Структурный анализ системы потребностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структурный анализ тесно связан с рассмотрением состава системы потребностей, основными элементами которого являются виды, группы, блоки потребностей. Перед наукой стоит важная задача каталогизировать потребности человека. Некоторые ученые представляют эту каталогизацию как дифференцированную на две или несколько дополняющих подсистем, построенных по принципу: «вертикаль – горизонталь». Система, развернутая в вертикальной плоскости, включает потребности на всех этапах филогенеза человека, а горизонтальная – полный набор потребностей того или другого субъекта в данный момент времени. Чаще всего встречаются схемы потребностей, построенные по принципу происхождения. Выделяются либо две группы потребностей –

естественные (низшие, первичные, соматические, биогенные, висцеро-

генные, физические) и социальные (высшие, вторичные, социогенные, искусственные),

либо три – природные, природно-общественные, общественные (социальные);

либо пять, если общественные потребности разделяются на экономические, интеллектуальные и собственно социальные.

Часто в классификациях социальные потребности не выделяются в самостоятельный класс. Так, Л. Брентано растворил социальные потребности личности в психологических потребностях. И.В. Бестужев-Лада предложил разветвленную схему оснований деления потребностей. Так, вначале выделяется основополагающий критерий (в частности признак их происхождения), который дополняется критериями второго, третьего и т.д. порядков.

Существуют попытки построить структуру потребностей на основе минимального их числа, необходимого для нормального функционирования человека. Например, К. Обуховский выделил нижеследующие типы потребностей, свойственных людям определенного культурного уровня:

1) потребность самосохранения;

2) потребность размножения;

3) потребности, обеспечивающие правильное развитие личности:

4) познавательная потребность;

5) потребность эмоционального контакта;

6) потребность смысла жизни.

На базе этих общих потребностей функционируют группы индивидуальных потребностей, отражающих особенности их носителей, их личностный опыт. Но вместе с тем схема К. Обуховского не выделяет «этажи» потребностей и не может служить основой для построения их иерархии.

Ш.Н. Чхартишвили разделяет потребности на три группы по признаку структур человека: биологической, психологической, социальной. В первой структуре возникают биогенные, во второй – психогенные, в третьей – социогенные потребности. Проводя структурный анализ совокупности человеческих потребностей, следует учитывать, что они организуются не только по принципу иерархии, но и по принципу доминанты.

Так, Г.Л. Смирнов показал, что любая типологизация социальных потребностей должна увязываться с основными характеристиками закономерностей общественного развития. Приняв в качестве критерия необходимость сохранения и развития социального организма и специфику реализации этой необходимости через образ и условия жизни личности в истории общества, в системе социальных потребностей личности можно выделить два уровня: уровень потребностей существования (базисных) – низший уровень и уровень потребностей всестороннего развития – высший уровень.

На основе необходимостей процесса жизнедеятельности личности можно выделить подуровни потребностей с учетом времени и сферы их реализации, а также доминирования.

Таких необходимостей несколько:

необходимость самосохранения и социализации (поддержание жизнедеятельности организма, воспитание, обучение);

необходимость трудовой деятельности и самоутверждения (приобретение профессии, социального статуса, участие в жизни коллектива);

необходимость продолжения рода и упорядочения семейной жизни (любовь, супружество, семья, дети);

необходимость самосовершенствования, развития и самовыражения (самообразование, творчество, физкультура и спорт);

необходимость коммуникации и передвижения.

Две первые необходимости выступают основой потребностей низшего уровня, а необходимость в самосовершенствовании, развитии, самовыражении – основой потребностей высшего уровня.

Необходимость продолжения рода и упорядочения интимной жизни является промежуточной связью между уровнями.

Необходимость коммуникации и передвижения подчинены остальным необходимостям и проявляются в виде соответствующих потребностей на всех уровнях. Их можно назвать сквозными по отношению к системе потребностей.

С иерархией необходимостей связаны пять подуровней потребностей:

Базисные потребности человека:

Первый – бытовые потребности, потребности в социальных гарантиях и обеспечении, потребности в освоении и усвоении социальных ценностей;

В первом подуровне можно выявить комплексы потребностей:

А) в товарах народного потребления и услугах (потребность в жилище, в домашнем хозяйстве, питании, гардеробе, отдыхе, передвижении);

Б) в функционировании социальных институтов, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей граждан – потребность в социальных гарантиях и социальном обеспечении (социальное страхование, образование, охрана здоровья и др.);

В) в участии в общественных организациях (потребность в принадлежности).

Второй – трудовые потребности и потребности самоутверждения (потребность в труде, профессии, квалификации, продвижении по службе, общении в профессиональной среде, в нормальном нравственно-психологическом климате в коллективе, в статусе, в активной жизненной позиции, потребность в уверенности в будущем).

Третий – потребности, связанные с интимной жизнью и образованием семьи (семейные потребности). Этот уровень потребностей обеспечивает связь между первым, вторым, четвертым и пятым уровнями.

Высшие потребности:

Эти потребности обеспечивают всестороннее развитие человека.

Среди них выделяют:

Четвертый – культурно-досуговые потребности пассивного характера:

А) познавательные потребности;

Б) потребности в художественном чтении;

В) потребности в общении с искусством;

Г) потребности в игре и др.

Пятый – культурно-досуговые потребности активного характера:

А) потребность творчества;

Б) потребность в самодеятельности;

В) потребность в самовыражении;

Г) потребности социально-политические и нравственные.

Ядро потребностей высшего уровня составляют потребности восестороннем развитии и самоактуализации. Вершина иерархии – группа потребностей, связанных с необходимостью личности осознать себя, свою жизнь через подлинный смысл существования.

Необходимость в коммуникации самостоятельного подуровня не образует.

Подобный подход в структурном анализе человеческих потребностей можно проследить у С.С. Корнеенкова, который подразделяет потребности следующим образом:

по генезису –

А) врожденные (сексуальные, потребности в пище, питье, продолжении рода, в защите, в свободе, в исследовании и т.д.)

Б) социально-приобретенные (культурные, эстетические, нравственные и т.д.)

по разумности –

А) разумные (способствующие добру и созиданию);

Б) неразумные (ведущие к разрушению, болезням, ненависти);

по территориальному признаку –

А) глобальные;

Б) региональные;

В) местные;

по времени удовлетворения –

А) текущие;

Б) ближайшие;

В) перспективные;

по социальному характеру –

А) прогрессивные и реакционные;

Б) главные и второстепенные;

В) исторически преходящие и устойчивые.

Можно выделять потребности мужские и женские, детей и взрослых, здоровых и больных людей, экстравертов и интровертов и т.д. Но исходным положением для своей классификации Корнеенков выбирает составляющие человека модусы: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсальность или же тримерию: телесное, душевное, духовное бытие. Предложенное подразделение потребностей построено на положении о том, что человек является мерой всех вещей и причиной, порождающей всевозможные потребности. Человек имеет тело животного, но он может выйти из-под влияния потребностей своего животного существа, животной души благодаря свободной воле и духовному началу. Человек – существо разумное, наделенное индивидуальностью и самосознанием, которые регулируют его поведение. В за-

висимости от степени развития сознания акцент волевых усилий человека смещается в сторону развития и удовлетворения высших потребностей, что в свою очередь гармонизирует потребности земного уровня.

Представляет интерес и другая типология потребностей, автором которой является Генри Меррей. Данная типология исходит не только из самих потребностей, но и из наличия тех или иных благ, необходимых для их удовлетворения. Причем под благом понимаются не только товары и услуги, но и различные социально-психологические факторы (любовь, радость, престиж и др.). В персонологии Г.Меррея потребности классифицируются по четырем основаниям:

– первичные и вторичные,

– позитивные и негативные,

– явные и латентные,

– осознанные и неосознанные.

На этой основе Г. Меррей выводит 20 потребностей, которые приведены в таблице. Данные потребности существуют в трех состояниях:

рефракторном , когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности;

внушаемом , когда потребность пассивна, но может быть возбуждена;

активном, когда потребность определяет поведение индивида.

В целом все потребности взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Г. Меррей принимает положение об иерархии потребностей, но вводит понятие доминирования по отношению к тем потребностям, которые «не будучи удовлетворенными, начинают главенствовать с наибольшей силой». Минимальное удовлетворение доминирующих потребностей необходимо прежде, чем смогут вступить в силу другие. В тех случаях, когда различные потребности реализуются в одном о том же поведении индивида, Г. Меррей говорит о смещении потребностей. Другая важная разновидность взаимоотношений потребностей описывается понятием субсидиации . Субсидирующая потребность – та, что служит удовлетворению другой, является лишь инструментом удовлетворения другой.

Таблица 5

        Иллюстративный перечень потребностей по Г. Меррею

Потребность Краткое содержание
В самоунижении Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинение, критику, наказание. Готовность сдаться, подчиниться судьбе. Допустить собственную «второсортность». Признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде. Искать боли, наказания, болезни, несча- стья и радоваться им
В достижении Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать – в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Реализовывать таланты и тем повышать самоуважение
В аффиляции (Взаимодействии, привя- занности) Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие контактируемому объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе
В агрессии Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать, противостоять насилием или наказывать
В автономии Освобождаться от уз ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать, пренебрегать условностями
В противодействии В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действиями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой
В защите Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать эго
В уважении Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних. Иметь пример для подражания, подчиняться обычаю
В доминировании Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других – внушением, соблазном, убеждением, указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать
В эксгибиции Производить впечатление, быть увиденным или услышанным. Возбуждать, удивлять, очровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять
В избегании ущерба Избегать боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры
В избегании позора Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение насмешника, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи
В опеке Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей – ребенку, или кому-то, кто слаб, бессилен, унижен, одинок, удручен, устал, неопытен, немощен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, опекать, защищать, лечить
В порядке Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности, точности
В игре Действовать «забавы ради» – без иных целей. Смеяться, шутить, искать расслабление после стресса в удовольствиях. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх
В отвержении Избавляться от негативно контактируемого объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или игнорировать его
В чувственных впечатлениях Искать чувственные впечатления и радоваться им
В сексе Создавать и развивать эротические взаимоотношения. Иметь сексуальные отношения
В поддержке Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну, всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку
В понимании Ставить вопросы или отвечать на них. Интересоваться теорией. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать
  Источник. Кэлвин С.Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. М., КСП+, 1997. С. 204–206.

 

      

 

    Cпецифическая                                        Распределенный

Неудовлетворенность                                    дискомфорт

(мотивация слишком велика)                  (мотивация слишком слаба)

 

 

  Снятие напряжения                                       Борьба со скукой

 

 

         Комфорт                Наслаждение          Стимуляция

    (удовольствие)         (динамическое)

     Насыщаемая             Потребность           Потребность

     Потребность           без насыщения        без насыщения   

 

                                     Общее благополучие

             Рис. 3. Детерминанты благополучия по Г. Меррею

Кроме того, для более предсказуемого поведения индивида Меррей исследует не только сами потребности, но и среду, в которой действует индивид («прессы», облегчающие или затрудняющие достижение цели). В результате формируется сложная система мотивов. При актуализации потребностей индивид оказывается в напряжении, а удовлетворение потребности ведет к его редукции. Удовлетворение – во многом следствие потребностных состояний и их поведенческих следствий. Индивид может ассоциировать конкретные объекты с определенными потребностями (вследствие опыта) и на этом основании формируются способы приближения к данному объекту или способы его избегания. Взаимодействие между всеми детерминантами (потребности, их взаимоотношение, жизненный стиль) и составляет глубинную основу поведения индивида. Потребность всегда предполагает возникновение некоторого итогового состояния, т.е. ценности, которая должна учитываться при анализе мотивации того или иного поведения.

Ценности и соответствующие блага по Г. Меррею составляют благополучие.

Существуют также различные классификации потребностей человека, которые строятся на зависимости организма (или личности) от каких-то объектов или же от нужд, им испытываемых. Так, А.Н. Леонтьев (1903-1979, русский психолог, известный трудами по генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию психики, в 1956.) делил потребности на предметные и функциональные.  Анри Пьерон (1881-1964, французский психолог, основатель института психологии во Франции) выделяет двадцать видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, которые, по его мнению, создают базу для любого мотивированного поведения:

гедонические (hedone – удовольствие);

исследовательского внимания, новизны;

поиска коммуникации и взаимопомощи;

конкурентные и т.п.

В отечественной психологии потребности подразделяются:

материальные (потребность в пище, одежде, жилище);

духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, в творчестве, в эстетических наслаждениях и т.п.);

социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т.д.).

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека и сформировались в процессе филогенетического, общественно-исторического развития человека. Они составляют его родовые свойства. Вся история борьбы человека с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Хотя следует заметить, что и материальные потребности человека осоциализировались (так, например, человек употребляет пищу после длительного процесса ее приготовления).

П.В. Симонов (1929 г.р., российский физиолог, автор трудов по экспериментальной нейрофизиологии эмоций, прроблемам высшей нервной деятельности, в 1987 награждён Гос. премией СССР) делит потребности на три группы:

витальные: сохранения и развития(жизни);

социальные: сохранения, развития, «для себя», «для других»

идеальные: сохранения и развития (духа).

Причем потребности «для себя» осознаются субъектом как принадлежащие ему права, потребности же «для других» как осознаваемые субъектом обязанности.

Также психологи говорят о потребностях:

сохранения и развития (роста);

быть отличным от других, единственным, незаменимым (т.е. потребность, связанная с формированием и сохранением собственного «Я»);

потребность в избегании;

в новых впечатлениях;

Выделяют также группу невротических потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам:

в сочувствии и одобрении;

во власти и престиже;

в обладании и зависимости;

в информации;

в славе;

в справедливости.

(Выше мы приводили классификацию невротических потребностей

у К. Хорни при рассмотрении ее взгляда на человека и его потребности:

(Сноска: Невротические потребности человека, их проявление в поведении

Избыточная потребность Проявления в поведении
В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым, быть объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчмвость к критике, отвержению или недружелюбию.
В руководящем партнёре Чрезмерная зависимость от других, боязнь получить отказ или остаться в одиночестве;переоценка любви – убежденность в том, чтолюбовь может решить все
В чётких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; довольствование малым, нетребовательность,подчинение другим
Во власти Доминирование и контроль над другими, как самоцель, презрительное отношение к слабости
В эксплуатиции других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы их перехитрить
В общественнос признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений;потребность в комплиментах, лести со стороны окружающих
В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств, дистанцирование от всех
В безупречности и неопровержимости Попытка быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Окончание сноски)

Г. Олпорт (1953) и А. Маслоу (1970) выделяют потребности «нужды» и «потребности роста».

Пожалуй наиболее стройной является классификация потребностей А. Маслоу (см. выше).

А.Маслоу исходит из иерархии потребностей, зависящих от фазы развития индивида и приоритетного ранжирования потребностей.

Согласно его теории человек прежде чем «перейдет к следующей категории (иерархии) потребностей должен попытаться удовлетворить доминирующие потребности (потребности более низкой иерархии). Удовлетворение потребностей низшего порядка позволяет более высоким потребностям служить мотиватором человеческого поведения и влиять на него. Интенсивность (настоятельность) уже удовлетворенных потребностей ослабляется, а настоятельность потребностей высшего порядка повышается. Происходит эволюция структуры потребностей в зависимости и от уровня развития индивида, по мере его перехода от общей цели обеспечения жизненного минимума к целям более высокого порядка, относящимся к стилю и качеству жизни.

ПОТРЕБНОСТИ

В САМОРЕАЛИЗАЦИИ

ПОТРЕБНОСТИ

В САМОУВАЖЕНИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ПОТРЕБНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

                    Рис. 4. Иерархия потребностей по А. Маслоу

(Источник: Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. СПб., Москва –

Харьков – Минск: Питер, 1997. С. 488.)

Функциональные потребности – это фундаментальные (жизненные) потребности. Будучи удовлетворенными, они перестают быть доминирующими факторами мотивации и более на поведение индивида не влияют.

 Потребности в безопасности – это потребности в физической и психологической безопасности. Социальные потребности – потребности во взаимопомощи, сопричастности, чувстве общности.

Потребности в уважении – это самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе, компетентность, в признании, в наличии значимого социального статуса.

Потребности в самоактуализации – это самореализация, развитие личности. В реальной жизни все категории (типы) потребностей сосуществуют, причем та или иная категория (тип) потребностей приобретает большую важность в зависимости от особенностей индивида или в соответствии с теми обстоятельствами, в которых индивид находится в данное время. Говоря о доминировании тех или иных иерархий потребностей, А. Маслоу вовсе не имел в виду необходимость их полного (сто процентного) удовлетворения. Более того, последовательность потребностей, изложенная А. Маслоу (функциональные, в безопасности, социальные, в самоуважении и самоактуализации), не обязательна для всех людей. Биографии выдающихся творческих личностей доказывают индивидуализацию структуры и иерархии потребностей. Для многих из них потребности в творчестве, в самоактуализации являются доминирующими не после удовлетворения потребностей более низкого порядка (физиологических, в безопасности), а тогда, когда основные потребности в пище, жилище, безопасности и т.д., по сути, еще не удовлетворены или удовлетворены на «грани выживания». Хотя, конечно, удовлетворение потребностей существования (низшего порядка) на некотором базовом уровне является необходимым уровнем формирования всех

других потребностей. Таким образом, анализ приведенных выше классификаций потребностей показывает нам, что многообразие человеческих потребностей в виде строгой иерархии представить невозможно. Если иерархия потребностей, основанная на биологических инстинктах, видима и понимаема, то иерархия душевных и духовных потребностей более динамична. Объединенные вместе эти потребности создают феномен человека. И хотя в большинстве случаев эмоциональное и ментальное владеют человеком и держат приоритет, человек как существо духовное должен стать господином своего тела, своих эмоций и мыслей. Рассмотрев основные подходы к человеку и его потребностям, можно перейти к характеристике особенностей функционировния сферы услуг в контексте удовлетворения потребностей.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 432.