04-06.05.05.
Повторите/выучите с ребенком: ФИО, домашний адрес.
Подготовка к обучению грамоте. Тема: звуки [В], [В']; [В] - [В'].
1. Дидактическое упражнение «Продолжи строчку»:
2. Знакомство со звуком [В].
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и четко назвать картинки: ванна, вата, воробей, ворона. Какой первый звук слышится во всех этих словах?
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [В]:
— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха; — верхние зубки слегка видны; — горлышко «работает».
Символ звука: воет сильный ветер: ввввв... Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок.
3. Фонетическое упражнение. Волк воет громко: ВВВВВ..., волк воет тихо: ввввв... (изменение силы голоса).
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...
5. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, определи первый звук в этом слове, составь с ним предложение». Чик-чирик! К зернышкам — прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
5. Знакомство со звуком [В'].
Взрослый предлагает ребенку подобрать к слову пару по образцу и определить первый звук в этом слове ([В']): день — ночь; утро — ...(вечер); осень — ...(весна)
Символ звука: вентилятор: вьвьвь... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок.
6. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [В']»:
вь, мь, пь, вь...; вя, мя, пи, ви...; Витя, Митя, Петя, Вера.
7. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разделить слова на слоги:
Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Кругла, как шар, Красна, как кровь, Сладка, как мед. (Вишня)
Без рук, без ног, А ворота отворяет. (Ветер)
8. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [В] и [В’]. Вспомнить имена людей со звуками [В] и [В'] (полные и уменьшительные). Дидактическое упражнение «Подари подарки Вале и Вите» (подобрать слова со звуками [В] и [В']).
9. Прочитайте рассказ. Запомните слова со звуком [в,в'], которые встретятся вам в сказке.
Мыша-водолаз (Г. Юдин)
Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что натало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. «Ну, пора всплывать»,— наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но веревка разбухла и не развязывалась.
«Что делать?» — в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку.
Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосав его в дырку. И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку...
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Знакомство со словом. Различение понятий «звук» и «слово» Живые и неживые предметы.
Повтори за мной: «А-А-А, О-О-О, У-У-У». Что ты произнес(ла): слова или звуки? (Звуки).
Произнеси сначала какие-нибудь звуки, а потом скажи слова.
Назови грибы, которые ты раскрасил в альбоме. Ты сказал(а) слова или произнес(ла) звуки?
На какие две большие группы делятся все предметы? (На живые и неживые). Какой вопрос мы задаем, когда спрашиваем о живом предмете? (Кто это?) О неживом предмете? (Что это?)
Это живой или неживой предмет? (Камень, девочка, кукла, стол, медведь, часы, белка, лопата и т. д.) К каждому слову задавать вопрос.
04.-08.04.05. Подготовка к обучению грамоте. Тема. Звуки [Д], [Д']; [Д] - [Д'].
1. Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то: — губки свободны; — зубки сближены, но не сомкнуты; — язычок стучит кончиком за верхними зубками;— горлышко «работает». Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий.
2. Фонетическое упражнение. Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым громко, отрывисто).
3. Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:
ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...; ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...
4. Выучить чистоговорки:
Да-да-да — у меня вода. Ды-ды-ды — нет воды. Ду-ду-ду — за водой пойду.
5. Знакомство со звуком [Д'].
Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий.
6. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д']»:
дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.
7. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д'].
8.Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
Кто приходит,
Кто уходит, —
Все ее за ручку водят. (Дверь)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
К вечеру умирает,
Поутру оживает. (День)
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дорога)
9. Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук З»
1. Отгадать загадки, нарисовать в альбоме отгадки.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Шуба для зимы — другого цвета
(Заяц)
На черный платок
Просыпано просо.
Пришел петушок,
А склевать-то не просто.
(Звезды)
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея)
Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт)
2. Назвать картинки-отгадки, выделить первый звук (З). Повторить: звук З – согласный, звонкий, это песенка «комарика». Найти слово, в котором песенка комарика слышится два раза, обвести эту картинку, поделить это слово на слоги.
3. Как мы произносим З? Описание положения языка, губ, зубов - перед зеркалом. (Язык упирается в нижние зубы, зубы заборчиком с небольшой щелью, губы улыбаются, все зубы видно, голосок дрожит).
4. Запомните слова со звуком [з], которые встретятся вам в сказке Нелетающий зонт (по Г. Юдину) (не путать со звуком зь)
Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит — прямо из зарослей на него волк смотрит.
— 3-з-западня,— затрясся заяц,— убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет. Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит... И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает.
Видит волк— не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!
— Ах, козел! —рычит,—Нелетающий зонт продал!
И весь зонт зубами разорвал.
Слова со звуком З: __________________________________________________________________________
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук Й»
Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
Узнайте звук
Хлопните один раз в ладоши, если услышите [й] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.
Нарисуйте в альбоме 2-3 картинки, в названии которых есть звук Й.
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И».
Знать: Звук И поется, это гласный звук. Что делают наши губы, когда мы произносим И? (Губы тянутся в улыбке, улыбаются)
Послушай разные слоги и слова, хлопни в ладоши, если услышишь в них звук И: ап, их, им, ум, от, ит, ут, ан...; ириска, апрель, избушка, инженер, ананас, искра, уголок, камин, изба, окно…, Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья, Лиза ...
Игра «Один-много». Тянуть последний звук И в получившемся слове.
дыня — дыни мак — паук —
муха — петух — нога —
улитка — лебедь — конь —
утка — индюк — книга —
утюг — линейка — калитка —
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы дружно вверх глядят,
Превратиться в «И» хотят.
Помоги ты им, дружок:
Карандаш наискосок
Между пальцами зажми –
Вот и будет буква «И».
Знакомство с буквой И:
1) раскрасить красным цветом,
И и
2) пропечатать в тонкой тетради,
3) найти букву И в заголовках газет, вырезать, вклеить в тетрадь.
06-10.12.04. Подготовка к обучению грамоте: «Звуки П, Пь и буква П» (задание по развитию речи см. в альбоме)
Повторите с Вашим ребенком:
Какие гласные звуки ты знаешь? (А, О, У, И) Почему они называются гласными? (Поются) Правильно, когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через ротик свободно, и ничего ему не мешает. Есть еще другие звуки, которые называются согласными звуками. Какие согласные звуки ты знаешь. (П и Пь[1]). Можно ли петь эти звуки? (Нет, нельзя). Когда произносится согласный звук п, воздушная струя встречает преграду. Звук [п] пытается прорваться сквозь преграду — сквозь губы. Произнесите звук [п ]. Чем мы произносим звук [п ]? (Губами.) Наш голос спит или поет?
Повторяй за мной, какой звук [п]. (Согласный, твердый, глухой.) Согласные твердые звуки живут в Синем замке. Твердый, согласный звук [п] мы обозначим синим кружочком.
У твердого звука [п] есть младший братец: звук [пь]. Звук п' — братец звука п. Этот звук называется мягкий согласный. Его будем обозначать зеленым кружочком.
Отгадывание загадок. В отгадке надо различить братцев п и пь.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает.
(Петух)
Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос?
(Пастух)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Золотое решето
Черных домиков полно.
(Подсолнух)
Два брюшка, четыре ушка.
(Подушка)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня».
(Полотенце)
На малину налетели,
Поклевать ее хотели,
Но увидели урода —
И скорей из огорода!
А урод стонт на палке
С бородою из мочалки.
(Пугало)
Чтение сказки Г. Юдина «День поросенка». Запомните слова со звуком [п, п'], которые встретятся вам в сказке.
День поросенка
Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону:
— Завтра наш праздник. День поросенка. Я хочу послать посылочку. Моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит.
А Пончик жил на другой стороне пруда.
«Пешком далеко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,— решил Петя.
Сел он на плот, поставил парус и плывет потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умел.
— Помоги-те! Тону-у! — кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?»
Хорошо — Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пятачком к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.
— Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь Петя тебе посылку вез.
— Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно.
Подготовка к обучению грамоте. Тема «Звуки М и Мь (повторение)».
1. Чем похожи звуки М и М’? (Они оба согласные, звонкие (голос дрожит, не спит – кладем руку на горлышко, проверяем, что голосок не спит, значит, эти звуки – звонкие). Чем мы произносим эти звуки? (Губами). Чем отличаются эти звуки? (Звук М – твердый, живет в Синем замке, звук М’ – мягкий, живет в Зеленом замке)
2. Какой звук в слове первый - М или Мь? Слова: мак, мох, медведь, мебель, маяк, малина, муха, мёд, мышка, мишка, миска и т. д.
Незнайка перепутал все слова в предложении. Исправь его ошибки:
Галя, панама, летняя, надеть –
Альбом, Катя, купить, новый –
Малина, дети, лето, поливать –
Надевать, Коля, майка, новая –
3. Читать сказку «Три медведя» Л. Н. Толстого.
4. Нарисовать в альбоме два предмета на звуки М и Мь.
Отгадать загадки.
J Изрисована лошадка будто школьная тетрадка. (Зебра) J Ежик вырос в десять раз, получился… (дикобраз) J Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард) J Уж очень вид у них чудной: у папы локоны волной, А мама ходит стриженой, за что она обижена? Недаром часто злится на всех мамаша … (львица) J Он ходит, голову задрав, не потому что важный граф, Не потому, что гордый нрав, а потому, что он… (жираф) J Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам (Верблюд). J Этот зверь бодает рогом – не шутите с … (носорогом).
3. Дидактическая игра «Назови семью»: папа — лев, мама — львица, детеныш — львенок (детеныши — львята) тигр __________________________________, слон _________________
___________, кенгуру ________________________
4. Дидактическая игра «Кто живет в Африке?» В Африке живут ... (львы, тигры...). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, тигров...) Кого вылечил добрый доктор? (Львов, тигров...) Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, тиграми...) О ком вспоминал Айболит дома? (О львах ...)
5. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»: голова (чья?) — львиная, хвост (чей?) — львиный, туловище (чье?) — львиное, уши (чьи?) — львиные.
6. Ответить на вопросы. Кто из животных жарких стран является хищником? ________________________________________________________________________
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук С»
Повторите с Вашим ребенком: Звук С – гласный или согласный? Твердый или мягкий? звонкий или глухой? (кладем тыльную сторону кисти на горлышко – голосок спит). Что делает язычок, когда мы произносим С-С-С? (Упирается в нижние зубки) Как расположены зубки? («заборчиком» с небольшой щелью) Что делают губы? (Улыбаются, растягиваются)
Послушай рассказ Г. Юдина «Свинья в гостях». Запомни слова со звуком [с], которые встретятся нам в сказке. (Не путать звуки «с» и «сь»!)
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках. Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе — сосисок нажарила с салом.
Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, объелась, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью. Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь...
— Совести у тебя нет,— рассердилась собака.— Свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.
Какие слова со звуком С ты запомнил(а)? Где ты слышишь звук С: в начале, конце, середине слова? Нарисуй в альбоме картинки на эти слова (4-5 картинок).
Подготовка к обучению грамоте. Тема «Звук и буква У»
1. Повторить:
Произнеси звук У (у-у-у). Что делают наши губы, когда мы произносим звук У? (Они вытягиваются в трубочку). Звук У поется, тянется или нет? (Поется, тянется). Значит он какой? (Гласный).
2. Выучить: Звук У поется, тянется, поэтому он гласный звук, живет в Красном замке. Мы его обозначаем красным кружочком.
3. Закончить предложения таким словом, которое начинается со звука У: На подставке стоит электрический …. В пруду плавает большая …. У Ани заболело … .
4. Отгадать загадки, нарисовать (или вклеить картинки) в альбоме отгадки. В словах-отгадках определить, где стоит звук У: в начале, в середине или в конце слова? Закрасить красным цветом нужный квадратик (первый – если звук У в начале слова, средний – в середине, последний – в конце слова).
1. Кто на себе свой дом таскает? (Улитка)
2. Железный пароход по белой простыне плывет. (Утюг)
3. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
4. Крылатый, горластый,
Красные ласты. (Гусь)
Заштриховать букву У:
У у
Найти букву У (заглавную и строчную), обвести ее красным карандашом.
Ц е ж р я э е к ф г э в т д с я я ш у н ж т ф У щ э у и п в с х ш ш с з к н д У ы н я я г б к с ф ч у ж У д ж е у ч ю о х р г к ы о ш й й з д в ф р ф б е У н в ч У у п з т с й я з н ю б а у щ у п е ш У е м в э у ю р щ ы ы и ж ч й с з р а е ш р у м ш л й э а р
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук К».
1. Назови, какой первый звук, второй: АУ, УА, АП, УП, АТ, УТ, ТА, ТУ, ПА, ПУ, ИП
2. Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
Взрослый беззвучно «произносит» гласные звуки, а ребенок повторяет громко.
3. Назови гласные звуки, которые мы изучали (У, А, И, О), согласные (П, П’, М, М’).
4. Звук К – согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой? (Поднеси тыльную сторону ладони к горлу и произнеси К-К-К. А теперь произнеси звук Г. Когда мы произносим звук Г, горло больше дрожит. Этот звук звонкий, мы говорим его с голосом, а звук К — без голоса, поэтому он глухой)
5. Выделение звука К из ряда слогов и слов:
— Я буду называть слоги и слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог или слово со звуком К: КА - ТА - КА - ПА - ТА - ГА – КА; кот, губы, каток, гамак, муха, танк, Галя, мука, вагон.
6. Образование именительного падежа множественного числа имен существительных:
— Я буду тебе бросать мяч и называть один предмет, а ты мне обратно бросишь мяч и скажешь про много таких предметов. Например: паук — пауки — много пауков. Слова: кот, танк, конь, кит, утка, мак, кепка, нитка, конфета, канава.
7. Придумай и нарисуй в альбоме 3 предмета, в названии которых есть звук К.
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук К».
1. Назови, какой первый звук, второй: АУ, УА, АП, УП, АТ, УТ, ТА, ТУ, ПА, ПУ, ИП
2. Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
Взрослый беззвучно «произносит» гласные звуки, а ребенок повторяет громко.
3. Назови гласные звуки, которые мы изучали (У, А, И, О), согласные (П, П’, М, М’).
4. Звук К – согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой? (Поднеси тыльную сторону ладони к горлу и произнеси К-К-К. А теперь произнеси звук Г. Когда мы произносим звук Г, горло больше дрожит. Этот звук звонкий, мы говорим его с голосом, а звук К — без голоса, поэтому он глухой)
5. Выделение звука К из ряда слогов и слов:
— Я буду называть слоги и слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог или слово со звуком К: КА - ТА - КА - ПА - ТА - ГА – КА; кот, губы, каток, гамак, муха, танк, Галя, мука, вагон.
6. Образование именительного падежа множественного числа имен существительных:
— Я буду тебе бросать мяч и называть один предмет, а ты мне обратно бросишь мяч и скажешь про много таких предметов. Например: паук — пауки — много пауков. Слова: кот, танк, конь, кит, утка, мак, кепка, нитка, конфета, канава.
7. Придумай и нарисуй в альбоме 3 предмета, в названии которых есть звук К.
28.03.-01.04.05. Подготовка к обучению грамоте. Звуки [Б], [Б']; [Б] - [Б'].
Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай и повтори» (развитие слухового внимания).
Взрослый ударяет в барабан три раза: один раз сильно и два раза — слабо (ритмический рисунок ! !!), а ребенок должен повторить, выделив силой удара необходимый элемент. Затем ритмический рисунок может меняться, например: !! !, !! ! и т.д.
Задание 2. Знакомство со звуком [Б].
Взрослый произносит предложение (голосом выделяет звук [Б]) и спрашивает у ребенка, какой звук часто в нем слышится:
У барана Бубы бублики и булки...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Б]:
— губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха; — горлышко «работает».
Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение (произнести). Мальчик упал с санок — бух! бух!
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Б]»:
д, т, б, б...; да, ба, ду...; баран, корова, бык, забор, сорока...
Задание 5. Деление слов на слоги с помощью руки: ба-нан, ба-тон, за-бор, бы-ки, бу-кет, ры-ба.
Задание 6. Ребенку предлагается вспомнить слова со звуком [Б] самостоятельно, определить место звука [Б] в словах.
Задание 7. Произнести чистоговорки:
Ба-ба-ба — новая труба.
Бу-бу-бу — взяли мы трубу.
Бы-бы-бы — нет трубы.
Задание 8. Знакомство со звуком [Б'].
Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.
Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят.
(Березы)
Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок.
Задание 9. Фонетическое упражнение. Баран блеет: беее...
Задание 10. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б']»: бь, дь, ть, бь...; бя, бе, ди, те...; кошка, бегемот, бизон, корова, обида...
Задание 11. Дифференциация звуков [Б] — [Б']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б']»: б, бь, б, бь, бь...; бя, ба, бы, бю...
Задание 12. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
По горам, по долам
Ходит шуба и кафтан. (Баран)
Стоят в поле сестрицы,
Платья белены,
Шапочки зелены. (Березы)
Без крыльев, а быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает. (Белка)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Задание 13. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Б] и [Б']. Подобрать слова со звуками [Б] и [Б'], разделить их на слоги. Составить предложения с этими словами. Сравнить слова, составить с каждым словом предложение: быть — бить, были — били, забыть — забить.
Выучить скороговорки:
Все бобры добры для своих бобрят. Баран-буян залез в бурьян.
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звуки У, А, О (закрепление)»
Знать: Звуки У, А, О – поются, тянутся, это гласные звуки. Мы их обозначаем красным кружочком»
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук и П и Пь»
Повторять, что такое: гласный звук, согласный звук, какие мы уже изучили гласные звуки, согласные звуки, чем отличаются звуки «п» и «пь». (См. домашнее задание прошлой недели).
Сравнить, как звучат слоги: па-пя, пы-пи, пу-пю, пэ-пе, по-пё – одинаково или по-разному; определить, где звучит твердый согласный звук «п», а где мягкий звук «пь».
В тонкой тетради 1) пропечатать слоги, обозначить звуки кружочками разного цвета; 3) в словах (пила, лопата, укроп) определить, какой звук в слове «п» или «пь», определить место звука в слове (в начале, середине, в конце), закрасить нужную клеточку соответствующим цветом (синим или зеленым), букву П раскрасить: заглавную – синим, строчную – зеленым цветом, объясняя ребенку, что буква П может обозначать два звука: твердый «п» и мягкий «пь».
Подготовка к обучение грамоте. Тема: «Звук С» (повторение)
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук Ы»
Знать: Звук Ы – гласный (поется, тянется), живет в Красном замке, обозначаем красным кружочком.
Анализ и синтез слогов: «Кидаю» тебе (понарошку) звук в и звук ы. Что получилось? (Вы). Так же: мы, ты, пы, ны, гы, кы и другие слоги со звуком ы.
«Один-много»: Я назову один предмет, а ты много предметов.
Цветок - Кактус - Береза - Дуб - Машина –
Пылесос - Конфета -
Где слышится звук ы в словах цветы, кактусы и т. д? (В конце слов.) А в словах сыр, дыня, тыква? (В середине слова).
Произношение звука ы в словосочетаниях. Словообразование
Вспомним, какие бывают часы. На руках ... (наручные), на стене ... (настенные), на улице ... (уличные), на столе ... (настольные). Машины бывают тоже разные. Они стирают, значит это ... (стиральные машины). На них шьют, значит это ... (швейные машины). Убирают улицы ... (уборочные машины), перевозят грузы ... (грузовые машины).
Звук ы может стоять только в середине или в конце слова и никогда — в начале слова.
Нарисовать (вклеить) в альбом 3 картинки, в названии которых есть звук ы.
Материал для закрепления
I. Уточнить название одежды и отдельных ее частей (воротник, рукав, манжета, карман и т.д.). Различать одежду для девочек и мальчиков; зимнюю, летнюю и демисезонную; белье, верхнюю одежду, головные уборы. Знать название ткани, из которой шьют, из чего вяжут одежду. Выяснить: кто шьет одежду, где шьют, какой инструмент необходим портному, как вяжут одежду.
П. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: рубашка — рубашки — рубашек и т.д.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Например; юбка — юбочка и т.д.
3. Образование прилагательных от существительных. Например: Платье из ситца. Какое платье? — Ситцевое и т.д.
4. Образование притяжательных местоимений и прилагательных. Например: Это чья кофта? — Моя кофта. — Как тебя зовут? — Таня. — Значит, кофта чья? — Танина и т.д.
5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
6. Подбор слов-антонимов. Например: длинный рукав — короткий рукав; узкая юбка — ... , короткое платье — ... острый воротник — ... , белый костюм — ... .
7. Согласование прилагательных с существительными. Например: Про что можно сказать: красивая, красивое, красивый, красивые.
Разноцветная, разноцветный, разноцветное, разноцветные.
Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звуки У, А, О (закрепление)»
Знать: Звуки У, А, О – поются, тянутся, это гласные звуки. Мы их обозначаем красным кружочком»
Повторите с Вашим ребенком:
1. Назови много предметов: напр., чашка - чашки, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т.д.
— Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.)
— Какие предметы посуды ты еще знаещь?
— Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож.)
— В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)
— Как называется эта посуда? (Кухонная.)
— Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)
— Как называется эта посуда? (Чайная.)
— А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая.)
— Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селедочница и т.д.)
Повторите с Вашим ребенком.
— Какое сейчас время года? (Осень.) Назови осенние месяцы, признаки осени.
— Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?
— Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так называются? Назовите перелетных птиц.
— Давайте посмотрим на птицу? Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь, лапы, хвост, клюв.)
— Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)
— Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело.)
Игра «Назови ласково» А теперь давай назовем наших птичек ласково. Например, чиж – чижик. Слова: лебедь (лебедушка), соловей (соловушка), скворец (скворушка), журавль (журавушка), утка, кукушка.
Игра «Один – много». Я буду называть одну птицу, а ты – много птиц. Например, один чиж – много чижей. Слова: Слова: лебедь, соловей, журавль, утка, кукушка, скворец, грач, ласточка, трясогузка.
Пальчиковая гимнастика
Эта птичка – соловей, загибаем по одному пальчику
Эта птичка – воробей, на обеих руках
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. Машем сложенными накрест ладонями
Птички, птички – по домам. Машем обеими руками, как крыльями.
Составление предложений
- Я буду придумывать предложения, а ты мне помогай.
Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела.
Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.
Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела.
Птичка из теплых стран… (прилетела) Птичка от нас в теплые страны… (улетела) Птичка в окно… (влетела) Птичка в клетку … (залетела) Птичка из окна… (вылетела) Птичка вокруг дерева…(облетела).
Подготовка к обучению грамоте. Тема: Звук и буква А.
Вспомни, звук А – гласный или согласный? Почему? (Звук А – гласный, потому что он поется). В каком замке живет звук А? (Звук А живет в Красном замке, обозначается красным кружочком).
Игра. Звук А иногда бывает непослушным и убегает из слова. Давай вернем шалуна обратно. Я буду называть слова, откуда он убежал, а ты возвращай его назад. Слова: .птека, .втомобиль, .нтенна, .нтон, .пельсин, .нанас, .брикос, .рбуз, .льбом, .нтилопа, .квариум, .фиша. А теперь звук А сбежал из конца слова: бочк., булк., белк., берез., малин..
Определить, есть звук А в слове или нет, где стоит звук А: в начале, в конце или в середине слова? Слова: ключ, банка, апельсин, дом, Африка, кот, антилопа, бусы, майка, мышь, шайба, сосна, уши, овцы, банан, мыло, усы, мак, игла, аист, глаз, сок, комар, песок, лапа, море, река.
На что похожа буква А?
Пальчиковая гимнастика
Руки сложены в шалаш,
Между ними – карандаш.
Мы закончили едва –
Появилась буква А.
09-12.11.2004. Развитие речи. Лексическая тема «Транспорт»
Родителям рекомендуется:
вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта; повторить, какие бывают виды транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный), какие виды машин относятся к каждому виду транспорта;
побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Отгадать загадки о транспорте. Определить, к какому виду транспорта относится слово-отгадка.
Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса,
Сядь верхом – и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит.
Подбегает к остановке, всех желающих берет –
И опять бежит вперед. (Автобус)
Бежит конь вороной, много тащит за собой (Паровоз)
Не летает, жужжит, жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
Это дал завод ему: и огни – глядеть во тьму,
И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль)
Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз.
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел. (Пароход)
Многолюден, шумен, молод – под землей грохочет город.
А дом с народом тут вдоль по улице бегут (Метро)
Пересчет различных видов транспорта (согласование числительных с существительными)
Порядковые числительные: первый автобус, второй автобус… пятый автобус; первая машина… пятая машина. Количественные числительные: один самолет, два самолета, … пять самолетов; одна машина, две машины… пять машин.
Дидактическая игра «Подбери признак»
Машина (какая?) – быстрая, гоночная, новая, старая, легковая, грузовая, темно-синяя и т. д.; автобус (какой?) - …; самолет (какой?)
Подобрать действия к предметам
Поезд (что делает?) - …, самолет (что делает?) - …, пароход (что делает?) - ….
Дидактическая игра «Один-много» (образование множественного числа существительных)
Один автобус – много автобусов. Один велосипед – много… (мотоцикл, машина, троллейбус, трамвай, поезд, лодка, пароход, самолет, вертолет, автомобиль, метро (!), бензовоз, грузовик, катер, теплоход, корабль, самокат).
Вырезать картинки с изображением различного транспорта и вклеить их в альбом (или нарисовать).
Подготовка к обучению грамоте. Тема «Звук и буква У»
5. Повторить:
Произнеси звук У (у-у-у). Что делают наши губы, когда мы произносим звук У? (Они вытягиваются в трубочку). Звук У поется, тянется или нет? (Поется, тянется). Значит он какой? (Гласный).
6. Выучить: Звук У поется, тянется, поэтому он гласный звук, живет в Красном замке. Мы его обозначаем красным кружочком.
7. Закончить предложения таким словом, которое начинается со звука У: На подставке стоит электрический …. В пруду плавает большая …. У Ани заболело … .
8. Отгадать загадки, нарисовать (или вклеить картинки) в альбоме отгадки. В словах-отгадках определить, где стоит звук У: в начале, в середине или в конце слова? Закрасить красным цветом нужный квадратик (первый – если звук У в начале слова, средний – в середине, последний – в конце слова).
5. Кто на себе свой дом таскает? (Улитка)
6. Железный пароход по белой простыне плывет. (Утюг)
7. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
8. Крылатый, горластый,
Красные ласты. (Гусь)
Заштриховать букву У:
У у
Найти букву У (заглавную и строчную), обвести ее красным карандашом.
Ц е ж р у я э е к ф г э в т У д с я я ш у н ж т ф У щ э у и п в с х ш у ш с з к н д У ы н я г б к с у
Развитие речи. Тема: «Лето»
— Назови все времена года по порядку, самое теплое время года.
— Назови летние месяцы.
— Назови первый месяц лета, последний.
— Назови самый жаркий летний месяц.
Когда это бывает?
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок –
Не поймешь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые в небе облака. (Летом)
— Что характерно для этого времени года?
Дидактическая игра «Назови ласково»: солнце, лес, река, ягоды, цветы, птицы, муравьи и т.д.
Дидактическая игра «Подбери слово-действие»
Солнце ... ярко. Река ... быстро. Ягоды ... в лесу. Цветы ... на лугу. Стрекоза ... над водой. Муравейник ... муравьи. Птицы ... весело.
— Почему тебе нравится лето?
Нарисовать рисунок на тему «Лето».
Подготовка к обучению грамоте. Тема: Звуки [В] - [Ф]; [В'] - [Ф']
1. Дифференциация звуков [В] — [Ф]. Назвать одинаковый первый звук в словах: Ваня, Володя, Владик. Назвать одинаковый последний звук в словах: шкаф, жираф, шарф.
Сравнить артикуляцию звуков [В] и [Ф] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков, обозначение.
2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:в, ф, ф, в...; ва, фа, фы, вы.
3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:ва-фа, во-...; фы-вы, фо-...
4. Повторить за взрослым серию слогов: ва-ва-фа, фа-фа-ва, фа-ва-фа, ва-фа-ва, фа-ва-ва, ва-фа-фа.
5. Подобрать слова со звуками [В] и [Ф].
6. Дифференциация звуков [Ф'] — [В']. Назвать первый звук в словах: Фима, ведро. Сравнить звуки [В'] и [Ф’] по артикуляции, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.
6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В'] и [Ф']): веник, ведро, фикус, велосипед; финик, вещи, Федя, ферма.
7. Выучить стихотворение, предложить ребенку декламировать его по ролям.
В огороде Фекла
Ахала и охала:
«Уродилась свекла
Не на грядке, около!»
Жалко Фекле свеклу,
Жалко свекле Феклу.
Жаловалась Фекла:
«Заблудилась свекла».
Ю. Моргун
8. Договорить последний слог в словах:
коро-..., со-..., бро-..., шка-..., шар-..., крапи-..., дро-...
9. Из предложенных слов ребенок должен выбрать те, которые обозначают профессии людей. Назвать первый звук в этих словах: фотограф, фартук, фермер, врач, ветеринар, футболист, велосипедист, винодел, вертолетчик, фломастер, ворона, воспитатель, виноградарь, фигурист.
11-14.05.05. Развитие речи. Тема: «Дни недели. Части суток». Повторите с Вашим ребенком:
- Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какой день недели наступит после среды? и т. п. Сколько всего дней в неделе? С какого дня начинается неделя? Каким днем заканчивается неделя? Сколько рабочих дней в неделе? А выходных? Назови рабочие (выходные) дни недели.
- Задача: Встретились два друга: Вася и Петя. Вася говорит: «Я вчера, во вторник, ходил с мамой в зоопарк». Петя ответил: «А я пойду завтра». В какой день недели встретились Вася и Петя? Какие части суток ты знаешь? (Утро, день, вечер, ночь) Сколько частей в сутках? Назови части суток по порядку. Чего больше: дней в неделе или частей в сутках?
Дорисуй в оконцах месяц, луну, солнце. (Обратите внимание на расположение рисунков)
Также см. задание в альбоме
___________________________________________________________________________________
11-14.05.05. Развитие речи. Тема: «Дни недели. Части суток». Повторите с Вашим ребенком:
- Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какой день недели наступит после среды? и т. п.
- Сколько всего дней в неделе? С какого дня начинается неделя? Каким днем заканчивается неделя? Сколько рабочих дней в неделе? А выходных? Назови рабочие (выходные) дни недели.
Задача: Встретились два друга: Вася и Петя. Вася говорит: «Я вчера, во вторник, ходил с мамой в зоопарк». Петя ответил: «А я пойду завтра». В какой день недели встретились Вася и Петя?
- Какие части суток ты знаешь? (Утро, день, вечер, ночь) Сколько частей в сутках? Назови части суток по порядку. Чего больше: дней в неделе или частей в сутках?
-
- Также см. задание в альбоме
Подготовка к обучению грамоте. Звуки Ф и Ф’.
Звуки Ф, Фь – согласные, глухие. Ф – твердый, Фь – мягкий.
Фонетическая зарядка. Как фыркает кот? (Ф-ф-ф...)
Кто внимательный? Найдите одинаковый звук в словах: фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг.
Запомните слова со звуками [ф, ф'], которые встретятся вам в сказке.
В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано: «Спешите видеть!
Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку!
Фонтан из пустого флакона!
Моментальная фотография без фотоаппарата!»
— Фи,— сказал филин Федя,— с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус?
— У меня,— сказала медведица и притащила фикус в горшке.— Ставь на пенек и давай сюда свой фартук! Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:
— Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам.
— Я тебе за такой фокус знаешь, что сделаю? — взревела медведица.— Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!.. (Г. Юдин)
[1] Согласные звуки необходимо произносить коротко, отрывисто, без призвука гласного [э], не “пэ”, а [п].
04-06.05.05.
Повторите/выучите с ребенком: ФИО, домашний адрес.
Подготовка к обучению грамоте. Тема: звуки [В], [В']; [В] - [В'].
1. Дидактическое упражнение «Продолжи строчку»:
2. Знакомство со звуком [В].
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и четко назвать картинки: ванна, вата, воробей, ворона. Какой первый звук слышится во всех этих словах?
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [В]:
— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха; — верхние зубки слегка видны; — горлышко «работает».
Символ звука: воет сильный ветер: ввввв... Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок.
3. Фонетическое упражнение. Волк воет громко: ВВВВВ..., волк воет тихо: ввввв... (изменение силы голоса).
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...
5. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, определи первый звук в этом слове, составь с ним предложение». Чик-чирик! К зернышкам — прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
5. Знакомство со звуком [В'].
Взрослый предлагает ребенку подобрать к слову пару по образцу и определить первый звук в этом слове ([В']): день — ночь; утро — ...(вечер); осень — ...(весна)
Символ звука: вентилятор: вьвьвь... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок.
6. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [В']»:
вь, мь, пь, вь...; вя, мя, пи, ви...; Витя, Митя, Петя, Вера.
7. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разделить слова на слоги:
Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Кругла, как шар, Красна, как кровь, Сладка, как мед. (Вишня)
Без рук, без ног, А ворота отворяет. (Ветер)
8. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [В] и [В’]. Вспомнить имена людей со звуками [В] и [В'] (полные и уменьшительные). Дидактическое упражнение «Подари подарки Вале и Вите» (подобрать слова со звуками [В] и [В']).
9. Прочитайте рассказ. Запомните слова со звуком [в,в'], которые встретятся вам в сказке.
Мыша-водолаз (Г. Юдин)
Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что натало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. «Ну, пора всплывать»,— наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но веревка разбухла и не развязывалась.
«Что делать?» — в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку.
Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосав его в дырку. И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку...
Дата: 2019-02-02, просмотров: 291.