Любое преобразование требует наличия собственного инструментария, который подстраивается под систему, а не наоборот. Каждая организация уникальна, поэтому инструменты управления должны подходить для деятельности организации и ее текущего ресурсного состояния.
Инструменты проведения изменений в современных условиях следующие:
1. Процессно-ориентированное управление: отслеживает общие и косвенные издержки по всем процессам и привязывает их к конкретным продуктам и клиентам, позволяя более точно распределять издержки и принимать более верные решения.
2. Сбалансированная система показателей эффективности деятельности: переводит миссию и видение в количественные измерения и отслеживает, добивается ли менеджмент запланированных результатов.
3. Бенчмаркинг: сравнивает затраты и производительность с внутренними и внешними точками отсчета. Компании внедряют найденные лучшие практики для достижения поставленных целей.
4. Ключевая компетенция: выделяет и инвестирует в специальные навыки или технологии, создающие уникальную ценность для клиентов.
5. Венчурное финансирование: инвестирование в новые продукты или технологии через финансирование бизнеса внутри или вне компании.
6. Управление отношениями с клиентами: сбор информации для лучшего понимания клиентов, для того, чтобы приобретать, удерживать и выращивать наиболее прибыльных из них.
7. Сегментация клиентов: подразделяет рынки на группы клиентов, обладающих общими признаками, чтобы создать специальное предложение продукта или маркетинговую программу.
8. Сокращение затрат времени: уменьшает общее время от создания концепции до готовности продукта и процесса.
9. Стратегии роста: направляют ресурсы на возможности, обеспечивающие прибыльный рост.
10. Управление знаниями: развитие систем и процессов для идентификации и распространения интеллектуальных активов компании.
11. Анализ возможностей смены рыночных тенденций: выявляет ранние сигналы возможной смены рыночных тенденций и новые технологии, которые могут перевернуть рыночную ситуацию.
12. Команды слияния: группы высших руководителей из двух сливающихся компаний, нацеленные на нахождение синергии по продажам и производству.
13. Миссия и видение: кодифицированное определение бизнеса компании, целей, подходов и желательной позиции в будущем.
14. Персонифицированный маркетинг: организация обширного и систематического общения с индивидуальным клиентом, чтобы персонализировать диалог с ним и предоставить индивидуализированные продукты и услуги.
15. Аутсорсинг: использование третьей стороны для выполнения не являющихся основными задач.
16. Оплата по результатам: привязывает компенсацию менеджеров к измеряемым и контролируемым целям.
17. Концепция реальных опционов: анализ и инвестиции в реальные активы (такие как производство, люди и продукты) и опционы.
18. Реинжиниринг бизнес-процессов: радикальные изменения в ключевых бизнес-процессах с целью достижения существенного повышения производительности и качества и сокращения затрат времени.
19. Сценарное планирование: определение нескольких вариантов будущего для подготовки стратегических решений.
20. Анализ акционерной стоимости: измерение способности компании или подразделения получать доходы выше, чем стоимость привлеченного капитала. Предоставляет рамки для оценки альтернатив по повышению акционерной стоимости.
21. Стратегические альянсы: соглашения между фирмами, по которым каждая из них выделяет ресурсы на достижение общего набора целей.
22. Стратегическое планирование: всеобъемлющий процесс определения того, чем должен стать бизнес и как распределить ресурсы для достижения этой цели.
23. Интеграция цепочки поставок: синхронизация усилий нескольких сторон: поставщиков, производителей, дистрибьюторов, дилеров и клиентов для достижения непрерывного обмена информацией, товарами и услугами через границы организаций.
24. Всеобщее управление качеством: привязывает требования клиентов по характеристикам к продуктам и услугам, цель — нулевой уровень брака.
§2. Реинжиниринг бизнес-процессов — инструмент кардинальных преобразований в организации
Для осуществления преобразований в организации теория и практика управления изменениями накопили довольно много инструментов и методов, которые можно разделить по степени воздействия на организацию на революционные (быстрые, улучшающие деятельность организации на 100%) и эволюционные (постепенные, улучшающие деятельность организации на 10-20%).
В качестве примера технологии кардинальных революционных преобразований целесообразно рассмотреть реинжиниринг бизнес-процессов, представляющий собой, безусловно, очень мощный инструмент, который можно использовать в условиях быстрых и масштабных изменений.
Основателями методологии реинжиниринга являются американские специалисты в области менеджмента М. Хаммер и Дж. Чампи, которые в 90-х гг. XX в. в своей книге «Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе» сформулировали общие положения концепции реинжиниринга. Хозяйственный реинжиниринг в интерпретации М. Хаммера и Дж. Чампи — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компании для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. Следовательно, в результате применения реинжиниринга бизнес-процессов должна произойти резкая и глубокая реорганизация компании во всех базовых, вспомогательных и управленческих процессах.
Реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) — это метод проведения запланированных комплексных изменений, основанный на процессном подходе и предназначенный для кардинального улучшения основных показателей деятельности организации путем глубокого анализа и коренного перепроектирования существующих бизнес-процессов с использованием новейших коммуникационных и информационных технологий.
Основные свойства реинжиниринга:
– полный отказ от прежних структур, систем, процедур, правил, общего порядка ведения дел и кардинальное изменение методов хозяйственной деятельности;
– целевая установка на серьезные изменения количественных .значений показателей деятельности.
В результате РБП в организации внедряются принципиально другие, радикально новые, способы работы, в том числе:
1) горизонтальное сжатие — объединение нескольких рабочих процедур в одну;
2) функциональные подразделения сменяются командами процессов, совместно выполняющими законченную часть работы;
3) работа исполнителя изменяется от простой к многоплановой, каждый член команды должен уметь при необходимости выполнять не одну, а несколько задач;
4) члены команды уполномочены принимать самостоятельные решения;
5) оплата труда осуществляется по принципу: от оценки деятельности к оценке результата;
6) функции менеджеров изменяются от контролирующих к тренерским: помощь членам команды в самостоятельном решении проблем.
Теория и практика управления выработали некоторые базовые принципы, положенные в основу реинжиниринга бизнес-процессов:
1. Интеграция рабочих процедур и уменьшение их количества.
2. Самостоятельность в принятии решений.
3. Отказ от строго линейного порядка выполнения процедур и процессов.
4. Возможность нескольких альтернатив исполнения процессов в условиях быстро меняющейся внешней среды, высокой динамичности рынка.
5. Уменьшение контролирующих действий за исполнением процессов, подход к контролю с точки зрения экономического анализа.
6. Отказ от большинства бюрократических процедур и согласований.
7. Преобладание смешанного централизованно/децентрализованного подхода и другие.
Реинжиниринг применяется в трех ситуациях:
1) организация находится в состоянии глубокого кризиса, который может выражаться в очень высоком уровне издержек, массовом отказе потребителей от ее продукции/услуг, снижении качества и конкурентоспособности продукции и т.п.;
2) положение организации может быть признано удовлетворительным, но прогнозы ее деятельности на будущее являются неблагоприятными, поскольку организация сталкивается с нежелательными тенденциями в части конкурентоспособности и т.д.;
3) организация является благополучной и вследствие этого быстрорастущей, и поэтому ее стратегия состоит в ускоренном наращивании отрыва от конкурентов.
Основные этапы реинжиниринга:
1. Создание желаемого образа компании исходя из ее миссии, видения и стратегии перспективного развития.
2. Формирование процессной модели текущей и будущей деятельности, посредством которой описываются базовые, вспомогательные и управленческие процессы организации, осуществляется их детальное документирование. На этой стадии осуществляются:
– выявление и описание ключевых бизнес-процессов (KBPs), оценивается их эффективность;
– выработка и согласование критических факторов успеха (CSFs) — система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей;
–взаимная увязка ключевых бизнес-процессов и критических факторов успеха;
– ранжирование бизнес-процессов и отбор тех из них, которые должны быть подвергнуты процедуре реинжиниринга.
Объектом реинжиниринга является, таким образом, организация и ее основной компонент — функциональная структура. Универсальная модель реинжиниринга функциональной структуры представлена на рисунке.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 408.