Организация работы представительного органа местного самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 2.1  Планирование работы представительного органа

Деятельность представительного органа местного самоуправления осуществляется в соответствии с перспективным планом (на один год, реже – на весь срок своих полномочий) и текущим планом (на квартал, месяц).

При разработке перспективного планирования своей деятельности представительный орган местного самоуправления учитывает положения стратегического (комплексного) плана социально-экономического развития муниципального образования, комплексных программ развития отдельных отраслей муниципального (местного) хозяйства, перспективных планов работы других органов местного самоуправления.

Перспективный план работы представительного органа, как правило, состоит из следующих основных разделов:

1. Основные задачи (определение задач, которые необходимо решить представительному органу в планируемый период).

2. Нормативно-правовое обеспечение работы органов местного самоуправления.

3. Вопросы, выносимые на сессии представительного органа.

4. Вопросы, выносимые на заседания постоянных депутатских комиссий.

5. Организационное и информационное обеспечение деятельности представительного органа. В него можно включить следующие подразделы: 

основные направления по организационному и правовому обеспечению работы органов территориального общественного самоуправления, развитию других форм непосредственной демократии на территории муниципального образования;

основные мероприятия, планируемые к проведению в текущем году (отчеты представительного органа, его руководителей, проведение депутатских слушаний, «круглых столов», семинаров и др.);

межмуниципальное сотрудничество и развитие связей с органами местного самоуправления дальнего и ближнего зарубежья, укрепление взаимоотношений с органами государственной власти;

 мероприятия, связанные с информационным обеспечением работы представительного органа, включая социологическое сопровождение процессов, происходящих в местном сообществе;

организация работы с общественными организациями, функционирующими на территории муниципального образования;

мероприятия, связанные с осуществлением представительным органом своей контрольной функции;

организация учебы депутатов, членов органов общественного самоуправления и т.п.

В перспективном плане могут быть и другие разделы, отражающие различные направления деятельности представительного органа местного самоуправления.

Текущие планы (квартальный, месячный). В структуру, к примеру, плана работы представительного органа включаются, в первую очередь, следующие разделы:

1. Проведение заседания (сессии) и вопросы, выносимые на его рассмотрение.

2. Заседания постоянных депутатских комиссий и вопросы, планируемые к рассмотрению.

3. Мероприятия, проводимые представительным органом или в которых он будет принимать участие (депутатские слушания, совещания, семинары и др.).

4. Организация работы с населением (прием граждан, работа депутатов в своих избирательных округах, оказание практической помощи органам территориального общественного самоуправления и т.п.).

Порядок разработки и утверждения перспективного и текущего планов работы представительного органа местного самоуправления устанавливается его регламентом. Как правило, перспективный план утверждается на сессии, а текущий план на месяц – руководителем представительного органа.

 

2.2 Основные организационные формы работы представительного органа

 

Сессия представительного органа. Основной формой работы представительного органа является сессия, т.е. заседание депутатов, на котором обсуждаются вопросы муниципального управления и жизнедеятельности местного сообщества с принятием нормативных правовых актов в виде решений, постановлений, резолюций.

Сроки проведения сессий устанавливаются регламентом работы представительного органа. К примеру, в Архангельске сессия проводится не реже одного раза в месяц, в Новосибирске – два раза в месяц.

Проекты решений, выносимые на сессию представительного органа, предварительно обсуждаются на заседаниях постоянных комиссий, могут быть вынесены на депутатские слушания, предварительно рассматриваться в органах территориального общественного самоуправления. Это позволяет более тщательно изучить проекты нормативно-правовых актов, внести в них соответствующие изменения и коррективы.

Принятие решения как муниципального нормативно-правового акта осуществляется представительным органом коллегиально. После его принятия представительным органом решение в соответствии с уставом муниципального образования подписывается или отклоняется главой муниципального образования.

Порядок подготовки и проведения сессии представительного органа, рассмотрения и принятия нормативных правовых актов определяется регламентом работы представительного органа местного самоуправления.

Постоянные депутатские комиссии можно рассматривать одновременно и как элемент организационной структуры представительного органа и как одну из основных организационных форм участия депутатов в работе данного выборного органа местного самоуправления.

Число и персональный состав постоянных комиссий устанавливается решением представительного органа. Председатели постоянных депутатских комиссий избираются из состава депутатов на сессии представительного органа или на заседаниях постоянных комиссий с последующим утверждением на сессии.

К основным функциям постоянной депутатской комиссии можно отнести:

- предварительное рассмотрение проектов нормативно-правовых актов, вносимых на сессию представительного органа;

- подготовка проектов нормативно-правовых актов на сессию представительного органа по вопросам, находящимся в ее ведении;

- осуществление контроля за выполнением собственных постановлений и решений, принятых представительным органом местного самоуправления;

- осуществление в соответствии со своими полномочиями контроля за работой структурных подразделений местной администрации (заслушивание отчетов руководителей, анализ хода выполнения программ и планов, принятых представительным органом и т.п.).

 Постоянные комиссии организуют свою деятельность на основе с перспективного плана работы представительного органа местного самоуправления. Проекты решений, выносимые на сессии представительного органа, другие вопросы обсуждаются на заседаниях постоянных комиссий, которые принимают по ним соответствующие заключения. Для подготовки вопросов депутаты вправе привлекать специалистов в качестве консультантов на платной и бесплатной основе с согласия руководителей представительного органа или по решению последнего. 

По инициативе постоянной комиссии представительный орган местного самоуправления проводит депутатские слушания, «круглые столы» по обсуждению вопросов жизнедеятельности местного сообщества.

Депутатские группы организуют свою работу в соответствии с положениями, утвержденными представительным органом. По решению представительного органа или его руководителя для изучения отдельных проблем местного значения и подготовки вопросов на сессию могут быть созданы временные (рабочие) группы. В их состав входят депутаты и другие специалисты в той или иной области муниципального управления. Деятельность временной группы прекращается с выполнением возложенной на нее задач.

К числу других организационных форм работы представительного органа относятся собрания населения с  отчетами его руководителей, председателей постоянных депутатских комиссий и отдельных депутатов перед избирателями; организация приемов граждан, встречи с избирателями, работа с обращениями граждан и др.

 

2.3 Осуществление представительным органом контрольных функций

 

Представительный орган местного самоуправления осуществляет свои контрольные функции в пределах своей компетенции в соответствии с уставом муниципального образования. Контроль может осуществляться непосредственно представительным органом (заслушивание на сессии отчетов по исполнению местного бюджета, осуществлению программ и планов, о работе местной администрации и т.п.), а также постоянными депутатскими комиссиями, руководителем представительного органа.

Представительный орган осуществляет контроль:

- по выполнению всеми организациями, функционирующими на территории муниципального образования, решений, принятых в соответствии с его компетенцией;

- по исполнению местного бюджета (отчеты поквартально и за год);

- по реализации программ и планов социально-экономического развития муниципального образования, отдельных отраслей муниципального хозяйства;

- за деятельностью местной администрации, других органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

2.4 Организаторская функция представительного органа

 

Как показывает практика муниципального управления, данная функция сводится в основном к организации работы данного выборного органа. Вместе с тем совершенно недооценивается роль и место представительного органа в становлении, развитии и эффективном функционировании муниципальной организации местного самоуправления, т.е. системы местного самоуправления в муниципальном образовании.

На наш взгляд, содержание этой функции представительного органа более емкое, так как она включает в себя не только разработку, но и внедрение системы местного самоуправления, соответствующей ресурсам муниципального образования и потенциалу местного сообщества. Реализация данной функции предполагает целенаправленную деятельность представительного органа по привлечению всех групп местного населения, общественных и иных организаций по развитию всех форм непосредственной демократии в развивающемся социальном механизме местного самоуправления. Речь идет о создании на территории муниципального образования условий для самоорганизации граждан, т.е. формирования института территориального общественного самоуправления и других форм общественных организаций граждан. 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.