Ценности – важные факторы социальной регуляции поведения людей и их отношений. Важно помнить что само ценностное отношение возникает только тогда, когда появляется ему альтернатива. Добро ценится потому, что существует зло; правда – потому, что ей противопоказана ложь. и т.д.
Подобно потребностям, ценности имеют иерархичекую структуру. Шкала ценностных оценок направлена не только от минимума к максимуму, но и от положительного значения – к отрицательному. Поэтому можно говорить о качестве социальных ценностей. Выделяют три группы качества социальных ценностей:
1) то, что предпочитается в наибольшей степени;
2) то, что считается нормальным, правильным;
3) то, что не одобряется, порицается и даже считается аморальным, преступным.
Ценности тесно связаны с потребностями человека, но существуют на более реальном, осязаемом уровне.
Ценности – представления о том, что человеку желанно.
Система ценностей – это упорядоченная совокупность убеждений в предпочтительном стиле поведения или состояний существования в соответствии с относительной важностью.
Различаются, как уже говорилось ранее, терминальные(конечные) и инструментальные (опосредованные) ценности.
Терминальные - это наши убеждения о целях и конечных состояниях, к которым мы стремимся (добро, зло, благо, счастье и др.)
Инструментальные - это представления о желаемых моделях поведения с целью достижения терминальных ценностей (здровый образ жизни, семья, образование, готовность взять на себя ответственность, трудолюбие и др.).
Любая система ценностей формируется на основе социокультурных взаимодействий. Поэтому большинство индивидов одного и того же социума обычно имеют одни и те же ценности. Разница проявляется в относительной значимости каждой ценности для разных индивидов. Эти различия важно знать и учитывать в реальной стимуляции того или иного потребительского поведения.
В практических целях вполне можно ограничиться небольшим количеством ценностей, которыми располагает индивид в данный момент.
Так, австрийский социальный психолог Альфред Адлер (1870-1937, основатель индивидуальной психологии, автор термина «комплекс неполноценности», ученик Зигмунда Фрейда).утверждал:
Люди стремятся к развитию уникального жизненного стиля, стремятся планировать действия и управлять ими, полностью сознавая их значение для самореализации.
А.Адлер сформулировал 5 наиболее важных жизненных ценностей личности:
1. Фиктивный финализм (это фиктивные(недостижимые) цели, вызванные субъективными причинами, но влияющие на поведение индивида. Эти фиктивные цели существуют ментально, «здесь и сейчас», влияя на поведение, стремления и идеалы). Хотя это недостижимые цели, но они выступают в качестве реального стимула и объясняют индивидуальное поведение (например, вера в то, что праведников примут в рай, а грешники попадут в ад; уверенность в безнаказанности своих преступных действий, уверенность в своём избранном праве на власть над другими людьми). А.Адлер считал, что психологически здоровый человек вполне может освободиться от этих фикций);
2. Стремление к превосходству (это стремление к «совершенной исполненности», самоактуализации, как «великое движение ввысь»(но не к власти, лидерству или высокому положению в обществе). Это движение к личному совершеству, стремление превосходить сегодня себя вчерашнего, оно может выражаться тысячью разнымх способов. Каждый человек по-своему стремиться его достичь и достигает
3.Чувство неполноценности и компенсации тесто связанная со стремлением к превосходству ценность. А.Адлер рассматривая конкретные формы стремления к превосходству использует такое свойство личности , как чувство неполноценности, под ним он понимал переживание психологической и социальной несостоятельности. Позже он истолковал это социальное качество как ощущение несовершенства, дефектности в любой жизненной сфере. Это – не патология, а причина совершенствования человека, великая движущая сила. Работая во имя общего блага, люди компенсируют индивидуальную слабость);
4.Жизненный стиль(ведущий идеографический принцип, объяняющий уникальность человека. Всё поведение человека объясняется его жизненнным стилем. Человек воспринимает, заучивает, сохраняет в памяти то, что соответствует его жизненному стилю, и игнорирует остальное. По мнению А.Адлера стиль жизни человека определяет его креативное Я);
5. Креативное Я(Согласно идее креативного Я человек сам творит свою личность (из наследственного социального опыта). Креативное Я придаёт жизни смысл: оно создаёт цель и средства её достижения.)
Для исследования потребительского поведения достаточно принимать в расчёт обощённые терминальные ценности и ообщённые инструментальные ценности:
Терминальные ценности: уважение к себе; безопасность; хорошие взаимоотношения; чувство достигнутог; удовлетворённость собой; уважение со стороны других; чувство принадлежности; радость, удовольствие; приятное возбуждение.
Нструментальные ценности: функциональная, социальная, эмоциональная, эпистемическая (познавательная episteme - знание), условная.
Поясним содержание инструментальных ценностей. Для каждой из них важно понимание воспринимаемой полезности того или иного потребительского блага. Это восприятие обусловлено разными обстоятельствами:
- для функциональной ценности – в связи с функциональными или физическими свойствами блага;
- для социальной ценности - в связи с ассоциацией с какой-либо социальной группой;
- для эмоциоанльной ценности - в связи со способностью возбуждать чувство;
-для эпистемической ценности – в связи со способностью возбуждать любопытско, создавать новизну ил удовлетворять стремление к знанию (узнать новое, неизвестное);
- для условной ценности – в связи со специфической ситуацией выбора потребителем тех или иных благ (которые, по сути, обладают функциональной или социальной значимостью).
Все пречисленные ценности соотносятся с разными аспектвми поведения потребителя или или с различными социальными переменами.
Например, процесс приобретения высококачественных вещей для людей с разными ценностями имеет разное значение(Люди, ценящие радость или удовольствие делают это потому что качество вещеей доставляет им это чувство; люди ценящие довольство достигнутым воспринимают этот процесс как стимул к действию; люди, ценящие хорошие межличностные взаимоотношения, видят в таких вещах соблюдение некоего ритуала общения с индивидами определённого статуса.)
Таким образом, мы можем доказательно подтвердить тезис о том, что потребительские ценности в обобщённом виде есть не что иное, как идеи о том, что человеку желанно.
Желание есть мера ценности,мера психологической оценки человеком полезности блага и услуги. Каждый потребитель выбирает необходимые для него блага, придерживаясь субъективных предпочтений. Потребительское поведение при жтом сориентировано на получение наивысшего эффекта и максимальной полезности. Потребитель обычно тяготеет к определённому наблору благ(например, при простой комбинации из двух товаров(кофе,чай): один предпочитает 2 банки кофе, 4 пачки чая, другой – 3 банки кофе, 3 пачки чая, третий только чай - 6 пачек и т.д.).
Подобные наборы по А.Адлеру могут составляться исходя из различных предпочтений потребителя в зависимости от стиля жизни.
Различают пять стилей жизни:
1) гедоническй (склонность к развлечениям);
2) хозяйственный (пристрастие к домашнему хозяйству, работе на даче);
3) трудоголический (очень высокий оценочный рейтинг работы, стремление к самосовергенствовани: чтение, просмотр телепередач, компьютерные игры);
4) общительный (предпочтение связей в с семьёй с друзьями, посещениетеатров, музеев, путешествия);
5) нейтральный (рейтинг любимых занятий равен близок к средним значениям).
В целом потребительское поведение в связи с связи с ценностной концепцией есть поведение индивида и выбор им различных полезностей (благ): товаров и услуг. На данное поведение влияют ряд внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы:
-ситуационные факторы;
- факторы среды (экономической и социальной) как субъектные условия и ограничения, непосредственно связанные с индивидом;
- факторы, связанные с социальным влиянием других субъектов.
Внутренние факторы:
- восприятие как функция, связывающая окружающую среду, ситуационные факторы и поведение, то есть как фактор, через который преломляются все социально-экономические отношения;
- соматические факторы (физиологические и биологические особенности индивида, ограничивающие какие-либо его решения или способствующие им);
- социально-психологические факторы (потребности, ценности, установки, мотивы, эмоции, личностные особенности);
Результатом взаимодействия этих групп факторов и является потребительское поведение.
Внешние факторы | |||||||
Ситуацион ные | Фактор среды | Факторы Социально- Го влияния Других субъектов | |||||
Потребительское поведение | |||||||
Внимание Интерес Предпочтение Желание Действие | |||||||
Внутренние факторы | |||||||
Восприятие | Соматические | Социально- психологические | |||||
6. Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте группы потребностей с учетом критериев, по-
ложенных в основу классификации.
2. Дайте характеристику первичным и вторичным потребностям
человека.
3. Приведите классификацию потребностей по Гегелю и Достоев-
скому, проведите сравнение.
4. Дайте характеристику структурного анализа системы потребно-
стей.
5. Охарактеризуйте базисные потребности человека.
6. Охарактеризуйте высшие потребности человека.
7. Классификация потребностей у С.С. Корнеенкова.
8. Поясните классификацию потребностей Г. Меррея.
9. Что составляет основу мотивации индивидуального потребления.
10. Как соотносятся потребительские ценности и потребительскрое поведение человека.
ЛЕКЦИЯ 5
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ЕГО ЗАПРОСОВ.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 285.