Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для рассмотрения

1. Местная администрация в структуре муниципальной организации местного самоуправления (определение понятия, статус, компетенция).

2. Организационные структуры местной администрации.

 

1. Местная администрация в организационной структуре муниципальной власти (определение понятия, статус, компетенция)

1.1. Определение понятия «местная администрация»

К исполнительным органам местной власти, как показывает отечественный и зарубежный опыт, относятся городская и земская управы, исполнительный комитет местного Совета, местная администрация, а также местное правительство (местная администрация, агентство, автономия). Их роль и место в системе управления местными сообществами определяется статусом, занимаемым в организационной структуре центральной, региональной и местной власти и передаваемыми в соответствии с ним полномочиями.

В муниципальном праве под местной администрацией понимается исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Он наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В теории муниципального управления выделим два подхода в определении понятия «местная администрация».

Согласно первому, местная администрация - это административная форма организации местного правительства как исполнительно-распорядительного органа местной власти в системе государственного управления. В наиболее ярком виде тип местного правительства был представлен в советской системе – местный Совет депутатов и его исполнительный комитет.

Согласно второму подходу под местной администрацией понимается, с одной стороны, орган местного самоуправления (муниципальной власти), наделенный собственной компетенцией по решению вопросов жизнедеятельности местного сообщества, а другой – как муниципальная управленческая организация, которая в соответствии с ее целевым назначением и статусом осуществляет управление муниципальным хозяйством.

1.2. Статус местной администрации

Правовой статус.  Местная администрация формируется в соответствии с уставом муниципального образования. Ее организационная структура утверждается представительным органом по представлению главы местной администрации, который осуществляет руководство данным органом местного самоуправления на принципах единоначалия. Содержание местной администрации осуществляется за счет средств местного бюджета.

Как орган местного самоуправления местная администрация подотчетна перед представительным органом муниципального образования и органами государственной власти за выполнение переданных ей отдельных государственных полномочий.

Местная администрация в соответствии с уставом муниципального образования обладает правами юридического лица.

Местную администрацию можно рассматривать в качестве муниципальной управленческой организации. Она создавается в целях эффективного управления ресурсами муниципального (местного) хозяйства и максимального использования потенциала местного сообщества для наиболее полного удовлетворения социальных и иных потребностей местного населения.

Выделим некоторые особенности статуса местной администрации как управленческой муниципальной организации.

Во-первых, местная администрация как орган местного самоуправления наделена определенными властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на нее задач.

Во-вторых, она выступает в качестве органа управления муниципальным хозяйством, т.е. одного из основных элементов местной хозяйственной системы – самостоятельного субъекта экономической деятельности на территории муниципального образования.

В-третьих, местная администрация – это структурный элемент муниципальной организации местного самоуправления, который выполняет возложенные на него функции в соответствии с его целевым назначением, статусом и ролью. Она имеет свою организационную структуру, которая представляет собой совокупность структурных органов и подразделений, обеспечивающих ее целостность и взаимодействие с другими элементами организационной структуры муниципальной власти.

 

1.3. Компетенция местной администрации

Под компетенцией местной администрации понимается совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей органа местной (муниципальной) власти. Она определяется федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Полномочия местной администрации формируются представительным органом местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, а также на основании законодательных актов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Полномочия местной администрации можно рассматривать в двух аспектах.

В первом случае анализируются полномочия местной администрации, которыми она наделяется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами по управлению муниципальным образованием в целом, и его муниципальным хозяйством, в частности. Речь идет о полномочиях, связанных с управлением муниципальной собственностью, местными финансами и налогами, жилищно-коммунальной и социально-культурной сферой, с обеспечением безопасности граждан и др.

Вместе с тем существенное значение при изучении вопроса о полномочиях местной администрации как муниципальной управленческой организации имеет анализ ее управленческих функций, которыми она наделяется в соответствии со своим целевым назначением и статусом в организационной структуре муниципальной власти.

Функция планирования положена в основу первой группы полномочий        местной администрации. На нее возлагается разработка стратегических и краткосрочных планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, генерального плана городского поселения, обоснование схемы управления муниципальным хозяйством и его отдельными отраслями решение других вопросов. В содержание данной функции входит планирование работы местной администрации и определение перспектив ее развития как муниципальной организации.

Вторая группа полномочий связана с осуществлением местной администрацией функции организации управления муниципальным хозяйством и собственной управленческой деятельности как муниципальной организации. Как показывает опыт и практика муниципального управления, речь идет о реализации функции оперативного управления муниципальным хозяйством, муниципальных предприятий и учреждений, решения повседневных и текущих вопросов обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. Причем нередко это осуществляется в ущерб функции стратегического планирования, так как организационная структура местной администрации выстраивается под выполнение функции оперативного управления муниципальным хозяйством и муниципальным образованием.

Третья группа полномочий местной администрации обуславливается необходимостью реализации коммуникативной функции. К их числу можно отнести полномочия в области взаимодействия с местным сообществом, с его различными социальными группами, с органами местного самоуправления и органами государственной власти, с другими организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности; полномочия по информационному обеспечению органов муниципальной власти, муниципальных организаций и т.п.

Четвертая группа полномочий связана с осуществлением местной администрации контрольной функции, которая возлагается на нее как на орган муниципального управления и которую она призвана исполнять в процессе собственной управленческой деятельности.

Права местной администрации. Представительный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования наделяет местную администрацию как орган местного самоуправления правом управления муниципальной собственностью.

Местная администрация как орган муниципального управления и юридическое лицо имеет право вступать в договорные отношения с российскими и зарубежными органами государственной власти и местного самоуправления, с коммерческими и некоммерческими организациями, с физическими лицами.

Местная администрация по предмету своей муниципальной управленческой деятельности издает муниципальные правовые акты.

Обязанности местной администрации. Слово обязанность в русском языке рассматривается как определенный круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для исполнения.

Термин «обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления» в нормативных правовых актах отсутствует. В них, как правило, речь используется понятие «ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления» перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

На наш взгляд, термины «ответственность» и «обязанность» вряд ли можно рассматривать как синонимы, хотя взаимосвязь между ними очевидна. Ответственность местной администрации как органа муниципального управления наступает в случаях неисполнения возложенных на нее непосредственных обязанностей перед местным сообществом и государством.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 260.