Технология педагогических мастерских
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Редкий день в лагере не начинается с вопроса: «А сегодня мастерская будет?»

Технология педагогической мастерской в «Изборском Посаде» была выбрана педагогами не случайно: мы пришли к ней опытно-практическим путем. Эта технология стала любимой у наших ребят. В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый её участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Ещё одной важной особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника – и учёным, художником, явлением культуры в целом; наконец, идёт внутренний диалог каждого – диалог с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие.

За время работы лагеря творческая мастерская зарекомендовала себя как эффективная педагогическая технология, во многом благодаря её основным принципам:

· Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской;

· Право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине;

· Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской: создаёт условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией;

· Значительный элемент неопределённости, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределённость рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы;

· Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создаёт в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура;

· Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.

· Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися – например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создаётся новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Ядром мастерской, её самым необходимым и важнейшим элементом является «разрыв». Разрыв – психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путём «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием. Главный «разрыв» - катарсис заранее планируется руководителем мастерской, незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась. За прошедшие годы в различных программах мы проводили не только авторские педагогические мастерские, но и мастерские коллег – педагогов Санкт – Петербурга.

В качестве примера приводятся несколько творческих педагогических мастерских автора данной работы Н.Н.Соколовой, проведенных в лагере в программах разных лет. (Приложения I I .4.1 – II.4.2 )

 


 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 313.