Ценностные установки и закономерности поведения человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Ценностная установка – это готовность, редрасположененость субъекта к определённой активности и действию по отношению к какому-либо объекту. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная, познавательная, координационная (координация всей познавательной системы психических процессов.

Установки подразделяются на

- элеменнтарные установки (формируются на основе витальных потребностей, впростых ситуациях не осознаваемы)

- социальные установки (формируются на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций.)

- базовые социальные установки (определяют общую направленность личности)

- ситема ценностных ориентаций.

    Знание об установках имеет большоен практическое значение во всех сферах, где решается задача целенаправленного воздействия на поведение личности и социальных групп.

    Опыт убеждает, что в разных местах нужно вести себя по-разному. Для каждой сферы характерны свои закономерности Правила поведения в разных сферах можно представить в виде определённых формул. Выделяются 5 основных сферы деятельнсоти человека, в которых реализуются законы поведения: 1)жизнь, 2) экономика, 3) социум, 4) власть, 5) духовность.

В каждой свои базовые ценности:

1) – здоровье: состояние, при котором кто-либо может делать то, что ему должно делать

2) – благополучие: состояние, при котором кто-либо может делать то, что другие должны делать

3) – справедливость: состояние, при котором кто-либо может не делать то, что другие не должны делать

4) – превосходство: состояние, при котором кто-либо может делать то, что не должны делать другие

5) – свобода: состояние, при котором кто-либо может не делать то, что другие должны делать.

Правила поведения в разных сферах деятельности представляются четырьмя основными, которые отличаются полной симметричностью. Они направлены на окружение человека, но не регулируют сами отношения между людьми.

 1 группа правил – правила южной (первой) этической системы: кто-либо должен делать окружающим то, что они делают ему;

2 группа правил – правила восточной (второй) этической системы: кто-либо не должен делатьокружающим то, чего они не делают ему;

3 группа правил – правила западной (третьей) этической системы: окружающие должны делать кому-либо то, что он делает окружающим;

4 группа правил – правила северной (четвёртой) этической системы: окружающие не должны делать кому-либо то, чего он не делает окружающим.

Эти правила устанавлявают систему норм этически приемлемого поведения.

Кроме симметричных правил выделяются и несимметричные правила:

- правила индивидуального насилия кого-либо над окружающими ( кто-либо должен делать окружающим то, чего они не делают ему;

- правило коллективного насилия окружающих над кем-либо (окружающие должны делать кому-либо то, чего он не делает окружающим);

- правило индивидуального паразитизма кого-либо по отношению к окружающим и обмана их (кто-либо не должен делать окружающтм то, что они делают ему);

-  правило коллективного паразитизма окружающи по отношению к кому-либо и обмана его (окружающие не должны делать кому-либо то, что он делает окрудающим).

Несимметричные правила устанавливают систему норм этически неприемлемого, нецивилизованного поведения (характерного для преступных сообществ, паразитической и криминальной среды).

Это были представлены две крайние системы норм поведения. Есть ещё 4 правила с так называемой неполной (частичной ассиметрией):

- правило действия кого-либо в отношении окружающих, игнорирующего их поведение по отношению к нему (кто-либо должен делать окружающим то, что он делает им);

- правило бездействия кого-либо в отношении окружающих, игнорирующего их поведение по отношению к нему (кто-либо не должен делать окружающим то, чего он не делает им);

- правило правило действия окружащих в отношении кого-либо, игнорирующего его поведение по отношению к ним (окружающие должны делать кому-либо то, что они ему делают);

- правило бездействия окружающих в отношении кого-либо, игнорирующих его поведение по отношению к ним (окружающие не  должны делать кому-либо то, чего они не  делают ему).

Правилав частичной асимметрии в поведении людей устанавливает систему норм этическки нейтрального поведения, «подстраивающегося» под окружающую среду.

Все перечисленнве правила идеальны. В реальной жизни почти всегда сочетаются правила поведения, входящие не только в один блок, но и в разные блоки. В зависимости от реалтьного поведения людей складывается та или иная их репутация. Репутация – это мера доверия к кому-либо со стороны окружающих, формирующаяся на основе набора ожиданий, которые человек вызывает у окружающих. Оценка репутации формируется на основе анализа следующих параметров:

- целей, которые человек пере собой ставит;

- способностей человека к реализации этих целей.

Способность человека сделать что-то указывает на возможность поставить цель и реализовать её.

Условно можно определить следующие  характеристики репутаций:

- положительная;

- сомнительная;

- отрицательная;

- репутация вне моральности и зла.

 Положительная репутация - это цепочка, обеспечивающая максимально полную осознанную и целенаправленную реализацию всех возможностей сделать что-то положительное и такую же максимальную реализацию возможностей по уклонению от всего вредного, отрицательного, нехорошего. Эти правила поведения характеризуют абсолютно положительную репутацию человека. В реальной жизни возможны самые разные сочетания форм и правил поведения, на основе которых даётся оценка репутации человека.

Сомнительная репутация -  это когда в целом поведение человека оцениватся положительно, но в отдельных случаях оно воспринимается окружающими и даже самим человеком негативно. Но так ка правдедников среди людей практически нет, то поэтому пораждающая сомнения линия поведения является правилом, а не исключением. Но для аналитических задач чёткое определение черт сомни тельной репутации имеет смысл. К числу таких черт относятся:

- нецелеустремлённость (нецелеустремлённость в действиях – это постановка заниженных целей, когда человек не стремится полностью использовать свои возможности; нецелеустремлённость в ограничениях проявляется в том, что человек не ставит перед собой задачу избегать неправильных поступков);

- необязательность (также проявляется и в действиях и в ограничениях).

Отрицательная репутация проявляется в таких чертах. Как безынициативность (бесцельное поведение; если это становится нормой, человек перестаёт развиваться),

лживость (невыполнение обещанного; часто это люди-бездельники, неудачники),

тунеядство (отсутствие существенных результатов действий или полное бездействие),

невоздержанность (неограничение отрицательных проявлений своей личности),

низость (общее качество оценки репутации по всем ранее пречисленных характеристикам),

невоздержанное тунеядство (соединение черт бездельника и аюсолютно порочного человека).

Репутация вне моральности и зла – связана с наиболее социально опасными и неприемлемыми обществом моделями поведения. Эти люди выводят себя за рамки общественной морали и и олицетворяют абсолютное зло для общества. Итак, на основе информации о поступках людей, можно дать оценку их поведения, считать его предсказуемым. Рассмотренная система оценки репутации человека универсальна и прилождима к различным сферам деятельности и различным сообщества. Вместе с тем это, безусловно, ограниченная оценка, она должна дополняться анализом влияния внешней среды, которая имеет свои особенности в различных сферах деятельности: экономике, социальной и духовной жизни, властных отношениях.

4.Контрольные вопросы и задания

1. Проследите и охарактеризуйте различия понятий: индивид, личность,    

индивидуальность.

2. Раскройте общие характеристики индивида.

3. Осветите понятие роли и ее разновидностей.

4. Представьте ценности человека системно и проанализируйте динамику их

развития.

5. Представьте типологию ценностных установок в соотношении с  

закономерностями поведения человека.

6. Как определяются типовые характеристики репутаций. Представьте

особенности каждой.

ЛЕКЦИЯ 4

    ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

План:

1. Понятие потребностей человека. Классификации потребностей.

2. Структурный анализ системы потребностей.

4. Мотивация индивидуального потребления.

5. Потребительские ценности и потребительское поведение.

6. Контрольные вопросы

Дата: 2019-02-02, просмотров: 215.