Современный позитивизм рассматривает в качестве базового и первичного индивидуальное человеческое сознание, которое задано ему, конечно, не богом (позитивизм с самого начала, от самого его основателя Конта, чрезвычайно атеистичен), но его «природой», антропологично. Общественное сознание, в таком случае, это только сознание общества как результат суммирования сознаний (знаний, чувств, ценностей и т. д.) отдельных людей. В той позиции совершенно нет диалектики единичного и общего, их единства, взаимосвязи и взаимопорождения. В действительности же общественное сознание можно сравнить с «сознанием» стаи птиц, из которых ни одна сама по себе на юг не летит, а, сбившись стаю, они летят, да еще и по причудливо сложным маршрутам и на огромные расстояния. Общественное сознание – это эмерджентный скачек, диалектический синтез сознаний отдельных людей, результаты которого становятся первичными по отношению к сознанию каждого отдельного человека. Звучит это парадоксально, но в этом суть и прелесть диалектики. Общественное сознание соотносится не с отдельными «сознаниями», его предметом становятся не они, а общественное бытие людей, общества, человечества. Общественное сознание не эмпирично, а метафизично, и потому неуловимо для позитивистского эмпиристского, верификационного анализа. Общественное сознание – это сознание общества как метафизической, сверхэлементной, общеприродной системы, свойства которой несводимы к свойствам составляющих ее частей – сознаний отдельных людей, человеков. И в то же время, как это ни парадоксально и немыслимо для метафизического позитивистского мышления, существует оно в головах тех же самых отдельных людей. У общества нет рук и ног, нет головы и мозга – всё это имеется только у отдельных его элементов, живых человеческих существ. И обществу тут не остается ничего другого, как жить, мыслить и чувствовать жизнью и мышлением отдельных людей. И для этого общество делегирует отдельным людям функцию системного (сверхиндивидуального) мышления, поручает им мыслить за него и от имени его. Целое порождает части для их функционирования в системе целого, части существуют и мыслят именно как части целого, от его имени и для решения его задач. Здесь возникает проблема свободы мышления, свободы духовной жизни каждого отдельного человека. Отдельный человек решает проблемы, предложенные ему обществом, не сам по себе, не для себя любимого, а для других людей, для общества. И в этом одновременно возникают и его свобода, и несвобода. Если он решает эти проблемы только для общества – он его раб. Если только для себя – он порабощает общество (по Ницше: человеком руководит индивидуальная «воля к власти», и «победителей не судят»). Чтобы преодолеть это противоречие, он должен суметь сделать общественные требования собственными, глубоко личными. Только в таком случае противоположности станут тождественными, внешнее станет внутренним, чужое – собственным, общественное – глубоко личным, и только это дает человеку подлинную свободу.
РАЗДЕЛ 4. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Тема 4. 1. Теория познания
А. Общие определения
Познание – получение человеком (обществом) знаний, позволяющее людям ориентироваться в окружающем мире, изменять его в соответствии со своими целями. Теория познания (гносеология, эпистемология) – раздел философии, изучающий процесс познания, его структуру и результаты (истина, ложь и др.).
Вопрос о познаваемости мира связан с основным вопросом философии, является второй его стороной. Если первая сторона этого вопроса («Что первично: материя или сознание, бытие или мышление?») противопоставляет мир сознанию (бытие первично, сознание – вторично), то вторая сторона решает вопрос об их взаимопроникновении, о том, насколько бытие может быть открыто сознанию (познанию) и насколько сознание может проникать в противостоящее ему бытие. Ответы на эти вопросы могут быть положительными – гносеологический оптимизм, гностицизм, либо отрицательными – агностицизм в разных его формах.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.