Которых мы оставим нашему миру»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федерико Майор ЮНЕСКО

 

Одним из успешно используемых методов работы с детьми в лагере «Изборский Посад» является метод проектной деятельности. У современных школьников слабо развита потребность практического участия в решении различных жизненных проблем. Эту задачу позволяет решать опыт, приобретенный детьми в процессе проектной деятельности.

Цель проектной деятельности в лагере  – помочь участникам смены принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения. Для педагогов – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для воспитанников – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Выдающийся мыслитель древности Демокрит утверждал, что лучше думать, перед тем как действовать, чем после того. Практический опыт участников проектов как раз и направлен на то, чтобы сформировать у подростков четкое понимание существующей взаимосвязи любого действия и его последствий для окружающего мира.

Проект – это форма организации воспитательно-образовательного процесса. Полноценный лагерный проект «не вписывается» в рамки традиционного урока. Природа проекта и природа урока принципиально различны.

Метод проектов – комплексный обучающий метод, который дает возможность участникам проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектной деятельности – один из эффективных интерактивных методов обучения.

Понятие «проект» буквально переводится как «брошенный вперед». В основу метода проектов положена идея решения той или иной практической задачи с обязательной презентацией результата. Внешний результат работы можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт – станет бесценным достоянием учащихся, работавших над проектом.

Цели проектной деятельности: развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми; умение выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач; критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.

Проектная деятельность предполагает соблюдение определенных правил:

· В дружине все члены равны. Каждый может стать лидером и одновременно каждый умеет подчиняться мнению большинства.

· Дружины, работающие над созданием проекта, не являются соперниками.

· Каждый вносит посильный вклад в разработку проекта.

· Ответственность за полученный результат несут все члены дружины.

Таким образом, проектное обучение создает необходимые условия для саморазвития ребенка как субъекта познания. Создание проекта предполагает самостоятельную деятельность по решению актуальной проблемы и получение конкретного, практически значимого результата.

Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется участником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Метод проектов – это метод обучения, предполагающий постановку самими участниками значимой и интересной для них проблемы (не просто темы, а именно проблемы), которую необходимо решить, получив конкретный, «осязаемый» результат. Как правило, результат проекта не определен заранее (открыт), но предполагается, что он будет иметь практическое значение.

Работа над проблемой предполагает особым образом организованную поисковую деятельность, активное применение полученных знаний, приобретение новых, носит междисциплинарный характер.

Педагоги, в свою очередь, так же должны быть готовы психологически и интеллектуально к организации проектной деятельности, где им предоставлена роль консультантов, направляющих и стимулирующих действия учащихся; к организации обучения с использованием интерактивных методов, групповой и индивидуальной работы с участниками.

В работе лагеря используются различные типы проектов, классифицирующиеся по виду деятельности (табл.1), по характеру контактов, продолжительности выполнения, количественному составу участников.

Типология проектов

Таблица 1

Исследовательские Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов
творческие Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)
игровые Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения
информационные Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация
практико-ориентированные   Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы

В практике «Изборского Посада» используются смешанные типы проектов, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, игровых.

Проектная деятельность предполагает соблюдение определенных правил:

В основе метода проектов лежит:

· Креативность

· Умение ориентироваться в информационном пространстве

· Самостоятельно конструировать свои знания

Деятельность участников может быть:

· -индивидуальной

· парной

· групповой.

Время выполнения работы – заданный отрезок времени.

Результат – решение конкретной проблемы.

Условия применения метода проектов

Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная) Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании Структурирование этапов выполнения проекта Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора

Метод проектирования формирует ключевые компетенции учащегося:

- Трудовые;

- Коммуникативные;

- Социальные.

Виды проектов:

Творческие методы проектирования:

- аналогии,

- ассоциация,

- неологии,

- эвристическое комбинирование,

- антропотехника,

- использование передовых технологий.

Аналогии – использование уже существующих решений в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения) Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, т.е. проектирование не предмета (вещи), а способа (функции). Проектируем не печь, а способ обогрева, не чайник, а способ кипячения воды.

Ассоциации – метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления.

Неологии - метод использования чужих идей. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы? Что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу? Заимствование идеи без изменений может привести к обвинению в плагиате.

Эвристическое комбинирование - комбинаторный поиск компоновочных решений. С помощью этого метода можно первоначальную идею довести до абсурда, а потов в этом найти рациональное зерно. Например: авангардисты в моде.

Антропотехника – метод, привязывающий проектируемый объект к удобству человека, к его физическим возможностям (зонт должен открываться нажатием на кнопку одной рукой, машина закрывается нажатием на одну кнопку брелочка сигнализации).

Чем проект отличается от творческой работы? В проектной деятельности самое главное – обозначение проблемного поля. Выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в ходе работы. Если в формулировке темы проекта не обозначена проблема, а просто дано задание изготовить некий объект, то это не проектная деятельность. Это можно назвать самостоятельной, творческой работой.

Чем проект отличается от реферата? Часто путают информационный проект и реферат.

Реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. информационный проект должен содержать предмет поиска, поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов, аналитическую работу, обобщение, выводы и т.д. до получения результатов, внешняя оценка рефлексия.

Как педагогически грамотно заканчивать проект? Последний шаг – рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано с тем, что получилось, т.е. сопоставление цели и результата.

На какие вопросы отвечает ученик в процессе рефлексии?

1. насколько успешно решена проблема?

2. насколько полно собрана информация?

3. насколько представленное проектное решение может быть улучшено?

4. насколько я был успешен в процессе проектирования?

Этапы работы над проектом

Учебный проект

Проблема проекта Почему? Актуальность проблем. Цель проекта Зачем? Целеполагание Задачи проекта Что? Постановка задач Методы и способы Как? Планирование Результат Что получится? Ожидаемый результат

Таким образом, учебный проект с точки зрения педагога - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла. На разных этапах проекта, как полагает Дж. К. Джононс, от участников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем участникам проекта ничего лишнего. У них есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, ребята сталкиваются с тем, что им приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Они черпают их из разных предметных областей, так как проектная деятельность призывает заниматься анализом.

Практически – каждая смена в «Изборском Посаде» так или иначе, является проектом, включающим в себя многочисленные шажки, которые ведут ребят к достижению конечной цели. Летом 2003 года программа включила в себя два проекта (Приложение I .3.1):

· Поле Русской Славы (Куликовская битва)

· Живая душа природы

На творческих отчетах этих проектов хочется остановиться подробнее:

Поле Русской Славы: В один из первых дней смены была проведена творческая педагогическая мастерская «Вначале было слово…», в которой речь шла о жанрах русского устного народного творчества. Во время рефлексии данной мастерской ребятам было предложено на протяжение всей смены, отражая события, происходящие в лагере, к последнему костру написать былину. Былина была написана участниками дружин «Владимир», «Суздаль», «Псков». Разные дружины описывали разные события, но, в конечном итоге, получилось произведение, единое по стилю. Трудно поверить, но авторский коллектив этой былины – 23 человека.

Проект «Живая душа природы» включил в себя самые разнообразные виды деятельности:

· паломнический поход с чтением акафиста «Слава Богу за все»

· поисковую работу с Евангелием

· естественно - научный эксперимент о равноценности взятого у природы и отданного ей

· практическое занятие с фланелеграфом о сотворении мира

· Декоративно-прикладное творчество

·  творческие конкурсы

·  защита творческих проектов (к защите проектов участники не только написали тексты, но и подготовили необходимые декорации, костюмы, театрализации)



Дата: 2019-02-02, просмотров: 325.