Повторите/выучите с ребенком: ФИО, домашний адрес
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

04-06.05.05.

Повторите/выучите с ребенком: ФИО, домашний адрес.

Подготовка к обучению грамоте. Тема: звуки [В], [В']; [В] - [В'].

1. Дидактическое упражнение «Продолжи строчку»:

2. Знакомство со звуком [В].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и четко назвать картинки: ванна, вата, воробей, ворона. Какой первый звук слышится во всех этих словах?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля­цию звука [В]:

— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине ос­тается узкая щель для прохождения воздуха; — верхние зубки слегка видны; — горлышко «работает».

Символ звука: воет сильный ветер: ввввв... Харак­теристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок.

3. Фонетическое упражнение. Волк воет громко: ВВВВВ..., волк воет тихо: ввввв... (изменение силы голоса).

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...

5. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, опре­дели первый звук в этом слове, составь с ним предложение». Чик-чирик! К зернышкам — прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

5. Знакомство со звуком [В'].

Взрослый предлагает ребенку подобрать к слову пару по образцу и определить первый звук в этом слове ([В']): день — ночь; утро — ...(вечер); осень — ...(весна)

Символ звука: вентилятор: вьвьвь... Характе­ристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кру­жок.

6. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [В']»:

вь, мь, пь, вь...; вя, мя, пи, ви...; Витя, Митя, Петя, Вера.

7. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, раз­делить слова на слоги:

Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Кругла, как шар, Красна, как кровь, Сладка, как мед. (Вишня)

Без рук, без ног, А ворота отворяет. (Ветер)

8. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [В] и [В’]. Вспомнить имена людей со звуками [В] и [В'] (полные и уменьши­тельные). Дидактическое упражнение «Подари подарки Вале и Вите» (подобрать слова со звуками [В] и [В']).

9. Прочитайте рассказ. Запомните слова со звуком [в,в'], которые встретятся вам в сказке.

Мыша-водолаз (Г. Юдин)

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что натало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. «Ну, пора всплывать»,— наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но веревка разбухла и не развязывалась.

«Что делать?» — в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку.

Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосав его в дырку. И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку...

 

 

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Знакомство со словом. Различение понятий «звук» и «слово» Живые и неживые предметы.

Повтори за мной: «А-А-А, О-О-О, У-У-У». Что ты произнес(ла): слова или звуки? (Звуки).

Произнеси сначала какие-нибудь звуки, а потом скажи слова.

Назови грибы, которые ты раскрасил в альбоме. Ты сказал(а) слова или произнес(ла) звуки?

На какие две большие группы делятся все предметы? (На живые и неживые). Какой вопрос мы задаем, когда спрашиваем о живом предмете? (Кто это?) О неживом предмете? (Что это?)

Это живой или неживой предмет? (Камень, девочка, кукла, стол, медведь, часы, белка, лопата и т. д.) К каждому слову задавать вопрос.

 

 

04.-08.04.05. Подготовка к обучению грамоте. Тема. Звуки [Д], [Д']; [Д] - [Д'].

1. Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля­цию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то: — губки свободны; — зубки сближены, но не сомкнуты; — язычок стучит кончиком за верхними зубками;— горлышко «работает». Ха­рактеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий.

2. Фонетическое упражнение. Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрос­лым громко, отрывисто).

3. Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...; ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

4. Выучить чистоговорки:

Да-да-да — у меня вода. Ды-ды-ды — нет воды. Ду-ду-ду — за водой пойду.

5. Знакомство со звуком [Д'].

Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий.

6. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д']»:

дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.

7. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д'].

8.Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

 

Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. (Дверь)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

 

9. Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

 

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук З»

1. Отгадать загадки, нарисовать в альбоме отгадки.

 

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Шуба для зимы — другого цвета

(Заяц)

На черный платок

Просыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

(Звезды)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

(Змея)

Гуляю я и в дождь, и в зной:

Характер у меня такой.

(Зонт)

 

2. Назвать картинки-отгадки, выделить первый звук (З). Повторить: звук З – согласный, звонкий, это песенка «комарика». Найти слово, в котором песенка комарика слышится два раза, обвести эту картинку, поделить это слово на слоги.

3. Как мы произносим З? Описание положения языка, губ, зубов - перед зеркалом. (Язык упирается в нижние зубы, зубы заборчиком с небольшой щелью, губы улыбаются, все зубы видно, голосок дрожит).

4. Запомните слова со звуком [з], которые встретятся вам в сказке Нелетающий зонт (по Г. Юдину) (не путать со звуком зь)

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит — прямо из зарослей на него волк смотрит.

— 3-з-западня,— затрясся заяц,— убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет. Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит... И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.

Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает.

Видит волк— не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

— Ах, козел! —рычит,—Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

Слова со звуком З: __________________________________________________________________________

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук Й»

Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

Узнайте звук

Хлопните один раз в ладоши, если услышите [й] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

Нарисуйте в альбоме 2-3 картинки, в названии которых есть звук Й.

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И».

Знать: Звук И поется, это гласный звук. Что делают наши губы, когда мы произносим И? (Губы тянутся в улыбке, улыбаются) 

Послушай разные слоги и слова, хлопни в ладоши, если услышишь в них звук И: ап, их, им, ум, от, ит, ут, ан...; ириска, апрель, избушка, инженер, ананас, искра, уголок, камин, изба, окно…, Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья, Лиза ...

Игра «Один-много». Тянуть последний звук И в получившемся слове.

дыня — дыни                          мак —                                   паук —

муха —                                     петух —                               нога — 

улитка —                                  лебедь —                             конь — 

утка —                                      индюк —                              книга —              

утюг —                                      линейка —                          калитка —

 

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы дружно вверх глядят,

Превратиться в «И» хотят.

Помоги ты им, дружок:

Карандаш наискосок

Между пальцами зажми –

Вот и будет буква «И».

 

Знакомство с буквой И:

1) раскрасить красным цветом,

И и

2) пропечатать в тонкой тетради,

3) найти букву И в заголовках газет, вырезать, вклеить в тетрадь.

                      

06-10.12.04. Подготовка к обучению грамоте: «Звуки П, Пь и буква П» (задание по развитию речи см. в альбоме)

Повторите с Вашим ребенком:

Какие гласные звуки ты знаешь? (А, О, У, И) Почему они называются гласными? (Поются) Правильно, когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через ротик свободно, и ничего ему не мешает. Есть еще другие звуки, которые называются согласными звуками. Какие согласные звуки ты знаешь. (П и Пь[1]). Можно ли петь эти звуки? (Нет, нельзя). Когда произносится согласный звук п, воздушная струя встре­чает преграду. Звук [п] пытается прорваться сквозь преграду — сквозь губы. Произнесите звук [п ]. Чем мы произносим звук [п ]? (Губами.) Наш голос спит или поет?

Повторяй за мной, какой звук [п]. (Со­гласный, твердый, глухой.) Согласные твердые звуки живут в Синем замке. Твердый, согласный звук [п] мы обозначим синим кружочком.

У твердого звука [п] есть младший братец: звук [пь]. Звук п' — братец звука п. Этот звук называется мягкий со­гласный. Его будем обозначать зеленым кружочком.

Отгадывание загадок. В отгадке надо различить братцев п и пь.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает.

(Петух)

 

Кто пасет овец и коз,

Там, где луг травой зарос?

(Пастух)

 

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(Пирог)

 

Золотое решето

Черных домиков полно.

(Подсолнух)

 

Два брюшка, четыре ушка.

(Подушка)

 

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд)

 

Говорит дорожка —

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня».

(Полотенце)

 

На малину налетели,

Поклевать ее хотели,

Но увидели урода —

И скорей из огорода!

А урод стонт на палке

С бородою из мочалки.

(Пугало)

 

 

Чтение сказки Г. Юдина «День поросенка». Запомните слова со звуком [п, п'], которые встретятся вам в сказке.

День поросенка

Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону:

— Завтра наш праздник. День поросенка. Я хочу послать посылочку. Моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит.

А Пончик жил на другой стороне пруда.

«Пешком далеко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,— решил Петя.

Сел он на плот, поставил парус и плывет потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умел.

— Помоги-те! Тону-у! — кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?»

Хорошо — Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пятачком к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.

— Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь Петя тебе посылку вез.

— Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно.


 


Подготовка к обучению грамоте. Тема «Звуки М и Мь (повторение)».

1. Чем похожи звуки М и М’? (Они оба согласные, звонкие (голос дрожит, не спит – кладем руку на горлышко, проверяем, что голосок не спит, значит, эти звуки – звонкие). Чем мы произносим эти звуки? (Губами). Чем отличаются эти звуки? (Звук М – твердый, живет в Синем замке, звук М’ – мягкий, живет в Зеленом замке)

       2. Какой звук в слове первый - М или Мь? Слова: мак, мох, медведь, мебель, маяк, малина, муха, мёд, мышка, мишка, миска и т. д.

       Незнайка перепутал все слова в предложении. Исправь его ошибки:

       Галя, панама, летняя, надеть –

       Альбом, Катя, купить, новый –

       Малина, дети, лето, поливать –

       Надевать, Коля, майка, новая –

3. Читать сказку «Три медведя» Л. Н. Толстого.

4. Нарисовать в альбоме два предмета на звуки М и Мь.  

Отгадать загадки.

J Изрисована лошадка будто школьная тетрадка. (Зебра) J Ежик вырос в десять раз, получился… (дикобраз) J Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард) J Уж очень вид у них чудной: у папы локоны волной, А мама ходит стриженой, за что она обижена? Недаром часто злится на всех мамаша … (львица) J Он ходит, голову задрав, не потому что важный граф, Не потому, что гордый нрав, а потому, что он… (жираф) J Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам (Верблюд). J Этот зверь бодает рогом – не шутите с … (носорогом).

3. Дидактическая игра «Назови семью»: папа — лев, мама — львица, детеныш — львенок (детеныши — львята) тигр __________________________________, слон _________________

___________, кенгуру ________________________

4. Дидактическая игра «Кто живет в Африке?» В Африке живут ... (львы, тигры...). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, тигров...) Кого вылечил доб­рый доктор? (Львов, тигров...) Звери лечились охотно. Кем был доволен доктор? (Львами, тиграми...) О ком вспоминал Айболит дома? (О львах ...)

5. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»: голова (чья?) — львиная, хвост (чей?) — львиный, туловище (чье?) — львиное, уши (чьи?) — львиные.

6. Ответить на вопросы. Кто из животных жарких стран является хищником? ________________________________________________________________________

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук С»

Повторите с Вашим ребенком: Звук С – гласный или согласный? Твердый или мягкий? звонкий или глухой? (кладем тыльную сторону кисти на горлышко – голосок спит). Что делает язычок, когда мы произносим С-С-С? (Упирается в нижние зубки) Как расположены зубки? («заборчиком» с небольшой щелью) Что делают губы? (Улыбаются, растягиваются)

Послушай рассказ Г. Юдина «Свинья в гостях». Запомни слова со звуком [с], которые встретятся нам в сказке. (Не путать звуки «с» и «сь»!)

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках. Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе — сосисок нажарила с салом.

Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, объелась, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью. Потом улеглась на скатерть и говорит:

— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь...

— Совести у тебя нет,— рассердилась собака.— Свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!

И с тех пор собака на свинью сердита.    

           Какие слова со звуком С ты запомнил(а)? Где ты слышишь звук С: в начале, конце, середине слова? Нарисуй в альбоме картинки на эти слова (4-5 картинок). 

 

Подготовка к обучению грамоте. Тема «Звук и буква У»

1. Повторить:

Произнеси звук У (у-у-у). Что делают наши губы, когда мы произносим звук У? (Они вытягиваются в трубочку). Звук У поется, тянется или нет? (Поется, тянется). Значит он какой? (Гласный).

2. Выучить: Звук У поется, тянется, поэтому он гласный звук, живет в Красном замке. Мы его обозначаем красным кружочком.

3. Закончить предложения таким словом, которое начинается со звука У: На подставке стоит электрический …. В пруду плавает большая …. У Ани заболело … .

4. Отгадать загадки, нарисовать (или вклеить картинки) в альбоме отгадки. В словах-отгадках определить, где стоит звук У: в начале, в середине или в конце слова? Закрасить красным цветом нужный квадратик (первый – если звук У в начале слова, средний – в середине, последний – в конце слова).

1. Кто на себе свой дом таскает? (Улитка)

2. Железный пароход по белой простыне плывет. (Утюг)

3. Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

4. Крылатый, горластый,

Красные ласты. (Гусь)

Заштриховать букву У:

У у

Найти букву У (заглавную и строчную), обвести ее красным карандашом.

Ц е ж р я э е к ф г э в т д с я я ш у н ж т ф У щ э у и п в с х ш ш с з к н д У ы н я я г б к с ф ч у ж У д ж е у ч ю о х р г к ы о ш й й з д в ф р ф б е У н в ч У у п з т с й я з н ю б а у щ у п е ш У е м в э у ю р щ ы ы и ж ч й с з р а е ш р у м ш л й э а р

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук К».

1. Назови, какой первый звук, вто­рой: АУ, УА, АП, УП, АТ, УТ, ТА, ТУ, ПА, ПУ, ИП

2. Угадывание звуков по беззвучной артикуля­ции.

Взрослый беззвучно «произносит» гласные звуки, а ребенок повторяет громко.

3. Назови гласные звуки, которые мы изу­чали (У, А, И, О), согласные (П, П’, М, М’).

4. Звук К – согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой? (Поднеси тыльную сторону ладони к горлу и произнеси К-К-К. А теперь произнеси звук Г. Когда мы произносим звук Г, горло больше дрожит. Этот звук звонкий, мы говорим его с голосом, а звук К — без голоса, поэтому он глухой)

5. Выделение звука К из ряда слогов и слов:

— Я буду называть слоги и слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог или слово со звуком К: КА - ТА - КА - ПА - ТА - ГА – КА; кот, губы, каток, гамак, муха, танк, Галя, мука, вагон.

6. Образование именительного падежа множествен­ного числа имен существительных:

— Я буду тебе бросать мяч и называть один пред­мет, а ты мне обратно бросишь мяч и скажешь про много таких предметов. Например: паук — пауки — много пауков. Слова: кот, танк, конь, кит, утка, мак, кепка, нитка, конфета, канава.

7. Придумай и нарисуй в альбоме 3 предмета, в названии которых есть звук К.

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук К».

1. Назови, какой первый звук, вто­рой: АУ, УА, АП, УП, АТ, УТ, ТА, ТУ, ПА, ПУ, ИП

2. Угадывание звуков по беззвучной артикуля­ции.

Взрослый беззвучно «произносит» гласные звуки, а ребенок повторяет громко.

3. Назови гласные звуки, которые мы изу­чали (У, А, И, О), согласные (П, П’, М, М’).

4. Звук К – согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой? (Поднеси тыльную сторону ладони к горлу и произнеси К-К-К. А теперь произнеси звук Г. Когда мы произносим звук Г, горло больше дрожит. Этот звук звонкий, мы говорим его с голосом, а звук К — без голоса, поэтому он глухой)

5. Выделение звука К из ряда слогов и слов:

— Я буду называть слоги и слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог или слово со звуком К: КА - ТА - КА - ПА - ТА - ГА – КА; кот, губы, каток, гамак, муха, танк, Галя, мука, вагон.

6. Образование именительного падежа множествен­ного числа имен существительных:

— Я буду тебе бросать мяч и называть один пред­мет, а ты мне обратно бросишь мяч и скажешь про много таких предметов. Например: паук — пауки — много пауков. Слова: кот, танк, конь, кит, утка, мак, кепка, нитка, конфета, канава.

7. Придумай и нарисуй в альбоме 3 предмета, в названии которых есть звук К.

28.03.-01.04.05. Подготовка к обучению грамоте. Звуки [Б], [Б']; [Б] - [Б'].

Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай и повтори» (раз­витие слухового внимания).

Взрослый ударяет в барабан три раза: один раз сильно и два раза — слабо (ритмический рисунок ! !!), а ребенок должен повторить, выделив силой удара необходимый элемент. Затем ритмический рисунок может меняться, например: !! !, !! ! и т.д.

Задание 2. Знакомство со звуком [Б].

Взрослый произносит предложение (голосом выделяет звук [Б]) и спрашивает у ребенка, какой звук часто в нем слышится:

У барана Бубы бублики и булки...

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля­цию звука [Б]:

— губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха; — горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок.

Задание 3. Фонетическое упражнение (произнести). Мальчик упал с санок — бух! бух!

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Б]»:

д, т, б, б...; да, ба, ду...; баран, корова, бык, забор, сорока...

Задание 5. Деление слов на слоги с помощью руки: ба-нан, ба-тон, за-бор, бы-ки, бу-кет, ры-ба.

Задание 6. Ребенку предлагается вспомнить слова со звуком [Б] самостоятельно, определить место звука [Б] в словах.

Задание 7. Произнести чистоговорки:

Ба-ба-ба — новая труба.

Бу-бу-бу — взяли мы трубу.

Бы-бы-бы — нет трубы.

Задание 8. Знакомство со звуком [Б'].

Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

 

Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые,

Летом мохнатые,

Зимой сучковатые.

Где они стоят, там и шумят.

(Березы)

 

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначе­ние: зеленый кружок.

Задание 9. Фонетическое упражнение. Баран блеет: беее...

Задание 10. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б']»: бь, дь, ть, бь...; бя, бе, ди, те...; кошка, бегемот, бизон, корова, обида...

 

Задание 11. Дифференциация звуков [Б] — [Б']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б']»: б, бь, б, бь, бь...; бя, ба, бы, бю...

 

Задание 12. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

 

По горам, по долам

Ходит шуба и кафтан. (Баран)

Стоят в поле сестрицы,

Платья белены,

Шапочки зелены. (Березы)

Без крыльев, а быстрее птицы

С дерева на дерево перелетает. (Белка)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины)

 

 

Задание 13. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Б] и [Б']. Подобрать слова со звуками [Б] и [Б'], разделить их на слоги. Составить предложения с этими словами. Сравнить слова, составить с каждым словом предложение: быть — бить, были — били, забыть — забить.

Выучить скороговорки:

Все бобры добры для своих бобрят.                                        Баран-буян залез в бурьян.


 


Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звуки У, А, О (закрепление)»

Знать: Звуки У, А, О – поются, тянутся, это гласные звуки. Мы их обозначаем красным кружочком»

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук и П и Пь»

Повторять, что такое: гласный звук, согласный звук, какие мы уже изучили гласные звуки, согласные звуки, чем отличаются звуки «п» и «пь». (См. домашнее задание прошлой недели).

Сравнить, как звучат слоги: па-пя, пы-пи, пу-пю, пэ-пе, по-пё – одинаково или по-разному; определить, где звучит твердый согласный звук «п», а где мягкий звук «пь».

В тонкой тетради 1) пропечатать слоги, обозначить звуки кружочками разного цвета; 3) в словах (пила, лопата, укроп) определить, какой звук в слове «п» или «пь», определить место звука в слове (в начале, середине, в конце), закрасить нужную клеточку соответствующим цветом (синим или зеленым), букву П раскрасить: заглавную – синим, строчную – зеленым цветом, объясняя ребенку, что буква П может обозначать два звука: твердый «п» и мягкий «пь».  

 

 

Подготовка к обучение грамоте. Тема: «Звук С» (повторение)

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук Ы»

Знать: Звук Ы – гласный (поется, тянется), живет в Красном замке, обозначаем красным кружочком.

Анализ и синтез слогов: «Кидаю» тебе (понарошку) звук в и звук ы. Что получилось? (Вы). Так же: мы, ты, пы, ны, гы, кы и другие слоги со звуком ы.

«Один-много»: Я назову один предмет, а ты много предметов.

Цветок -                Кактус -                Береза -                 Дуб -          Машина –

Пылесос - Конфета -

Где слышится звук ы в словах цветы, кактусы и т. д? (В конце слов.) А в словах сыр, дыня, тыква? (В середине слова).

Произношение звука ы в словосочетаниях. Слово­образование

Вспомним, какие бывают часы. На руках ... (наруч­ные), на стене ... (настенные), на улице ... (уличные), на сто­ле ... (настольные). Машины бывают тоже разные. Они стира­ют, значит это ... (стиральные машины). На них шьют, значит это ... (швейные машины). Убирают улицы ... (уборочные ма­шины), перевозят грузы ... (грузовые машины).

Звук ы может стоять только в середине или в конце слова и никогда — в начале слова.

Нарисовать (вклеить) в альбом 3 картинки, в названии которых есть звук ы.

Материал для закрепления

I. Уточнить название одежды и отдельных ее частей (воротник, рукав, манжета, карман и т.д.). Различать одежду для девочек и мальчиков; зимнюю, летнюю и демисезонную; белье, верхнюю одежду, головные уборы. Знать название ткани, из которой шьют, из чего вяжут одежду. Выяснить: кто шьет одежду, где шьют, ка­кой инструмент необходим портному, как вяжут одежду.

П. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­тельного и родительного падежей.

Например: рубашка — рубашки — рубашек и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­тельных.

Например; юбка — юбочка и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных. Например: Платье из ситца. Какое платье? — Ситцевое и т.д.

4. Образование притяжательных местоимений и прилагательных. Например: Это чья кофта? — Моя кофта. — Как тебя зовут? — Таня. — Значит, кофта чья? — Танина и т.д.

5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

6. Подбор слов-антонимов. Например: длинный рукав — короткий рукав; узкая юбка — ... , короткое платье — ... острый воротник — ... , белый костюм — ... .

7. Согласование прилагательных с существительными. Например: Про что можно сказать: красивая, красивое, краси­вый, красивые.

Разноцветная, разноцветный, разноцветное, разноцветные.

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звуки У, А, О (закрепление)»

Знать: Звуки У, А, О – поются, тянутся, это гласные звуки. Мы их обозначаем красным кружочком»

Повторите с Вашим ребенком:

1. Назови много предметов: напр., чашка - чашки, блюдце, тарелка, бокал, ста­кан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т.д.

— Как одним словом можно назвать все эти предметы? (По­суда.)

— Какие предметы посуды ты еще знаещь?

— Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож.)

— В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, проти­вень и т.п.)

— Как называется эта посуда? (Кухонная.)

— Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюд­це, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

— Как называется эта посуда? (Чайная.)

— А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая.)

— Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарел­ка, супница, салатница, солонка, селедочница и т.д.)

Повторите с Вашим ребенком.

— Какое сейчас время года? (Осень.) Назови осенние меся­цы, признаки осени.

— Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?

— Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так называются? Назовите перелетных птиц.

— Давайте посмотрим на птицу? Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь, лапы, хвост, клюв.)

— Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)

— Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело.)

Игра «Назови ласково» А теперь давай назовем наших птичек ласково. Например, чиж – чижик. Слова: лебедь (лебедушка), соловей (соловушка), скворец (скворушка), журавль (журавушка), утка, кукушка.

Игра «Один – много». Я буду называть одну птицу, а ты – много птиц. Например, один чиж – много чижей. Слова: Слова: лебедь, соловей, журавль, утка, кукушка, скворец, грач, ласточка, трясогузка.

Пальчиковая гимнастика

Эта птичка – соловей,                загибаем по одному пальчику

Эта птичка – воробей,                на обеих руках         

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.           Машем сложенными накрест ладонями

Птички, птички – по домам.     Машем обеими руками, как крыльями.

Составление предложений

- Я буду придумывать предложения, а ты мне помогай.

Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела.

Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.

Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела.

Птичка из теплых стран… (прилетела) Птичка от нас в теплые страны… (улетела) Птичка в окно… (влетела) Птичка в клетку … (залетела) Птичка из окна… (вылетела) Птичка вокруг дерева…(облетела).

Подготовка к обучению грамоте. Тема: Звук и буква А.

Вспомни, звук А – гласный или согласный? Почему? (Звук А – гласный, потому что он поется). В каком замке живет звук А? (Звук А живет в Красном замке, обозначается красным кружочком).

Игра. Звук А иногда бывает непослушным и убегает из слова. Давай вернем шалуна обратно. Я буду называть слова, откуда он убежал, а ты возвращай его назад. Слова: .птека, .втомобиль, .нтенна, .нтон, .пельсин, .нанас, .брикос, .рбуз, .льбом, .нтилопа, .квариум, .фиша. А теперь звук А сбежал из конца слова: бочк., булк., белк., берез., малин..

Определить, есть звук А в слове или нет, где стоит звук А: в начале, в конце или в середине слова? Слова: ключ, банка, апельсин, дом, Африка, кот, антилопа, бусы, майка, мышь, шайба, сосна, уши, овцы, банан, мыло, усы, мак, игла, аист, глаз, сок, комар, песок, лапа, море, река.

На что похожа буква А?

Пальчиковая гимнастика

Руки сложены в шалаш,

Между ними – карандаш.

Мы закончили едва –

Появилась буква А. 

 

09-12.11.2004. Развитие речи. Лексическая тема «Транспорт»

Родителям рекомендуется:

вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта; повторить, какие бывают виды транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный), какие виды машин относятся к каждому виду транспорта;

побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Отгадать загадки о транспорте. Определить, к какому виду транспорта относится слово-отгадка.

Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса,

Сядь верхом – и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит.

Подбегает к остановке, всех желающих берет –

И опять бежит вперед. (Автобус)

       Бежит конь вороной, много тащит за собой (Паровоз)

Не летает, жужжит, жук по улице бежит,

И горят в глазах жука два блестящих огонька.

Это дал завод ему: и огни – глядеть во тьму,

И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль)

       Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма.

       По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)

Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз.

Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел. (Пароход)

       Многолюден, шумен, молод – под землей грохочет город.

       А дом с народом тут вдоль по улице бегут (Метро)

Пересчет различных видов транспорта (согласование числительных с существительными)

Порядковые числительные: первый автобус, второй автобус… пятый автобус; первая машина… пятая машина. Количественные числительные: один самолет, два самолета, … пять самолетов; одна машина, две машины… пять машин.

Дидактическая игра «Подбери признак»

Машина (какая?) – быстрая, гоночная, новая, старая, легковая, грузовая, темно-синяя и т. д.; автобус (какой?) - …; самолет (какой?)

Подобрать действия к предметам

Поезд (что делает?) - …, самолет (что делает?) - …, пароход (что делает?) - ….

Дидактическая игра «Один-много» (образование множественного числа существительных)

Один автобус – много автобусов. Один велосипед – много… (мотоцикл, машина, троллейбус, трамвай, поезд, лодка, пароход, самолет, вертолет, автомобиль, метро (!), бензовоз, грузовик, катер, теплоход, корабль, самокат).

Вырезать картинки с изображением различного транспорта и вклеить их в альбом (или нарисовать).

Подготовка к обучению грамоте. Тема «Звук и буква У»

5. Повторить:

Произнеси звук У (у-у-у). Что делают наши губы, когда мы произносим звук У? (Они вытягиваются в трубочку). Звук У поется, тянется или нет? (Поется, тянется). Значит он какой? (Гласный).

6. Выучить: Звук У поется, тянется, поэтому он гласный звук, живет в Красном замке. Мы его обозначаем красным кружочком.

7. Закончить предложения таким словом, которое начинается со звука У: На подставке стоит электрический …. В пруду плавает большая …. У Ани заболело … .

8. Отгадать загадки, нарисовать (или вклеить картинки) в альбоме отгадки. В словах-отгадках определить, где стоит звук У: в начале, в середине или в конце слова? Закрасить красным цветом нужный квадратик (первый – если звук У в начале слова, средний – в середине, последний – в конце слова).

5. Кто на себе свой дом таскает? (Улитка)

6. Железный пароход по белой простыне плывет. (Утюг)

7. Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

8. Крылатый, горластый,

Красные ласты. (Гусь)

 

Заштриховать букву У:

У у

Найти букву У (заглавную и строчную), обвести ее красным карандашом.

Ц е ж р у я э е к ф г э в т У д с я я ш у н ж т ф У щ э у и п в с х ш у ш с з к н д У ы н я г б к с у

 

 

Развитие речи. Тема: «Лето»

— Назови все времена года по порядку, самое теплое время года.

— Назови летние месяцы.

— Назови первый месяц лета, последний.

— Назови самый жаркий летний месяц.


Когда это бывает?


Луг совсем как ситцевый

Всех цветов платок –

Не поймешь, где бабочка,

Где живой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые в небе облака. (Летом)


— Что характерно для этого времени года?                                       

Дидактическая игра «Назови ласково»: солнце, лес, река, ягоды, цветы, птицы, муравьи и т.д.

Дидактическая игра «Подбери слово-действие»

Солнце ... ярко. Река ... быстро. Ягоды ... в лесу. Цветы ... на лугу. Стрекоза ... над водой. Муравейник ... муравьи. Птицы ... весело.

— Почему тебе нравится лето?

Нарисовать рисунок на тему «Лето».

Подготовка к обучению грамоте. Тема: Звуки [В] - [Ф]; [В'] - [Ф']

1. Дифференциация звуков [В] — [Ф]. Назвать одинаковый первый звук в словах: Ваня, Володя, Владик. Назвать одинаковый последний звук в словах: шкаф, жираф, шарф.

Сравнить артикуляцию звуков [В] и [Ф] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков, обозначение.

2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:в, ф, ф, в...; ва, фа, фы, вы.

3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:ва-фа, во-...; фы-вы, фо-...

4. Повторить за взрослым серию слогов: ва-ва-фа, фа-фа-ва, фа-ва-фа, ва-фа-ва, фа-ва-ва, ва-фа-фа.

5. Подобрать слова со звуками [В] и [Ф].

6. Дифференциация звуков [Ф'] — [В']. Назвать первый звук в словах: Фима, ведро. Сравнить звуки [В'] и [Ф’] по артикуляции, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.

6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В'] и [Ф']): веник, ведро, фикус, велосипед; финик, вещи, Федя, ферма.

7. Выучить стихотворение, предложить ребенку декламировать его по ролям.


В огороде Фекла

Ахала и охала:

«Уродилась свекла

Не на грядке, около!»

Жалко Фекле свеклу,

Жалко свекле Феклу.

Жаловалась Фекла:

«Заблудилась свекла».

Ю. Моргун


8. Договорить последний слог в словах:

коро-..., со-..., бро-..., шка-..., шар-..., крапи-..., дро-...

9. Из предложенных слов ребенок должен выбрать те, которые обозна­чают профессии людей. Назвать первый звук в этих словах: фотограф, фартук, фермер, врач, ветеринар, футболист, велоси­педист, винодел, вертолетчик, фломастер, ворона, воспитатель, виноградарь, фигурист.

 

11-14.05.05. Развитие речи. Тема: «Дни недели. Части суток». Повторите с Вашим ребенком:

- Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какой день недели наступит после среды? и т. п. Сколько всего дней в неделе? С какого дня начинается неделя? Каким днем заканчивается неделя? Сколько рабочих дней в неделе? А выходных? Назови рабочие (выходные) дни недели.

- Задача: Встретились два друга: Вася и Петя. Вася говорит: «Я вчера, во вторник, ходил с мамой в зоопарк». Петя ответил: «А я пойду завтра». В какой день недели встретились Вася и Петя? Какие части суток ты знаешь? (Утро, день, вечер, ночь) Сколько частей в сутках? Назови части суток по порядку. Чего больше: дней в неделе или частей в сутках?


Дорисуй в оконцах месяц, луну, солнце. (Обратите внимание на расположение рисунков)

Также см. задание в альбоме

___________________________________________________________________________________

11-14.05.05. Развитие речи. Тема: «Дни недели. Части суток». Повторите с Вашим ребенком:

- Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какой день недели наступит после среды? и т. п.

- Сколько всего дней в неделе? С какого дня начинается неделя? Каким днем заканчивается неделя? Сколько рабочих дней в неделе? А выходных? Назови рабочие (выходные) дни недели.

Задача: Встретились два друга: Вася и Петя. Вася говорит: «Я вчера, во вторник, ходил с мамой в зоопарк». Петя ответил: «А я пойду завтра». В какой день недели встретились Вася и Петя? 

- Какие части суток ты знаешь? (Утро, день, вечер, ночь) Сколько частей в сутках? Назови части суток по порядку. Чего больше: дней в неделе или частей в сутках?

-

 

Дорисуй в оконцах месяц, луну, солнце. (Обратите внимание на расположение рисунков)

- Также см. задание в альбоме

 





Подготовка к обучению грамоте. Звуки Ф и Ф’.

Звуки Ф, Фь – согласные, глухие. Ф – твердый, Фь – мягкий.

Фонетическая зарядка. Как фыркает кот? (Ф-ф-ф...)

Кто внимательный? Найдите одинаковый звук в словах: фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг.

Запомните слова со звуками [ф, ф'], которые встретятся вам в сказке.

В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано: «Спешите видеть!

Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку!

Фонтан из пустого флакона!

Моментальная фотография без фотоаппарата!»

— Фи,— сказал филин Федя,— с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус?

— У меня,— сказала медведица и притащила фикус в горшке.— Ставь на пенек и давай сюда свой фартук! Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:

— Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам.

— Я тебе за такой фокус знаешь, что сделаю? — взревела медведица.— Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!.. (Г. Юдин)


[1] Согласные звуки необходимо произносить коротко, отрывисто, без призвука гласного [э], не “пэ”, а [п]. 


04-06.05.05.

Повторите/выучите с ребенком: ФИО, домашний адрес.

Подготовка к обучению грамоте. Тема: звуки [В], [В']; [В] - [В'].

1. Дидактическое упражнение «Продолжи строчку»:

2. Знакомство со звуком [В].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и четко назвать картинки: ванна, вата, воробей, ворона. Какой первый звук слышится во всех этих словах?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля­цию звука [В]:

— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине ос­тается узкая щель для прохождения воздуха; — верхние зубки слегка видны; — горлышко «работает».

Символ звука: воет сильный ветер: ввввв... Харак­теристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок.

3. Фонетическое упражнение. Волк воет громко: ВВВВВ..., волк воет тихо: ввввв... (изменение силы голоса).

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...

5. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, опре­дели первый звук в этом слове, составь с ним предложение». Чик-чирик! К зернышкам — прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

5. Знакомство со звуком [В'].

Взрослый предлагает ребенку подобрать к слову пару по образцу и определить первый звук в этом слове ([В']): день — ночь; утро — ...(вечер); осень — ...(весна)

Символ звука: вентилятор: вьвьвь... Характе­ристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кру­жок.

6. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [В']»:

вь, мь, пь, вь...; вя, мя, пи, ви...; Витя, Митя, Петя, Вера.

7. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, раз­делить слова на слоги:

Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Кругла, как шар, Красна, как кровь, Сладка, как мед. (Вишня)

Без рук, без ног, А ворота отворяет. (Ветер)

8. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [В] и [В’]. Вспомнить имена людей со звуками [В] и [В'] (полные и уменьши­тельные). Дидактическое упражнение «Подари подарки Вале и Вите» (подобрать слова со звуками [В] и [В']).

9. Прочитайте рассказ. Запомните слова со звуком [в,в'], которые встретятся вам в сказке.

Мыша-водолаз (Г. Юдин)

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что натало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. «Ну, пора всплывать»,— наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но веревка разбухла и не развязывалась.

«Что делать?» — в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку.

Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосав его в дырку. И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку...

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.