование природы. Природа как бы сама себя совершенствует порожденным ею человечеством, обществом. Общество как бы оживляет природу, воскрешает ее из ее мертвенного состояния бытия в себе. Общество – это «осуществленный гуманизм природы, осуществленный натурализм человека, подлинное воскресение природы» (К. Маркс, т. 42, с. 119). Задача человечества – не выживание и распространение по планете и в космосе, как это выглядит в биологизаторских позитивистских теориях. Задача выживания решена уже на уровне живой природы: жизнь на Земле бессмертна, и перед человечеством она больше не стоит как проблема (как не стоят проблемы минерального мира перед животными). Перед человечеством стоит другая, несравненно более важная и трудная задача – преобразование природы по ее собственным внутренним закономерностям, по ее собственной мерке или мере, то есть «по законам красоты» (Маркс). Всякие трактовки общества как природной системы, всякие высказывания типа «люди, как и другие животные, прежде всего, стремятся к выживанию, и в этом своем стремлении используют свой интеллект, духовность в качестве средства» – любые подобные высказывания являются редукционистскими, вульгарно материалистическими, сводящими сущность общества и человека к сущности животных, являются ненаучными, социал-дарвинистскими.
Две концепции общества: позитивизм и
Диалектический материализм
Позитивизм | Диалектический материализм | |
Сущность, место в природе, предназначение общества | Этот вопрос или не ставится или на него дается эмпиристский и биологизаторский ответ: сущность (предназначение) общества в выживании, покорении природы и распространении по планете. | Общество — обособившаяся часть природы, имеющая своим предназначением самосовершен-ствование посредством совершенствования природы. |
Познание общества | Позитивистский эмпиризм, абсолютизация налично данного, непосредственно воспринимаемого. Рассмотрение общества только в его здесь-и-сейчас бытии. Никакой метафизики общественного бытия, т. е. сверхэмирических, умопостигаемых процессов. | Общество, кроме своего эмпирчески воспринимаемого бытия, имеет еще и особую мета-физику: космическое предназна-чение совершенствовать природу. Поэтому его изучение должно быть не только эмпирическим, но ещё и сущностным и системно-истори-ческим, т. е. философским. |
Базовые компоненты общества, «начала», с которых должно начинаться его изучение | Эмпирически воспринимаемые люди, человеческие индивиды и их непосредственные связи. Люди и их связи представляются первичными в обществе, любые социальные структуры — вторичны, производны от индивидуальной человеческой активности. | Изучение общества должно начинаться «сверху», от его целостной системы: она — исходный момент его бытия и исходный пункт его познания. Без предварительного знания целого невозможно понять элементы этого целого. |
Общее определение общества | Общество — это совокупность людей, проживающих на определенной территории, имеющих общий язык, культуру, границы, экономику и т. д. Т. е. определение чисто эмпирическое, описательное, через перечисление признаков. | Общество – обособившаяся часть природы, развивающаяся по собственным внутренним закономерностям и имеющая своим предназначением собственное развитие в качестве средства совершенствования природы. |
Отношения людей в обществе | Индивидуализм, индивидуальное выживание, конкуренция, «гражданское общество», социальное расслоение, государственное управление... | Коллективизм, гуманизм, общеисторическая тенденция ко все большему обобществлению и одновременно личностной свободе человека |
История, исторический процесс | Отсутствие прогресса, либо наличие «стадий роста» без качественных скачков. Локальные, не связанные друг с другом цивилизации. Отсутствие развития, наличие только «социальных изменений». Исторический процесс – это лишь хаос синергетических «социальных бифуркаций» | Исторические ступени качественных преобразований, последовательная смена общественно-исторических формаций, историческая закономерность и исторический прогресс |
Структура общества | «Квадрат Т. Парсонса» | Общественно-экономические формации |
Социальный заказчик | Господствующий буржуазный класс, заинтересованный в эмпирических, прагматически- полезных знаниях о наличном состоянии общества и в недопущения социального прогресса. | Социальный слой общества, заинтересованный в сущностном знании об обществе, дающем возможность его совершенство-вания (прогрессивного развития). |
Понимание личности | Личность – это только индивидуальность, понятая как проявление и свободное развитие человеком своей онтологически понятой «самости». То есть личность человека формируется не в обществе, а лишь развивается самим человеком из недр изначально заложенной в нем его собственной индивидуальности. | Личность человека – это обусловленное требованиями общества преодоление им собственной индивидуальности (индивидуализма), универсали-зация сознания и деятельности, отождествление индивидуальных и общественных интересов и ценностей. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 224.