Основные характеристики рыночной (меновой)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ориентации человека

Положительные стороны              Отрицательные стороны

Целеустремлённость                      Пользование случаем

Готовность к обмену                           Непоследовательность

Моложавость                                       Ребячливость

Устремление вперёд                            Неучитывание будущего или про-

                                                        шлого

Свободомыслие                                  Беспринципность

Общительность                                   Неспособность к уединению

Экспериментирование                        Бесцельность

Недогматичность                           Релятивизм

Действенность                                     Сверхактивность

Любознательность                              Бестактность

Понятливость                                      Умничанье

Контактность                                      Неразборчивость

Терпимость                                         Безразличие

Остроумие                                          Глуповатость

Щедрость                                      Расточительность

    Соотнося ценности с тем или иным социокультурным основанием, в недрах которого они возникли, их можно классифицировать следующим образом:

- традиционные ценности, ориентированные на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни;

- современные ценности, ориентированные на инновации и прогресс в достижении рациональных целей;

- общечеловеческие ценности, в равной мере ориентированные и на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни и наинновации в их достижении.

    Можно различать ценности и по отнесённости их к соответствующим потребностям индивида:

- витальные (благополучие, комфорт, безопасность);

- интеракционистские (общение, взаимодействие с другими людьми);

- смысложизненные (нормы и образцы поведения, одобряемые в данном этносе, обществе, культуре).

    По роли ценностей в функционировании и развитии общества как целостной системы их подразделяют на:

- преимущественно интегрирующие (объединяющие людей в общество);

- преимущественно дифференцирующие (разъединяющие, разобщающие,

индивидуализирующие людей);

- одобряемые;

- отрицаемые.

Для прикладных (практических целей) важна типология ценностей по их месту в иерархической (от высших к низшим) структуре ценностного сознания членов общества:

- «ядро», то есть ценности высшего статуса (фундаментальные

нравственные ценности, их разделяет не менее 50% населения);

- «структцрный резерв», то есть ценности среднего статуса, которые в

определённое время могут перемещаться в «ядро» (в этой области наиболее

интенсивно проявляются ценностные конфликты), их одобряет 30-45 %

населения;

- «хвост», то есть ценности низшего статуса, их состав малоподвижен (как правило, они унаследованы от прошлых пластов культуры), их разделяет менее 30% населения.

    Специалистами определены 14 базовых ценностей, число которых входят – 7 терминальных и 7 инструментальных.

Терминальные:

- жизнь человека

- свобода

- нравственность

- общение

- семья

- работа

- благополучие.

Инструментальные

- инициативность

- традиционность

- независимость

- самопожертвование

- авторитетность

- законность

- вольность.

    По критерию цивилизационной принадлежности они подразделяются следующи образом:

     Традиционные

- самопожертвование

- традиционность

- вольность

Современные

- жизнь человека

- свободв

- инициативность

- независимость

- законность.

Общечеловеческие

- нравственность

- общение

- семья

- работа

- благополучие

- законность.

    По критерию соотнесённости с потребностями человека

Витальные

- независимость

- самопожертвование**

- законность**.

Интеракционные

- свобода

- нравственность

- общение **

- семья

- инициативность**

- авторитетность**

- законность

- вольность**.

Социализационные

- свобода

Смысложизненные

- жизнь человека**

- свобода**

- нравственность**

- семья**

- работа**

-благополучие

- законность

- вольность.

     Особенности ценностей как феномена культуры состоит в том, что даже противоположные ценности могут совмещаться в сознании одного человека. Поэтому типология людей по критерию ценностей представляет особую сложность и не совпадает с типологией населения по социально-профессиональным характеристикам.

    Поскольку именно ценности являются системообразующим компонентом культуры, необходимо при анализе взаимодействия их и социального поведения индивидов учитывать, прежде всего, изменения в системе ценностей. Если раньше взаимодействие шло от потребностей к ценностям через интересы, то сегодня всё в большей мере импульс взаимодействия исходит от ценностей к интересам и от них к потребностям.

     В связи с этим при рассмотрении норм взаимодействия индивидов также следует исходить из ситемы и динамики ценностей. Соцциальные нормы реализуются в социальном взаимодействии. Это своеобразные социальные эталоны должного ( с точки зрения общества) поведения. Они выполняют функцию интегрирования, упорядочивания жизни индивида, группы, общества. Главное в норем – её редписывающий характер. Соблюдение норм исключает влияние случайных мотивов. Они обеспечивают надёжность, сьандартность, предсказуемость поведения.

 Все социальные нормы делятся на

- универсальные (нравы, обычаи)

- внутригрупповые (ритуалы)

- личностные (индивидуальные).

    Все нормы безличны как правила поведения. Степень их осознанности и действенности проявляется в том, что человек знает о последствиях своих действий для других людей и признаёт свою ответственность за поступки в соответствии с нормами.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 217.