Б. Научные революции и смена типов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рациональности

Общество представляет собой сложную систему материальных и духовных процессов – сторон  жизни общества. Среди первых важнейшими являются производительные силы – техника и люди, способные приводить ее в движение. Духовные компоненты системы общества – совокупность форм общественного сознания: мораль, право, политическое сознание, искусство, философия и наука. Последний компонент наиболее важен для технического прогресса, хотя нельзя преуменьшать и значение остальных. Единство и взаимное стимулирование науки и производства составляет научно-технический прогресс (НТП). Этот последний может протекать (и протекает) эволюционно, научно-технический потенциал общества нарастает непрерывно. Но здесь могут наблюдаться и скачкообразные изменения – научно-технические революции. Это происходит в случаях комплексных изменений науки и техники, вызывающих значительные (резкие) изменения всей жизни общества. Таковыми были технические революции, связанные с появлением и применением энергии пара, затем – электричества.

Научные открытия и технико-технологические достижения ХХ века составили предпосылки так называемой современной научно-технической революции (НТР).

Основными признаками современной НТР являются интеграция производства, образования и управления; интеграция науки и производства, науки и техники, комплексная автоматизация информатизация, усиление роли социальных наук, их включение в производственные процессы, использование новых видов энергии, новых материалов, освоение космоса, быстрое устаревание инноваций,  постоянное повышение требований к квалификации и культуре работников, возникновение научных школ, создание специальных центров научных и опытно-конструкторских работ (НИОКР), научно-производственных объединений (НПО), венчурных фондов и др.

 

Смена типов научной рациональности

    

Человеческое (общественное) сознание включает в себя две большие сферы: эмоционально-иррациональную и логически-рациональную. Для первой характерны образное мышление, господство эмоций, свободная предикация (любому субъекту мысли могут быть приданы любые предикаты: солнце светит, но оно же и любит нас, и наказывает и т. п.). Биологи говорят, что эта сфера опосредствуется работой правого полушария нашего мозга. Логическая, рациональная сфера нашего сознания обеспечивается работой левого полушария. В этой сфере наблюдаются определенные уровни рациональности. Первый из них – понятийное мышление – отражение сущностей определенных групп (классов) предметов. Здесь используется формальная логика, описанная Аристотелем в его «Аналитиках». Эта логика требует однозначного, непротиворечивого описания предметов, она видит мир неизменным, неразвивающимся. Здесь мышление отвлекается от эмоционально-образной работы, от человеческой субъективности, пристрастности, заинтересованности в выводах.

 Второй уровень рациональности – категориальное мышление. Категории – это предельно широкие понятия, в которых отражаются существенные свойства всех без исключения предметов. На этом  уровне наше сознание схватывает и исследует динамику мира, его противоречия и развитие. Логикой категориального мышления является диалектика, обнаруженная тем же Аристотелем и через две с половиной тысячи лет систематически изложенная Гегелем. Понятийное мышление еще называется рассудком, рассудочным мышлением, категориальное – разумом, разумным уровнем рациональности, или мудростью – мышлением, обогащенным человеческой субъективностью на уровне высших категорий и принципов морали и эстетики (единство истины, добра и красоты).

Этих двух уровней мышления, их взаимодополняющего взаимодействия достаточно для исчерпывающего познания и преобразования мира. Наука в своей познавательной деятельности пользуется преимущественно понятийным мышлением, рассудочной формальной логикой. В случаях несрабатывания логики рассудка наука обращается к диалектике как человеческой социально конкретной мудрости. Такова картина человеческого познания природы в гегелевской и принявшей от нее эстафету марксистской диалектико-материалистической философии.

Видя, профессионально понимая этот сложный путь научной мысли человечества, современный позитивизм пытается описать его без диалектики, без упоминания о ее существовании. Он пытается втиснуть весь этот процесс в прокрустово ложе рассудочной формальной логики. Причины здесь не интеллектуальные, а чисто идеологические: диалектику надо до нуля изгнать из обихода духовной жизни, она – источник мыслей человечества о динамике общественной жизни, о социальном прогрессе. В результате выделываются искусственные логические конструкции (симулякры) «классической», «неклассической» и «постнеклассической» научной рациональности. Рациональность в этих построениях как бы завихряется внутри рассудочного формальнологического мышления. Введите в поисковом окне интернета фразу «Типы научной рациональности», и уважаемая Википедия даст вам «ясный» ответ. Привожу его с незначительными сокращениями.

«Научные революции требуют смены научных парадигм и типов рациональности. Таких революций насчитывается четыре.

Первая революция. XVII — первая половина XVIII века — становление классического естествознания. Основные характеристики: механистическая картина мира как общенаучная картина реальности; объект — малая система как механическое устройство с жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью исключаются из знания для достижения его объективности…

Вторая революция. Конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира; …возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.

Третья революция. Конец XIX — середина XX века, преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникают кибернетика и теория систем. Основные характеристики: научная картина мира (HКМ) — развивающееся, относительно истинное знание; интеграция частнонаучных картин реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы; …учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от этого понимания истины, объективности, факта, объяснения; вместо единственно истинной теории допускается несколько содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.

Четвертая революция. Конец XX — начало XXI века, радикальные изменения в основаниях научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей синергетики. На передний план выходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности; осознается необходимость присутствия субъекта, это выражается, прежде всего, в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание с необходимостью рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как нераздельное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает науки о природе и науки о культуре.

Типы научной рациональности: классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух её состояниях – додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность.

Классическая рациональность. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится убрать из научного процесса все то, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассическая научная рациональность. Здесь учитываются связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Предметность неклассической рациональности – пластическое, динамическое отношение человека к реальности, в которой имеет место его активность.

Постнеклассическая научная рациональность. Расширяется  поле рефлексии над деятельностью. Учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте с ценностно-целевыми структурами. Новый постнеклассический тип рациональности активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность. В новый, расширенный объем понятия "рациональность" включены интуиция, неопределенность, эвристика и другие не традиционные для классического рационализма прагматические характеристики. Постнеклассическая рациональность – это единство субъективности и объективности».

Вот и всё. Очевидное нарастание субъективизма представляется как достижение философии ХХ века, и ни одного слова о диалектике. Здесь использованы, впитаны все куны, фейерабенды, лакатосы и попперы и никакого упоминания о Гегеле. Все помещается в простую формально-рассудочную логику, без всякой диалектики – этой «змеи с раздвоенным жалом», как ее называл напуганный ею Поппер.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.